Файл: Исследование и диагностика конфликта (Социология конфликтов).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Психологическая традиция изучения конфликтов
1.3. Роль конфликта в формировании личности
1.4. Психологические механизмы нарастания напряжённости
Глава 2. Исследования конфликтов
2.1. Типы конфликтов и конфликтогены
2.2. Внутриличностные конфликты
Глава 3. Диагностика конфликтов
3.1. Методы диагностики конфликтов
3.2. Социологический подход диагностики
3.3. Анализ и методы исследования конфликтов
От стилей поведения влияет, как быстро разрешится конфликт. Плохая адаптация, фрустрации, столкновение интересов, целей, нарушение норм и правил взаимодействия в поведении, вызывают длительное эмоциональное напряжение, снижают толерантность к конфликтным ситуациям. Вовлечение в конфликт большого количества людей, при сплочении группы, может привести к классовым, экономическим, религиозным недовольствам, снижает производительность труда, ухудшая взаимоотношения между членами групп, затрагивает экономические, духовные, социальные сферы жизни.
Борьба за власть, распределение ресурсов, материальные блага, неудовлетворённость собой и социальной средой, обостряют негативные эмоции, усиливают враждебность к окружающему миру, ведут к конфликтам.
Применение инструментов воздействия на конфликтную ситуацию, с помощью различных методик, знание процессов протекания конфликта, психологических особенностей индивида, его мотивы и потребности, позволяют испытуемым осознать истинные причины возникновения конфликта и принять выбор в его разрешении.
Исследование структуры поведения сторон в конфликте, изучение анамнеза прошлых конфликтов, выявление основных источников развития конфликта, причин возникновения, общение участников между собой в ходе конфликта, помогают выдвигать гипотезы и применять валидные и надёжные техники.
Основная задача конфликтолога состоит в прогнозировании, предупреждении и урегулировании конфликта на практике, взаимодействие с другими отраслями науки; разработке методик и технологий оценки опасности возникновения конфликтов в основных сферах жизни и деятельности общества; оценка актуальных конфликтов с аналогичными завершившими.
Для решения проблем конфликта необходимо знать причину, которая кроется в психологической природе явления. Конструктивные методы разрешения конфликтов добавят опыт принятия правильного решения в будущем и помогут предупредить конфликт.
Устранение конфликтных ситуаций, высокая степень толерантности на неблагоприятные факторы, снижает уровень конфликтных ситуаций в процессе взаимодействия. Умение брать ответственность на себя, осознанность, контроль своих эмоций и поведения, ведут к позитивным изменениям и личностному росту. Уважение и понимание друг друга помогают создать гармоничные отношения.
Используемая литература
1. Шейнов В.П. Управление конфликтами/В.П.Шейнов.-СПб.; Питер, 2014.-576 с.
2. Диксон Ч. Конфликт. Семь шагов к миру / Ч. Диксон. – СПб: Питер, 1997. – 329 с.
3. Кармин А.С. Конфликтология/А.С.Карамин.- СПб.: Издательство «Лань», 1999. –448 с.
4. Гришина Н.В.Психология конфликта/ Н.В.Гришина.- СПб.:Питер,2008.- 554 с.
5. Хорни К. Психология женщины. Самоанализ/К.Хорни Самоанализ.-СПб.:Питер,2015.-320 с.
6. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. Социальная психолгия: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов.- М:, 2003. - 471 с.
7. А.Пиз, Б.Пиз. Язык телодвижений: как читать мысли окружающих по их жестам/Алан и Барбара Пиз.-М.: Эксмо, 2015.-448 с.
8. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1990.- 367 с.
9. Цой Л.Н. Практическая конфликтология./Л.Н.Цой..-М.:2001- 233 с.
10. Консультативная психология: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений/Е.Е.Сапогова.-М.: Издательский центр «Акадкмия», 2008.- 355 с.
11. Бодалев А.А. Столин В.В. Аванесов В.С. Общая психодиагностика. СПб.: Изд-во «Речь», 2000. – 440 с.
12. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: учебник для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 285 с.
13. Психологические тесты /сост. С. Касьянов. - М. : Эксмо, 2006.- 608 с.
14. А.А. Бодалёв, А.А.Дергач, Л.Г.Лаптева.// Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом. – М.: изд-во ин-та психотерапии, 2001. – 3-е изд., 640 с.
15. Полагина А.В.Психология// Конструктивный и деструктивный конфликт.URL:http://thelib.ru/books/palagina_aleksandra/konstruktivnyy_i_destruktivnyy_konflikt-read.html. 2016.
16. Ответы диагностика. Диагностика межличностных отношений. http://www.studfiles.ru/preview/1710557/page:10/
17.Конфликтогены рождающие конфликты. http://peregovorshiki.ru/konflikty/konfliktogeny-–-rozhdayushhie-konflikty.html URL: (Дата обращения: 07.12.2014)
18. Управление персоналом/Дуракова И.Б.// Диагностика конфликтов. URL: http://www.srinest.com/book_1403.html. 2009.
19.Психология профессионального образования/Гусарова Н.В.//Диагностика конфликта .URL:http://de.ifmo.ru/-books/0062/102.html
20. Конфликтология/Анцупов А.Я//Этапы анализа конфликтов. URL: http://psyera.ru/4374/etapy-analiza-konfliktov
21.Методы исследования и диагностики конфликтов. URL: http://lekcion.ru/Socialnaja_psihologija_lichnosti/4936-metodi-issledovaniya-i-diagnostiki-konfliktov.html (Дата обращения: 23.01.2014).
22. Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008. http://psyera.ru/istoriya-stanovleniya-konfliktologii-kak-nauki-554.htm
Приложение 1.
Восемь стадий психосоциального развития
Стадия |
Возраст |
Психосоциальный кризис |
Сильная воля |
1. Орально-сенсорная |
Рождение -1 год |
Базальное доверие- базальное недоверие |
Надежда |
2. Мышечно-анальная |
1 -3 года |
Автономия-стыд и сомнения |
Сила воли |
3. Локомоторно-генитальная |
3-6 лет |
Инициативность-вина |
Цель |
4. Латентная |
6-12 лет |
Трудолюбие-неполноценность |
Компетентность |
5. Подростковая |
12-19 лет |
Эго-идентичность-ролевое смешение |
Верность |
6. Ранняя зрелость |
20-25 лет |
Интимность-изоляция |
Любовь |
7. Средняя зрелость |
26-64 года |
Продуктивность |
Забота |
8. Поздняя зрелость |
65 лет-смерть |
Эго-интеграция – отчаяние |
Мудрость |
Источник: Гришина Н.В.Психология конфликта/ Н.В.Гришина.-СПб.:Питер,2008.- 60 с.
Приложение 2.
Процесс коммуникации между участниками взаимодействия
Источник: Гришина Н.В.Психология конфликта/ Н.В.Гришина.-СПб.:Питер,2008.- 72 с.
Приложение 3.
Виды внутриличностных конфликтов
Источник: Гришина Н.В.Психология конфликта/ Н.В.Гришина.-СПб.:Питер,2008.- 103 с.
Приложение 4.
Метод наблюдения
Карта наблюдения.
Цель: изучение особенностей поведения и темперамента.
Объект наблюдения: Цой А.В. муж. 25 лет.
По методике Дж. Равена.
Предмет наблюдения:
1)моторные компоненты; движения, направление движения; дистанции между ними; соприкосновения, толчки, удары;
2) речевые акты, их содержание, частота, продолжительность, экспрессивность;
3) мимика и пантомимика;
4) внешние проявления некоторых вегетативных реакций: покраснение или побледнение кожи, изменение ритма дыхания.
№ |
Наблюдаемые характеристики |
До начала выполнения задания |
После выполнения задания |
1 |
Речевые акты. |
Как это делать? Можно начинать! |
Всё сделал! Интересно. |
2 |
Моторные компоненты. |
Касается кистями за среднюю треть бёдер. Спина прямая, минимальные наклоны корпуса вперёд. Корпус тела направляет вперёд, сгибает руки в локтях. Машет в руках ручкой. |
Взлохматил волосы. Улыбается. Корпус тела отклонил назад, ноги выпрямил, руки вытянул за голову. |
3 |
Мимика и пантомимика. |
Улыбается. Взгляд настороженный. |
Широко улыбается. |
4 |
Вегетативные реакции. |
Побледнение кожи лица. |
Вздыхает. Цвет лица физиологической окраски. Дыхание ровное. |
№ |
Наблюдаемые характеристики |
Во время выполнения задания |
Серия А – 5 минут |
||
1 |
Речевые акты. |
Пропустил вот этот лист, поэтому не сходится. Не увидел А-3. Сбился со счёта. Просит помощи, не может понять нумерацию вопросов. |
2 |
Моторные компоненты. |
Исправляет ответы с сильным нажимом ручки. Касается левой рукой лба, носа. Локти на столе. Перелистывает файлы, держась за край листа не более 1,5 см. Часто открывает рот. Корпус тела близко над столом, во время написания ответов до 30 см. |
3 |
Мимика и пантомимика. |
Взгляд сосредоточен на задании. Хмурит брови. Улыбается. |
4 |
Вегетативные реакции. |
Побледнение кожи лица сменяется лёгким румянцем щёк. |
Серия В – 2 минуты |
Продолжение таблицы
1 |
Речевые акты. |
Шёпотом говорит, повторяет цифры 4,6,3,4. |
2 |
Моторные компоненты. |
Чешет подбородок. Локти на столе. Меняет позу, левое предплечье на столе. Перелистывает файлы, держась за край листа не более 1,5 см. Корпус тела близко над столом, во время написания ответов до 25 см. |
3 |
Мимика и пантомимика. |
Взгляд сосредоточен на выполнении задания, скованность. Хмурит брови. |
4 |
Вегетативные реакции. |
Цвет лица слегка бледный. |
Серия С – 3 минуты |
||
1 |
Речевые акты. |
Шёпотом говорит цифры. (Входит жена, поливает цветы) Не мешай! |
2 |
Моторные компоненты. |
Файлы с тестами сдвигает к правому краю стола. Перебирает левый край файла 1 и 2 пальцами левой кисти, на расстоянии 2 см. Приподнимает лист на расстоянии 3-5 см. Кусает нижнюю губу. Корпус тела над столом, при написании ответов 25 см. |
3 |
Мимика и пантомимика. |
Лицо серьёзное. Хмурит брови. |
4 |
Вегетативные реакции. |
Цвет лица физиологической окраски |
Серия Д – 5 минут |
||
1 |
Речевые акты. |
Шёпотом говорит, речь не слышно. |
2 |
Моторные компоненты. |
Левая кисть полностью соприкасается с файлом. Перебирает файл за нижнюю среднюю треть листа на расстоянии 1-1,5 см. Левым локтем упирается о стол. Левый кулак соприкасается с подбородком. Рот приоткрыт. Часто меняет корпус тела, во время обдумывания ответа. Щипает кожу левой щеки. Сгибает ноги в коленях. |
3 |
Мимика и пантомимика. |
Взгляд сосредоточен. |
4 |
Вегетативные реакции. |
Цвет лица физиологической окраски. Спокойное дыхание сменяется шумными вдохами. |
Серия Е – 4 минуты |
||
1 |
Речевые акты. |
Тихо говорит шёпотом. |
2 |
Моторные компоненты. |
Сильно сгибает лист при перелистывании файлов. Левым локтем упирается о стол, левая кисть на лбу, смещает кисть за левое ухо. Локти со стола не убирает. Смотрит на следующий файл, не решив предыдущий. |
Продолжение таблицы
3 |
Мимика и пантомимика. |
Взгляд сосредоточен. Складки на лбу. |
4 |
Вегетативные реакции. |
Цвет лица физиологической окраски. |
Протокол наблюдения. Включается в коммуникативные отношения легко. До выполнения задания настроение оптимистичное, настороженное. Эмоционально лабилен. При фрустрации тревога сопровождается общим двигательным возбуждением, эмоционально-экспрессивным состоянием. При исправлении ошибок ослабление напряжения. Проявляется нервозность при сложных заданиях. Поглощён действием, на посторонний шум не отвлекается, но если шум продолжительный, речевые высказывания в сторону объекта раздражения (жена). Затруднения в переключении внимания. Скованность проходит после выполнения тестового задания, настроение приподнятое, мышечное расслабление.
Заключение
. Экстраверт. Тип темперамента холерик.
Источник: Московский финансово-промышленный университет «Университет», кафедра психологии, «Практикум по психодиагностике».
Приложение 5
Методика диагностики готовности к риску Шуберта
Объект наблюдения: Кобелева С.А. жен. 40 лет. (№1)
Лысков Е.И. муж. 28 лет. (№2)
Предмет наблюдения: исследование готовности к риску и мотивации к избеганию неудач.
№/воп |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
1 |
2 |
1 |
-2 |
-2 |
2 |
1 |
1 |
-1 |
-2 |
-2 |
-2 |
-2 |
-2 |
-2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
-2 |
2 |
-2 |
1 |
-1 |
2 |
2 |
-2 |
2 |
№/воп |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
Результат |
Сумма |
Продолжение таблицы
1 |
1 |
2 |
-2 |
2 |
-2 |
-1 |
-2 |
-1 |
-2 |
2 |
+15 |
-27 |
-12 |
2 |
2 |
2 |
-2 |
1 |
-1 |
-1 |
-2 |
-2 |
-2 |
2 |
+25 |
-17 |
+8 |