Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Экономическая компонента как одна из важнейших составляющих внешней среды
1.2 Понятие и элементы внутренней среды предприятия
1.3 Метод анализа внутренней среды предприятия
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ ООО «МОБИЛЬНЫЙ ОФИС»
2.1 Внешнее окружение и внутренняя среда организации
2.2. Проблемы разработки стратегии ООО «Мобильный офис»
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ УСЛУГ ООО «ЯНДЕКС. ДЕНЬГИ»
3.1 Выбор стратегии развития ООО «Мобильный офис»
Несмотря на все возрастающее значение внешних факторов, внутренние являются все же определяющими в функционировании и развитии организации.
Академик О.С. Виханский: предложил наиболее полное определение внутренней среды организации. внутренняя среда понимается как часть общей среды внутри организации. Это показывает постоянное и самое непосредственное влияние на деятельность организации. Внутренняя среда имеет несколько элементов, сумма состояний которых определяет потенциал и возможности организации [15, с. 1]. 32].
По мнению О.С. Виханского, внутренняя среда имеет несколько «частей», состояние которых определяет возможности (потенциалы) организации в целом [17, с. 44].
Кадровая часть внутренней среды: взаимодействие между менеджерами и работниками, набор, обучение, продвижение по службе, оценка труда и стимулирование, установление и поддержание отношений между работниками и т. Д.
Организационная часть: коммуникационный процесс; организационная структура; нормы, правила, процедуры; распределение прав и обязанностей; иерархия представления.
Сокращение производства включает в себя: производство продукции, управление поставками и хранением, содержание научных парков, исследования и разработки.
Раздел «Маркетинг» внутренней среды организации охватывает следующие стороны, связанные с продажами продукта: стратегия продукта, стратегия ценообразования, стратегия продвижения продукта на рынке, выбор систем маркетинга и распространения.
При рассмотрении внутренней среды необходимо учитывать, что организация - это система, созданная людьми, поэтому внутренняя среда, существующая в организации, является в основном результатом управленческих решений [16, с. 32]. Однако это не означает, что все внутренние факторы полностью контролируются руководством. Внутренние факторы часто являются «неотъемлемыми факторами», которые руководство должно преодолеть в своей работе.
Внутренние переменные. Ситуационные факторы в организации в первую очередь контролируются и регулируются (т. Е. Являются результатом управленческих управленческих решений).
Внутренняя среда организации является динамическим явлением, поэтому факторы внутренней среды рассматриваются как переменные (т. Е. В процессе их развития) [16, с. 28].
Внутренняя среда - это набор взаимосвязанных элементов, которые изолированы от внешней среды и объединены общими правилами назначения или поведения. Внутренняя среда каждой организации имеет следующие характеристики: - процесс взаимодействия внутренних переменных и трансформации в конечное состояние с ценностью внешней среды - обмен с внешней средой для получения маркетинга ресурсов, информации, энергии и ее продуктов (услуг) - Характерной чертой организации является производительность (эффективность), определяемая как отношение количества произведенного продукта к себестоимости.
Анализ организационной среды - это процесс выявления ключевых элементов внутренней и внешней среды, которые могут повлиять на способность организации достигать своих целей.
Экологический анализ выполняет много важных функций на предприятии: с точки зрения стратегического планирования он улучшает учетную обработку, которая влияет на наиболее важные факторы экономической организации и ее будущего, с точки зрения корпоративной политики, это помогает ей проявить себя Оставьте самое благоприятное впечатление. С точки зрения текущей деятельности, он предоставляет информацию, необходимую для достижения оптимальных рабочих функций.
Чтобы получить более глубокое понимание организации, представляется целесообразным рассмотреть, какие элементы внутренней среды составлены, и определить их влияние на организацию.
1.3 Метод анализа внутренней среды предприятия
SWOT-анализ
Анализ внешней среды оценивает наиболее важные состояния и перспективы развития с точки зрения организации, тем и экологических факторов (промышленность, рынок, поставщики и ряд глобальных экологических факторов, которые не имеют прямого воздействия).
После анализа внешней среды и получения данных о факторах риска или создания новых возможностей руководство должно оценить, обладает ли компания внутренними силами, чтобы воспользоваться этими возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями.
Метод, используемый для диагностики внутренних проблем, называется административной проверкой. Опрос руководства - это систематическая оценка функциональных областей организации с целью определения ее сильных и слабых сторон. Опрос руководства состоит из пяти функций - маркетинг, финансы, (операционное) производство, человеческие ресурсы, корпоративная культура и имидж.
Существует много способов анализа внутренней и внешней среды организации, и мы рассмотрим некоторые из них:
Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.
SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).
- Сильные стороны (Strengths) — преимущества организации;
- Слабости (Weaknesses) — недостатки организации;
- Возможности (Opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
- Угрозы (Threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.
Для проведения анализа необходимо:
- Определить основное направление развития предприятия (его миссию)
- Взвесить силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно ли двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ);
- Поставить перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности (определение стратегических целей предприятия)
Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.
Сильные стороны предприятия — то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки.
Слабые стороны предприятия — это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.
Рыночные возможности — это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые можно использовать.
Рыночные угрозы — события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.
Один и тот же фактор для разных предприятий может быть как угрозой, так и возможностью. Например, для магазина, торгующего дорогими продуктами, рост доходов населения может быть возможностью, так как приведет к увеличению числа покупателей. В то же время, для магазина-дискаунтера тот же фактор может стать угрозой, так как его покупатели с ростом зарплат могут перейти к конкурентам, предлагающим более высокий уровень сервиса.
SNW – анализ
SNW – анализ – это усовершенствованный SWOT-анализ.
Strength (сильная сторона),
Neutral (нейтральноя сторона),
Weakness (слабая сторона).
В отличие от анализа слабых и сильных сторон SNW – анализ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что «зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S».
Для составления SNW – анализа необходимо заполнить таблицу, можно предложить такой вариант:
Таблица.4
Наименование стратегической позиции |
Качественная оценка позиции |
||
Сильная (S) |
Нейтральная (N) |
Слабая (W) |
|
Стратегия организации |
|||
Бизнес-стратегии |
|||
Оргструктура |
|||
Финансы |
|||
Продукт как конкурентноспособность |
|||
Структура затрат |
|||
Дистрибуция как система реализации продукции |
|||
Информационная технология |
|||
Инновации как способ к реализации на рынке продуктов |
|||
Дополнительные стратегические позиции (с учетом специфики организации) |
PEST – анализ
PEST – анализ – это инструмент, предназначенный для выявления:
- политических (Policy),
- экономических (Economy),
- социальных (Society),
- технологических (Technology)
Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST – Анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.
заслуживают меньшего внимания.
Вывод:
Анализ среды - это очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующего внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценка факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами. Очевидно, что не зная среды, организация не сможет существовать. Организация изучает среду, чтобы обеспечить себе успешное продвижение к своим целям.
Необходимо отметить, что внутренняя среда показывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации, она как бы полностью пронизывается организационной культурой, которая так же, как выше перечисленные срезы, должна подвергаться самому серьезному изучению в процессе анализа внутренней среды организации.
Глубокий и тщательный анализ внутренней среды является необходимой предпосылкой принятия управленческих решений.
Существует большое количество методов анализа внутренней и внешней среды организации.
Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ, SNW – анализ – это усовершенствованный SWOT-анализ, PEST – анализ – это инструмент, предназначенный для выявления:
- политических (Policy),
- экономических (Economy),
- социальных (Society),
- технологических (Technology)
Для анализа среды может быть применен метод составления ее профиля. Данный метод удобно применять для составления профиля отдельно макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ ООО «МОБИЛЬНЫЙ ОФИС»
2.1 Внешнее окружение и внутренняя среда организации
- Анализ внешней среды
Для эффективного анализа внешней среды ООО «Мобильный офис» разделим его на анализ среды косвенного воздействия и анализ среды прямого воздействия.
-
- Анализ среды косвенного воздействия
Для проведения анализа среды косвенного воздействия используем PEST-анализ. Результаты PEST-анализа факторов среды косвенного воздействия для ООО «Мобильный офис» представлены в табл. 17.
№ |
Факторы среды |
Оценки |
||
влияния на организацию |
направленности влияния |
Интегральная |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
ст.3 х ст.4 |
Политические (Р) |
||||
Политическая ситуация |
1 |
-1 |
-1 |
|
Изменение законодательства |
2 |
+2 |
+2 |
|
Государственное влияние на отрасль |
3 |
+3 |
+3 |
|
Уровень развития правового регулирования экономики, |
1 |
+1 |
+1 |
|
Налоговая политика |
0 |
0 |
0 |
|
Экономика (Е) |
||||
Общая характеристика экономической ситуации |
3 |
+3 |
+3 |
|
Курс национальной валюты |
3 |
+3 |
+3 |
|
Уровень инфляции |
2 |
+2 |
+2 |
|
Инвестиционный климат в отрасли |
3 |
+3 |
+3 |
|
Социум ( S ) |
||||
Демографические изменения |
2 |
+2 |
+2 |
|
Уровень безработицы |
2 |
+2 |
+2 |
|
Социальная мобильность населения |
2 |
+2 |
+2 |
|
Активность потребителей |
3 |
+3 |
+3 |
|
Уровень образованности и знаний |
2 |
-2 |
-2 |
|
Технология ( Т ) |
||||
Развитие Интернета и прочих дополнительных каналов связи |
3 |
+3 |
+3 |
|
Уровень автоматизации производства |
2 |
+2 |
+2 |
|
Скорость обновления и освоения новых технологий |
2 |
-2 |
-2 |
|
ИТОГО |