Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (Различные модели жизненного цикла).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1) Подготовка организационного проекта: проектирование организационной структуры; расчет потребности в персонале; анализ кадровой ситуации в регионе; разработка системы стимулирования труда.

2) Формирование кадрового состава

3) Разработка системы и принципов кадровой работы: формирование кадровой политики и плана кадровых мероприятий; формирование самой кадровой службы (организационная структура, набор состава сотрудников); разработка системы сбора, хранения и использования кадровой информации.

2. Стадия интенсивного роста

Организации удалось пройти самый сложный период - стадию формирования. Сформулировано новая идея, найден товар, получены средства, налажено производство, и товар поступил на рынок. Проект был хорошо продуман, предприятие заработало, количество потребителей стала существенно увеличиваться. Можно радоваться: организация растет, появляются все новые и новые клиенты. Однако это уже следующая стадия формирования организации - стадия интенсивного роста.

Для удовлетворения растущего спроса организация должна быстро переструктурировать, должны появиться новые отделы, подразделения, установлены связи между ними. Многие организации начинают привлекать к работе с клиентами не только собственные структуры, но и другие организации, например, по договорам. В связи с быстрым ростом обостряется проблема управляемости организацией, включения новых подразделений, установления новых и оптимизация старых связей. Для ряда отраслей бизнеса существенно долгосрочное взаимодействие с клиентом, поэтому становится важным создание поддерживающих структур, например, сервиса или дополнительных услуг. Для поддержания хорошего спроса важны вопросы рекламы, создания имиджа организации, установления контактов с общественностью, внешней средой в целом.

Учитывая, что рост организации ставит проблемы управляемости, менеджер по персоналу должен продумывать вопросы изменения организационной структуры, принципов управления и в широком смысле - командного управления и формирования управленческих команд. Однако наиболее существенная проблема, с которой сталкивается управление персоналом - проблема корпоративной культуры. В период интенсивного роста организация может включать в себя гораздо больше персонала, чем на предыдущих стадиях.

Организация живет в социальной среде, деятельность ее направлена на удовлетворение потребностей заказчиков и через это - своих собственных. Однако нельзя создать эффективную организацию, если она не будет проводить процесс адаптации к внешней среде, приспосабливаться к ее изменениям, разрабатывать наиболее эффективные приемы реагирования. С другой стороны, нельзя говорить об организации, если она не будет создавать своего собственного внутреннего пространства, особой внутриорганизационные атмосферы и решать задачи внутренней интеграции. Именно корпоративная культура фиксирует основные задачи организации с внешней адаптации и внутренней интеграции.


2. Стадия стабилизации

Стадии стабилизации достигают не все организации, успешно вышли на рынок. Парадокс может состоять в том, что даже при изобилии клиентов организация может погибнуть, если не сможет вырасти и измениться в соответствии с потребностями рынка. Поэтому часть организаций так и не «доживают» до стадии стабилизации - желанной спокойной гавани. Кажется, что именно этот период является самым спокойным для фирмы - есть клиенты, есть сотрудники, понятно, что и как делать (отработанные технологии). Остается только спокойно работать, но на стадии стабилизации ждет ряд проблем, без решения которых организация может погибнуть.

Основная задача работы управленческого персонала на этой стадии - не только содержание достигнутого уровня рентабельности и неувеличению затрат на производство, но и обязательная снижение затрат на сырье, технологию и особенно персонал, в частности, в ситуации жесткой конкуренции. Чтобы удержать стабильность, любой организации необходимы поиски новых сегментов рынка, диверсификация производства, включение новых бизнесов в сферу свой деятельности. Выросла организация должна закрепить собственную организационную структуру, сделать ее максимально эффективной в новых условиях всемерной экономии. Все это особым образом детерминирует и деятельность кадровой службы.

Какие задачи должны быть решены, прежде всего, в этой ситуации?

1. Для оптимизации производства, снижения уровня затрат на персонал необходимо провести анализ деятельности, выявить источники потерь и построить работы максимально эффективно. Постепенно, вводя небольшие усовершенствования, рационализацию труда, можно повысить его интенсивность, а используя систему оплаты труда, - и мотивацию персонала.

2. Для оценки эффективности деятельности каждого, выявления резервов роста производительности и качества организации должна проводить регулярные оценочные процедуры - аттестацию персонала, рабочих мест. На основании полученных данных могут быть улучшены системы распределения работы, технологии деятельности, формы оплаты и стимулирования.

3. Однако наиболее существенная проблема, с которой сталкивается управленческий персонал на стадии стабилизации, -выбор между ориентацией на функционирование (поддержание работоспособности организации в нынешней технологии и объеме) и развитием (подготовка организации к следующему изменения, предотвращение кризиса, неизбежна, если организация не сможет найти новый продукт, изменить направление деятельности).


Таким образом, и управление организацией, и управление персоналом должны решить, что для организации сейчас целесообразно: максимально сосредоточиться на «эксплуатации» достигнутого или начать изменения, готовить новый продукт новый рынок, саму организацию к будущему, и этим предотвратить неотвратимо приближается стадию кризиса. Однако менеджер по персоналу должен учитывать, что человеку свойственно стремление к стабильности, естественности процесса. Поэтому даже после принятия стратегического управленческого решения готовиться к новому этапу, создавать новый продукт, изменять деятельность и организационную структуру -персонал необходимо включить в реорганизационных, инновационную деятельность. Начать процесс изменения можно только, преодолевая сопротивление изменениям.

2.2 Зависимость целей предприятия от стадии его жизненного цикла

В современных условиях конкурентной рыночной среды на любых этапах жизнедеятельности украинских предприятий часто возникает проблема выбора, разработки и формирования обоснованной стратеги развития. Использование концепции жизненного цикла предприятия в сфере стратегического планирования является сегодня актуальным и обоснованным как в теоретическом плане, так и с точки зрения практического воплощения.

В управлении предприятием отправной точкой стратегических действий является цель. Главная цель (миссия) предприятия может быть определена при условии четкого представления о продукции или услугу, которая может найти сбыт на конкретном сегменте рынка, о существовании общественной фирмы, наряду с идеей самопризнания и формирования неповторимого имиджа является основой философии существования предприятия в современных условиях.

После формулировки меси устанавливаются стратегические цели предприятия, которые являются способом выполнения главной цели и помогают сформировать стратегии. Цели предприятия могут быть разными, некоторые из которых приведены в таблице 1. Конечно, это, прежде всего достижение экономических целей, то есть получение прибыли, которые обеспечивают долгосрочную прибыльность, жизнеспособность и развитие предприятия, дает возможность реализации предприятием и других указанных целей. Бывают случаи создания социально-ориентированных предприятий, главной целью которых является, например, новые рабочие места, охрана окружающей среды и тому подобное. Предприятия, которые долгое время существуют на рынке и хорошо укрепили свои позиции кроме экономических целей ставят перед собой также целые социальные, корпоративные. Следует заметить также, что ко всему предприятию в процессе реализации своих целей можно применить модель жизненного цикла. Для предприятий, например, со специфическими целями (смотреть таблицу 1) модель жизненного цикла не является характерная, ведь не все украинские предприятия создаются, ориентируясь на «беспредельное» существования.


Цели предприятия показаны в таблице 2.1:

Таблица 2.1

Название группы

Цели предприятия

Рыночные

Завоевание доли рынка. Увеличение объемов продаж.Создание конкурентного преимущества. Завоевание новых рынков.

Экономические

Рост прибыли. Рост рентабельности оборота. Рост рентабельности собственного капитала. Рост рентабельности общего капитала.

Финансовые

Обеспечение ликвидности. Усиление торгового и кредитного рейтинга. Обеспечение самофинансирования.

Специфические

Создание предприятия с целью получения льгот как юридического лица. Преднамеренное банкротство с целью реализации специфического плана приватизации (коммерциализации) предприятия. Создание предприятия и преднамеренное банкротство как результат сознательного перераспределения потоков расходов и доходов между предприятиями.

Социальные

Создание новых рабочих мест. Увеличение доходов и выполнения социальных обязательств работникам предприятия. Содействие личному развитию работников предприятия. Охрана окружающей среды.

Корпоративные

Рост имиджа и престижа. Создание политического влияния. Влияние на общественность. Сохранение корпоративных традиций.

Зависимость целей предприятия от стадии его жизненного цикла

В современных условиях конкурентной рыночной среды на любых этапах жизнедеятельности украинских предприятий часто возникает проблема выбора, разработки и формирования обоснованной стратеги развития. Использование концепции жизненного цикла предприятия в сфере стратегического планирования является сегодня актуальным и обоснованным как в теоретическом плане, так и с точки зрения практического воплощения.

В управлении предприятием отправной точкой стратегических действий является цель. Главная цель (миссия) предприятия может быть определена при условии четкого представления о продукции или услугу, которая может найти сбыт на конкретном сегменте рынка, о существовании общественной фирмы, наряду с идеей самопризнания и формирования неповторимого имиджа является основой философии существования предприятия в современных условиях.

После формулировки миссии устанавливаются стратегические цели предприятия, которые являются способом выполнения главной цели и помогают сформировать стратегии. Цели предприятия могут быть разными, некоторые из которых приведены нами в таблице 1. Конечно, это, прежде всего, достижение экономических целей, то есть получение прибыли, которые обеспечивают долгосрочную прибыльность, жизнеспособность и развитие предприятия, дает возможность реализации предприятием и других указанных целей. Бывают случаи создания социально-ориентированных предприятий, главной целью которых является, например, новые рабочие места, охрана окружающей среды и тому подобное. Предприятия, которые долгое время существуют на рынке и хорошо укрепили свои позиции, кроме экономических целей ставят перед собой также целые социальные, корпоративные. Следует заметить также, что ко всем предприятиям в процессе реализации своих целей можно применить модель жизненного цикла. Для предприятий, например, со специфическими целями модель жизненного цикла не является характерная, ведь не все украинские предприятия создаются, ориентируясь на «беспредельное» существования.


Цели предприятия зависят от стадии его жизненного цикла, поэтому стратегии и, в частности, маркетинговые стратеги избираются в зависимости от местонахождения предприятия на кривой ЖЦП. Есть и противоположная зависимость: с помощью формулировки и выполнения соответствующих стратегий осуществляется управление жизненным циклом предприятий. В табл.2 представлены возможные цели и стратегии в зависимости от стадии жизненного цикла предприятия.

Зависимость целей и стратегий предприятия от стадии его жизненного цикла показана в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Стадии цикла

Цели и стратегии предприятия

Создание

Выживание, формирование предпосылок дальнейшего развития предприятия, избрание перспективных направлений деятельности, обеспечения безубыточности деятельности и минимальной прибыли

Рост

Ускоренный рост объемов продаж и прибыли, самофинансирования, диверсификация деятельности, формирование имиджа

"Стойкая" зрелость

Сбалансированный рост, диверсификация деятельности, формирование портфеля капиталовложений

"Пассивная" зрелость

Сохранение позиций обеспечения средней нормы дохода; развитие направлений деятельности, преследуют внеэкономические цели

Упадок

Ликвидация или поиск дополнительных импульсов в деятельности предприятия путем реорганизации или переориентации

Цели устанавливают направление движения компании в рыночной среде, а стратегия определяет метод реализации целей. В экономической литературе сформирован взгляд на классификации стратегий предприятия на трех стратегических уровнях - общефирменной, уровне стратегических хозяйственных подразделений (стратегических зон хозяйствования (СЗХ)) и функциональном.

2.2 «Выращивание здоровых организаций»

Основной вызов для организации на любом этапе развития - это преодолеть те проблемы, которые возникают сначала во время внутреннего роста команды, а затем и во внешних изменениях - изменениях рынка, конкурентов, технологий, бизнеса и политической среды.

Эта неизбежная реальность ведет к следующим пяти важных сущностей проблемы в организации:

1. Проблемы - нормальные и желательны. Они естественным результатом изменений. Есть только одно место на кривой жизненного цикла, где менеджера ничего не беспокоит, - это Смерть. Если Вы думаете, что хорошие менеджеры - это те, чьи организации не имеют проблем, - подумайте еще раз. Ваше вознаграждение за успешное решение сегодняшних проблем будет нашествие новых проблем завтра - при том больших и комплексными. Если Ваша компания стоит перед большим количеством изменений на Вашем рынке, в технологиях или в области, увеличивается и вызов, который Вы должны принять, чем больше изменений, тем быстрее появляются и растут проблемы.