Файл: 56. Субъект Российской Федерации как политико-территориальное образование на примере г. Северодвинск.pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы муниципального управления
1.1. Понятие муниципального управления
1.2. Функции и методы муниципального управления
1.3. Правовые основы муниципального управления
2. Анализ практики и особенностей организации управления муниципальным образованием г. Северодвинск
2.1. Общая характеристика муниципального образования г. Северодвинск
2.2. Организационные основы муниципального управления г. Северодвинск
2.3. Предложения по оптимизации структуры муниципального управления
Содержание:
Введение
Актуальность темы исследования определена тем, что муниципальное управление является одновременно формой самоорганизации граждан и составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти (инструментом демократического участия граждан в управлении общими делами) и элементом рыночной экономической системы (восполняя пробелы рынка в части оказания услуг жителям и координации хозяйственной деятельности).
В то же время содержание управленческой деятельности органов муниципального управления имеет двойственную природу. Она включает в себя как вопросы общего взаимодействия органов муниципального управления с хозяйствующими субъектами разных форм собственности, действующими на территории муниципального образования, так и регулирование хозяйственных отношений для муниципальных предприятий, учреждений и организаций.
Исследованию организации местного самоуправления посвящены научные работы отечественных авторов, таких как: Парахина В.Н., Галеев Е.В., Ганшина Л.Н., Христенко В.Б., Иванова З.Ю., Кораблев М.М., Юмаев Е.А., Микрюков А.В., Барциц И.Н., Борисоглебская Л.Н., Кирсанов С.А., Кайль Я.Я. и других.
Однако, многие политические деятели и научные исследователи сходятся во мнении, что в настоящее время недостаточно разработана методическая база местного самоуправления. Отсутствие рекомендаций по управлению местными органами власти осложняет деятельность работников муниципалитетов, большинство из которых не имеют соответствующего образования.
Объектом исследования является г. Северодвинск как муниципальное образование.
Предметом исследования выступает организация муниципального управления г. Северодвинск.
Целью работы является изучение особенностей управления муниципального образования г. Северодвинск. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы муниципального управления.
2. Провести анализ практики и особенностей организации управления муниципальным образованием г. Северодвинск.
Цель и задачи работы обусловили ее структуру, которая состоит из введения, двух глав, которые в свою очередь включают в себя параграфы, заключения и списка использованной литературы.
В качестве основных методов исследования в процессе написания данной работы использовались сбор информационных данных, их структурирование и анализ.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что его результаты исследования, рекомендации и предложения, представленные в работе, могут быть использованы в качестве основы при дальнейшей организации муниципального управления муниципальным образованием г. Северодвинск.
Теоретико-методологической и информационно-эмпирической базой, исследования послужили труды отечественных и зарубежных исследователей, публикации периодической печати, а также информационные ресурсы сети Интернет.
1. Теоретические основы муниципального управления
1.1. Понятие муниципального управления
В современных условиях управленческая деятельность выступает как один из важнейших факторов функционирования общества, промышленного и сельскохозяйственного производства, обеспечения условий для социально-экономического и культурного развития территорий.
В наиболее общем виде, государственное управление может быть определено как практико-ориентированное, организующее и регулятивное воздействие, оказываемое государством на совокупность существующих в обществе процессов и отношений, с целью их упорядочения, сохранения или преобразования, осуществляемое с опорой силу государственно-властного принуждения.[1]
Муниципальное управление - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, основанный на принципе самоуправления и направленный на удовлетворение общественных интересов и потребностей в рамках, определенных законом.[2]
Представители каждого из уровней местного управления выполняют четко оговоренные функции, для чего имеют установленные ресурсы и полномочия и несут ответственность по принятым решениям.
В органах власти разграничение полномочий осуществляется по-разному. Ключевым фактором такого разграничения выступает то, каким именно является государство (тоталитарным или демократическим). В Российской Федерации как демократическом государстве местное управление признается на разных уровнях: субъект, муниципальное образование.
Высшей ценностью местного управления является признание прав человека и гражданина. Гражданин выступает самостоятельным субъектом, который и формирует управление на муниципальном уровне.
Представляется актуальным рассмотреть сущность муниципального управления с разных позиций (рис.1.1)
Рисунок 1.1 Позиции рассмотрения сущности муниципального управления[3]
С правовой позиции муниципальное управление представляет собой форму деятельности, посредством которой реализуются функции государства.
Социологическая позиция (общая теория управления) означает взаимодействие субъектов и объектов отношений. Целенаправленное воздействие компетентных органов на жизнь людей.
Управленческая позиция позволяет рассматривать управление как управление коллективом и менеджмент путем планирования, организацией, контролем и руководством. В данной позиции осуществлен отход от правовых аспектов, и рассматривается лишь менеджмент и организация управления.
Таким образом, муниципальное управление - это сложное правовое явление, которое тесно связано с менеджментом.
1.2. Функции и методы муниципального управления
Функции муниципального управления - это направления деятельности муниципальных органов, которые являются базовыми. Функции определяются соответственно природе самоуправления на местах, и отличаются между собой объемами и целями.
Рисунок 1.2. Базовые функции местного самоуправления[4]
Правовая доктрина выделяет следующие базовые функции местного самоуправления (рис.1.2):
1. Обязательное участие жителей в разрешении вопросов, которые могут решаться на местном уровне. Муниципальная деятельность призвана создать условия для возможности населению участвовать в самоуправлении. К условиям можно отнести: присутствие выборных органов; использование прямой демократии; материально-финансовая база для разрешения вопросов муниципального образования.[5]
Население муниципалитета участвует в управлении путем выборов представителей в органы власти. Известно, что представительные органы выбираются при тайном голосовании, основываясь на ровном избирательном праве. Законодательно установлено, что власть может осуществляться на сходе граждан. Так же возможен созыв местного референдума, где будут участвовать все граждане, которые проживают на территории образования. Население имеет право вносить различные проекты нормативно-правовых актов, а органы обязаны их рассмотреть.[6]
Развитие демократии на муниципальном уровне обеспечит крепкую взаимосвязь органов и их должностных лиц с жителями образования, и позволит последним контролировать деятельность органов местного самоуправления.
2. Упорядоченное управление финансами и собственностью. Органы местной власти подтверждают свою необходимость при упорядоченном и рациональном управлении финансами и собственностью. Органы местного самоуправления выступают в качестве собственника имущества и финансов муниципального образования, однако в случаях, предусмотренных законом, им может выступать население. Органы местного самоуправления могут передать имущество в пользование юридическим и физическим лицам. Могут совершать и иные сделки в отношении муниципального имущества.
3. Удовлетворение потребностей жителей. Целью муниципального управления выступает улучшение условий жизни населения и создание устойчивой и благоприятной среды населения. Происходит достижение этих целей благодаря деятельности муниципальных органов по развитию местной инфраструктуры. Удовлетворяя потребности жителей муниципальные органы содержат, организуют и развивают учреждения, службы и организации.[7]
Органы власти в муниципальном образовании занимаются развитием дошкольного и общего образования, поддержанием тепло-, газо-, водоснабжением и пр. Данные мероприятия позволяют создать все необходимые предпосылки для реализации прав и свобод человека и гражданина.
4. Охрана окружающей природной среды и правопорядка в целом. Общественный порядок - это база для нормальной жизни муниципального образования и важнейшее условие для того, чтобы реализовывались свободы и права человека и гражданина. На сегодняшний день охраной общественного порядка занимаются органы внутренних дел. Органы местного самоуправления обязаны поддерживать полицию. Законодатель определил, что органы местного самоуправления обязательно должны участвовать в охране окружающей природной среды. Органы власти взаимодействуют с государственными органами и обеспечивают оценку состояния окружающей среды, принимают программы для поддержания экологии, выдают разрешения на разные виды природопользования.
5. Защита прав и интересов муниципального образования. Защита прав и интересов муниципального образования означает то, что местное самоуправление имеет право на судебную защиту. И, следовательно, защита прав местного самоуправления - важнейшая функция в деятельности органов местного самоуправления.
Метод муниципального управления можно рассмотреть в качестве способа, средства или приема, на основе которого субъект муниципального управления воздействует на коллективы людей или же на отдельных представителей коллективов как на объекты муниципального управления для того, чтобы цели муниципального управления были достигнуты.
Согласно И.Д. Фиалковской, наиболее четким критерием, который может быть основной для классификации методов муниципального управления, может быть рассмотрен способ воздействия.[8].
Таким образом, взяв за основу способ воздействия можно осуществить выделение следующих управленческих методов (см.табл.1.1).
Таблица 1.1.
Управленческие методы муниципального управления [9]
№ п/п |
Наименование метода |
Характеристика |
1 |
Метод убеждения |
Данный метод можно также назвать методом административного убеждения. Указанный метод представляет из себя совокупность способов, а также средств, которыми направляется поведение людей и их сознание на то, чтобы люди в добровольном порядке были подчинены требования, которые имеют отношение к государственному управлению, а также которые обладают организационным или правовым характером |
2 |
Метод поощрения |
Метод поощрения в муниципальном управлении или же метод административного поощрения является набором способов и средств, за счет которых обеспечивается оценка и признание тех заслуг, которые соответствуют волевым действия, а также тех, которые находятся выше, чем тот уровень требований к правомерному поведению, который является установленным |
3 |
Метод принуждения |
Метод принуждения в системе муниципального управления или метод принуждения по административному праву представляется в виде совокупности действий и способов, которыми обеспечивается служебная дисциплина, а также правопорядок в системе государственного управления |
4 |
Метод регулирования |
Метод регулирования муниципальном управлении, который также может быть назван как метод административного регулирования. Данный метод является комплексом, который несет в себе средства и способы, которыми обеспечивается реализация тех функций, относящихся к сфере муниципального управления, которые представляют собой оперативную и повседневную группу функций. Они также направлены на обеспечение правоверного поведения со стороны субъектов, относящихся к административному праву. Под регулированием в общем виде, в данном случае, понимается та система способов, которая представляет собой основу осуществления функций, которые обладают положительным характером и представляют собой практику функционирования органов, которые относятся к муниципальному управлению |