Файл: Законность и правопорядок.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правопорядок в обществе обеспечивает вся система гарантий, при органическом взаимодействии между собой, взаимном обусловливании и взаимном дополнении.

Таким образом, правопорядок является основанной на праве и законности организацией общественной жизни, в которой отражается качественное состояние общественных отношений на конкретном этапе развития общества.

2. Общие и специальные гарантии законности и ее обеспечение в правовом государстве

2.1 Общие гарантии законности

Несмотря на их значимость, требования законности не воплощаются в жизнь автоматически, стихийно. Для того чтоб правовые предписания не остались только на бумаге, необходимо наличие соответствующих условий, и определенного комплекса мер, среди которых организационные, идеологические, политические, юридические, которые обеспечивают реализацию и являются гарантией законности. Гарантировать законность – значит сделать ее незыблемой.

Среди данных гарантий необходимо четкое разграничение общих условий и специальных средств, обеспечивающих законность.

Общие условия – это объективные (экономические, политические и т.д.) условия общественной жизни, в которых происходит осуществление правового регулирования.

Посредством данных условий создается макросреда реализации права, его функционирование, предопределяя в определенной степени также и специальные средства для укрепления законности.[16]

Общие условия принято подразделять на:

1) Экономические условия – это условия, которые обеспечивают законность, к ним относят организованность в экономической сфере, ритмичную работу всего хозяйственного организма, постоянное увеличение производительности труда и объема производства, устойчивую денежную систему и т.д.

2) Политические условия – сильная государственная власть, которая характеризуется устойчивостью, легитимностью, властью при поддержке общества, способность реализации принимаемых правовых предписаний.

3) Идеологические условия характеризуется уважением к праву, как результат личных убеждений человека, при этом не лишь рядового гражданина, но в первую очередь это относится к государственным служащим, законодателю.


4) Социальные условия. Прочная законность возможна лишь при наличии социальной стабильности, если граждане уверены в том, что их социальные права и свободы незыблемы.

5) Правовые условия. Состояние законности как политико–правового явления обуславливает состояние самого права, система законодательства.

Таким образом, гарантии законности является объективным условием и субъективным фактором, а также специальным средством, обеспечивающим законность.

2.2 Специальные гарантии законности

Специальные средства законности являются юридическими и организационными средствами, предназначенными для обеспечения законности. Среди них выделяются юридические и организационные средства (гарантии).

Юридические гарантии являются совокупностью закрепленных в законодательстве средств, включая также организационно–правовую деятельность для их применения, направленную для того, чтоб обеспечить законность, для беспрепятственного осуществления, защиты прав и свобод.[17]

Принято выделять юридические гарантии (средства), среди которых:

– средства выявления правонарушений;

– средства предупреждения правонарушений;

– средства пресечения правонарушений;

– меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранение последствий правонарушений;

– юридическую ответственность;

– правосудие.

Организационные гарантии – это разные мероприятия организационного характера, которыми обеспечивается укрепление законности, борьба с правонарушениями, защита прав граждан. К ним относят кадровые, организационные меры создания условий, необходимых для нормального функционирования юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в структуре последних спецподразделений[18].

Таким образом, в правовом государстве выделяют целую систему гарантий законности и правопорядка. Гарантии законности как таковой мы рассмотрели ранее.

Гарантии законности и правопорядка – те условия общественной жизни и специальные меры, которые принимает государство для обеспечения прочного режима законности и стабильность правопорядка в обществе. Выделяют гарантии законности и порядка, которые могут быть материальными, политическими, юридическими и нравственными.

Материальные гарантии – это экономическая структура общества, в пределах которой осуществляется установление эквивалентных отношений производителей и потребителей материальных благ. При наличии эквивалентных рыночных отношений с товарооборотом формируется материальная основа, необходимая для нормального функционирования гражданского общества. В данных условиях любой субъект права экономически свободен и самостоятелен. При поддержке и охране законом, он полностью реализует собственные возможности в сфере материального производства, что выступает в качестве важной гарантии законности и общественного правопорядка.


В качестве политических гарантий законности и правопорядка выступают все элементы политической системы общества, поддерживаемые общественную жизнь, основываясь на юридических законах, в которых отражается объективная закономерность общественного развития. Государство, совместно с его органами, разными общественными объединениями и частными организациями, трудовыми коллективами – всеми звеньями современной политической системы общества, для своего жизнеобеспечения всемерно поддерживается необходимый режим законности и стабильность правопорядка.

Те политические организации или отдельные политические деятели, которые противопоставляют себя порядку, установленному законом, лишаются защиты со стороны государства.

Политические организации или некоторые политические деятели, противопоставляя себя порядку, который установленный законом, не обладают защитой государства.

Среди юридических гарантий выделяют деятельность государственных органов и учреждений, которая должна предотвращать и пресекать нарушения законности и правопорядка. Она осуществляется законодательными, исполнительными и судебными органами государственной власти. Основные направления борьбы с правонарушениями формируются законодательными органами, посредством издания соответствующих нормативно–правовых актов, которые предусматривают юридическую ответственность в случае противоправных действий. Непосредственная работа, направленная на профилактику и пресечение правонарушений осуществляется правоохранительными государственными органами. В случае наличия крепких экономических и политических гарантий правоохранительной деятельностью государства эффективно обеспечивается оптимальный режим устойчивости правопорядка[19].

К нравственным гарантиям правопорядка относят благоприятную морально–психологическую обстановку, в которой происходит реализация юридических прав и обязанностей участников правоотношений; их духовность и культура; чуткость и внимание государственных органов и должностных лиц в отношении человека, его интересов и потребностей.

В процессе создания здоровой нравственной обстановки в сфере правового регулирования принимают участие все звенья политической системы общества, включая благотворительные организации, учреждения культуры и искусства, школу, высшие учебные заведения, церковь. Нравственно здоровое общество является обществом, в основе функционирования которого находятся законы, при условии стабильного правопорядка.


Правопорядок в обществе обеспечивает вся система гарантий, при органическом взаимодействии между собой, взаимном обусловливании и взаимном дополнении[20].

Среди институтов, которые характерные развитому государству в условиях демократии, стоит отметить: мандат народа для осуществления власти, в первую очередь, формируя представительные органы, выполняющие законодательные и контрольные функции; муниципальное самоуправление; подчиненность всех подразделений власти закону; независимое и сильное правосудие; наличие государственной власти в отдельных блоках, включая исполнительную власть.

В правовом государстве ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив или общественная организация, ни один человек не имеет право посягательства на закон. В случае его нарушения на них возлагается строгая юридическая ответственность. Рассматривая верховенство закона как нормативно–правовой акт, который обладает высшей юридической силой, стоит понимать, что все подзаконные акты должны строго соответствовать ему.

Недопустимо «обогащение» закона посредством подзаконных актов, вкладывая в его содержание такой смысл, который не предусмотрел законодатель. Также, все граждане должны в своем поведении учитывать закон, для чего необходима достаточная информированность.

Акты реализации юридических прав и обязанностей являются фактическим поведением субъектов правоотношений для осуществления их прав и обязанностей. С помощью данных актов можно достичь целей правового регулирования, удовлетворить определенные законные интересы управомоченных и обязанных лиц. Как мы отмечали ранее, к основным формам реализации права и обязанностей относят использование предоставленных нормами прав возможностей, исполнение обязывающего правового предписания, соблюдение правовых запретов.

Правовым государством также предполагается правовая устойчивость Конституции. Ее нельзя постоянно менять, дополнять и обновлять. Так как в таком случае, она может перестать выступать в качестве Основного Закона государства, который обладает долгосрочностью. Именно поэтому численные изменения, внесенные Верховным Советом Российской Федерации в Конституцию Российской Федерации противоречат правовому государству, формируя нестабильную внутриполитическую обстановку в обществе. Если конституция является выражением государственной воли общества, то ее изменения, обновления должны ей соответствовать[21].


Укрепление законности все еще актуальная задача, так как является центральной категорией правового государства. Новая Конституция Российской Федерации, отталкиваясь от принципа разделения властей, подкорректировала иерархию нормативно–правовых актов. Согласно Конституции Российской Федерации, среди федеральных законов необходимо выделить: федеральные конституционные законы и федеральные законы. Статьей 76 установлено, что согласно предмету ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации – федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. За пределами ведения Российской Федерации субъектами Федерации осуществляется собственное правовое регулирование. К правовым актам субъектов Федерации относят: конституцию республик, устав края, области, города федерального значения, автономные области и автономные округа, законы и другие нормативные правовые акты субъектов Федерации.[22]

Таким образом, с позиций личности законность является в первую очередь средством защиты ее прав, свобод и законных интересов. Законностью обеспечивается охрана человека не только от произвола самого государства и его органов, но также и от противоправных действий со стороны других лиц. На состояние законности влияет уровень свободы личности, насколько реальные ее права и свободы, уровень и реальность демократии. Так как в современных условиях интересы личности приоритетные для государства, эту сторону законности и правопорядка также рассматривают, как важнейшую цель государственной деятельности. Всем этим определяется особая роль законности и правопорядка для общества в целом, выступая в качестве основы, ядра общественного порядка, условием и необходимым элементом демократии, основными общечеловеческими ценностями и, следовательно, существенными частями правовой и общей культуры.

3. Укрепление законности и правопорядка как основа нормальной жизни общества