Файл: Законность и правопорядок.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.1. Соотношение законности и правопорядка

С законностью очень тесно связано другое правовое явление – правовой порядок (правопорядок). Правопорядок является состоянием упорядоченности общественных отношений, которое основывается на праве и законности.

Содержание правопорядка – это упорядоченность общественных отношений, выраженная правомерным поведением их участников, совершаемым в пределах правовых отношений.

Таким образом, правовой порядок является также комплексным образованием, отдельные части которого имеют юридическую форму и определенность. Среди основных элементов правопорядка выделяют:

1. Право и законность – его нормативно–юридическая основа.

2. Правомерное поведение, совершаемое субъектами в пределах правовых отношений, как фактический результат действия права и осуществления идеи и принципов законности – содержание правового порядка.

3. Участники правовых отношений, наделенные субъективными правами и обязанностями[23].

Правопорядок является конечным результатом реализации правовых требований и предписаний, результатом соблюдения, исполнения правовых норм, т.е. законности.

Именно правопорядок представляет собой цель правового регулирования, именно для его достижения издаются законы и другие нормативно–правовые акты, осуществляется совершенствование законодательства, принимаются меры по укреплению законности. Важно иметь в виду следующие обстоятельства:

– во–первых, нельзя добиться правопорядка иными способами, кроме совершенствования правового регулирования и обеспечения законности;

– во–вторых, укрепление законности закономерно и неизбежно приводит к укреплению правопорядка;

– конкретное содержание правопорядка зависит от содержания законности[24].

Для более полного выявления содержания правопорядка необходимо одновременно прояснить ход целенаправленного формирования общественного порядка.

Термин “общественный порядок” употребляется в литературе и действующем законодательстве не менее часто, чем правовой. Его анализ позволяет сформулировать следующее определение.

Общественный порядок – обусловленная закономерностями социального развития система правил и институтов, обеспечивающая упорядоченность общественных отношений и придающая им определенную организационную форму. Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов[25].


В правовом государстве все элементы общественного порядка взаимодействуют между собой и находятся под его защитой. Однако только правопорядок охраняется специальными государственно–правовыми мерами. Другие элементы общественного порядка обеспечиваются своими средствами воздействия: моральными, собственно общественными, естественными навыками и привычками, силой традиции.

В субсистеме отношений, образующих общественный порядок, основным связующим звеном выступает правопорядок, поскольку он в той или иной мере отражает наиболее существенные черты нормативного регулирования в целом.

Материально обеспеченный и социально защищенный индивид, как правило, сообразует свое поведение с правом, поскольку его интересы гарантируются режимом законности и получают объективное воплощение в правопорядке.

Перед общественным порядком стоят задачи:

• обеспечить социальный мир и справедливость;

• защитить все слоя общества от негативных последствий;

• гарантировать такие социально–экономические условия жизни народа, благополучие которого будет лишь увеличиваться;

• гуманизировать все сферы жизнедеятельности общества.

Между общественным и правовым порядком существует тесная взаимосвязь, которая выражается в их обусловленности закономерностями и целями общественного развития, единой социальной природой; государственной охраной.

В то же время между ними есть и различия. Прежде всего, у них разная социально–нормативная основа: если для общественного порядка требуется вся совокупность существующих в обществе правил и институтов, их обеспечивающих, то для правопорядка – право и законность. Они не совпадают также по своему по своему генезису; правопорядок возник позже, вместе с государством и правом; по–разному обеспечиваются; правопорядок и общественный порядок соотносятся как часть и целое[26].

Учитывая выше изложенное сформулируем две главные задачи, которые можно решить при общественном и правовом порядке – обеспечить эффективное поступательное развитие общества; целенаправленно координировать все виды общественных отношений для того, чтоб реализовать идеи социальной справедливости.

3.2. Средства укрепления законности

Существует довольно распространенное мнение, что в росте правонарушений виновны в первую очередь юристы, которые якобы недостаточно активно борьбу с нарушителями законности. Согласно практике, отметим насколько ошибочны такие взгляды. Лишь на протяжении последних годов преодолено представление, что корни преступности в нашей стране являются пережитками прошлого в сознании людей. Юридической и политической практикой доказано, что причины правонарушений необходимо искать не в «пережитках», не в прошлом, а в действительности.


Отметим, что они порождаются объективными условиями, в которых находится общество на определенном этапе развития.

Проблема ликвидации нарушений законности является не только юридической проблемой. Отметим, что для того, чтоб ее решить, в первую очередь необходимо устранить, изжить ряд объективных факторов, которые поддерживают, «оживляют» преступную активность, создавая условия для совершения правонарушений, отступая от требований законов. К необходимым предпосылкам укрепления законности и правопорядка относят стабилизацию экономических отношений, увеличение материальной обеспеченности людей, нравственность, укрепление социальных связей, развитие демократии. [27]

Вместе с тем, неверно опираться лишь на эти объективные процессы. В обществе необходима специальная юридическая, государственно–властная деятельность по обеспечению законности. Формы данной деятельности весьма разнообразны.

Отметим, что к основным относят: убеждение, правовое воспитание, профилактика правонарушений, общественное воздействие на нарушителей, применение к ним мер государственного принуждения.

Убеждение как метод укрепления законности состоит в повышении правосознания как граждан, так и должностных лиц.

Правовым воспитанием предполагается внедрить в сознание людей знания права, понимание необходимости исполнять его требования, чувство нетерпимости ко всем нарушениям законодательства. Это можно обеспечить, при создании стройной системы правового воспитания, обучения, средств пропаганды и систематической планомерной работой в данном направлении. Не стоит забывать, что важно обучать граждан бороться за собственные права, защищая их законными средствами. Еще Р. Иеринг повествовал, что сопротивление личности неправу, т.е. нарушению права, есть обязанность (долг) управомоченных граждан по отношению к самим себе и к обществу.[28]

С убеждением тесно связана профилактика правонарушений. Ее цель – предотвратить возможные правонарушения при тщательном изучении причин и условий, которые способствовали совершению нарушений законности, принимая также меры для их ликвидации.

Не следует сбрасывать со счетов и роль общественности в обеспечении законности. В нашей стране имеется богатая практика привлечения ее к ϶ᴛᴏй деятельности.

Товарищеские суды, народные дружины, разные общественные образования граждан проводили большую работу по обеспечению законности и укреплению дисциплины в трудовых коллективах, по месту жительства, в общественных местах. К сожалению, в последние годы данные традиции оказались забытыми, в сознание людей все больше проникают идеи индивидуализма, основанные на принципе «Моя хата с краю». Стоит сказать – полагаем, что процесс становления и развития местного самоуправления должен повлечь за собой и возрастание роли общественности в решении региональных проблем, в т.ч. укрепления законности.


Не стоит забывать, что важнейшая же роль здесь безусловно принадлежит государству. Именно оно реализует функции охраны свобод, собственности, правопорядка, которые проводятся в жизнь, прежде всего правовыми средствами. Можно назвать следующие пути осуществления данных функций: постоянное совершенствование и своевременное обновление действующего законодательства, повышение роли правосудия, улучшение деятельности правоприменительных и правоохранительных органов.

Таким образом, укрепление правопорядка в обществе невозможно без обеспечения законности в деятельности самого государственного аппарата, без ликвидации таких негативных явлений, как коррупция.

Заключение

Для управления государством используются различные методы и средства – экономические, политические, идеологические, организационные, правовые. Среди последних очень важны законность и правопорядок. При их отсутствии невозможно обеспечение нормальной жизнедеятельности общества, его граждан..

Законы, их соблюдение является древнейшим и наиболее цивилизованным способом управления людьми. Сегодня он общепринят во всех развитых демократических странах мирового сообщества. Ничто лучшее и более разумное человечество не придумало. Если бы не было законов, общество было бы погружено во мраке невежества. Законы не существовали только на самых ранних, незрелых стадиях развития истории, при господстве простейших форм общежития.

В законе воплощается коллективный разум, поэтому он имеет такие характеристики, так авторитет, почитание, он стоит выше всего. Разумеется, законы обязательны для соблюдения и властью, которой созданы данные законы, выставляя себя в качестве связанной им. В ином случае у нее не будет морального права на требование этого от других, чем невозможным будет обеспечение общественного порядка. В подчинении власти собственным законам находится суть правового государства.

В современных российских условиях при отсутствии законности и правопорядка невозможно решить стоящие перед обществом задачи: успешно провести курс экономических реформ, развить рыночные отношения, производство; построить гражданское общество и правовое государство; невозможным является эффективное функционирование институтов демократии, политической системы; реализовать права и свободы человека, упрочнить их гарантии; обеспечить четкую работу государственного аппарата; борьбу с преступностью; обеспечить управленческий процесс; сформировать политико–правовую культуру и повысить правосознание личности и всего общества.


Для того, чтоб воплотить в жизнь также ряд других задач необходимые составляющие – организованность, порядок и дисциплина. Естественно, что они относятся не только к рядовым членам общества, но и к властным структурам, правящим элитам и власти в целом. Стабильную правовую ситуацию рассматривают, как важнейшую предпосылку всякой другой – экономической, социальной, политической, морально–психологической. Для России как никогда очень необходимыми являются законность и правопорядок.

При наличии должного правопорядка в стране произойдут положительные изменения в международном престиже. Стоит применять меры, для того, чтоб укрепить ее государственность и законность, навести порядок в стране, повысить управляемость в обществе.

Список использованных источников

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6–ФКЗ, от 30.12.2008 № 7–ФКЗ, от 05.02.2014 № 2–ФКЗ, от 21.07.2014 № 11–ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195–ФЗ (ред. от 17.06.2019) // "Российская газета", № 256, 31.12.2001.

3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1–ФКЗ (ред. от 30.10.2018) "О судебной системе Российской Федерации" // "Российская газета", № 3, 06.01.1997.

4. Федеральный закон от 19.06.2004 № 54–ФЗ (ред. от 11.10.2018) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" // "Российская газета", № 131, 23.06.2004.

5. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120–ФЗ (ред. от 27.06.2018) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // "Российская газета", № 121, 30.06.1999.

6. Александров, Н.Г. Законность и правоотношения в советском обществе. М., 1955.

7. Алексеев, С.С. Понятие и основные принципы законности // Теория государства и права. М: Юристь, 2012.

8. Братусь, С.Н. Юридическая ответственность и законность. М., 2012.

9. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М.: Новый Юрист, 2016.

10. Витрук, Н.В. Законность: понятие, защита, обеспечение // Общая теория права: Курс лекций / под ред. проф. В.К.Бабаева., 2013.

11. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – Спб., 1863–1866.

12. Зиновьев, М.Ю. Понятие гарантий законности и их виды // Вопросы теории государства и права. М.: Юристь, 2013.