Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика законности и правопорядка
1.1 Понятие, содержание и признаки законности
1.2 Правопорядок: понятие, признаки и гарантии
2. Общие и специальные гарантии законности и ее обеспечение в правовом государстве
2.2 Специальные гарантии законности
3. Укрепление законности и правопорядка как основа нормальной жизни общества
3.1. Соотношение законности и правопорядка
Отметим, что разногласия в юридической литературе относительно определения законности возникают в первую очередь не из сложности, многогранности и динамики предмета, а от терминологической неясности. Термином «законность» обозначается положительное отношение к законам, рассматривая практическую деятельность и повседневную жизнь.
Н.Г. Александровым предложено рассмотрение законности как «особенного общественного режима, как «обстановка», при которой возможно своевременное вскрытие и пресечение правонарушений. Другими словами, законность он рассматривает в качестве «устойчивого образа правоотношений»[7].
П.Е. Недбайло отметил, что законность является состоянием, при котором общество соблюдает все государственно–правовые акты, «свойство общественной жизни»[8]. В определенной мере, при синтезе высказывания большого количества ученых П.М. Рабинович рассматривает законность в качестве определенного режима (состояния) общественных отношений, основная характерная черта которого – соответствие законов и подзаконных актов[9].
Понятием «режим законности» обозначается конкретное состояние соответствия общественных отношений законам и ряду других подзаконных актов, которые фиксируются и охватываются единым словом – правомерность.
Таким образом, режим законности является состоянием правомерности общественных отношений, законосообразности поведения. При этом правоприменительную, правореализующую деятельность рассматривают как ближайшую, непосредственную причину законности.
Эту необходимую и существенную внутреннюю связь рассматривают в роли генетической зависимости. Отталкиваясь от вышесказанного можно предложить рассмотрение следующего понимания законности, как требование общества и государства, которое состоит в точной и неуклонной реализации правовых норм всеми и повсеместно.
Сначала можно просмотреть, что различия определений число словесные, не касающиеся существа. Но, все же, главным является ограничение законности и близких ей понятий. П. М. Рабинович, пожалуй, прав, критикуя определение законности как неуклонное и точное соблюдение (исполнение) законов.
1.2 Правопорядок: понятие, признаки и гарантии
Законность тесно связана с таким правовым явлением, как правопорядок. Поэтому, установлено, что законность является процессом осуществления законов. Под режимом законности стоит понимать такое состояние общественной жизни, при котором участниками правоотношений свободно реализуются надлежащие им юридические права и обязанности. Законность является предпосылкой рассматриваемого порядка общественной жизни, соответствующей предписаниям правовых норм. Иными словами, как результат законности в обществе формируется правовой порядок – цель правового регулирования общественных отношений.
Правопорядок является основанной на праве и законности организацией общественной жизни, в которой отражается качественное состояние общественных отношений на конкретном этапе развития общества[10]. Под правопорядком необходимо понимать систему общественных отношений, устанавливаемой, как результат точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Правопорядок является упорядоченностью, организованностью общественной жизни. Данный порядок, предусматривается в нормах права.
Правопорядок появляется как результат фактической реализации правовых норм, воплощения их в жизнь, как итого правового регулирования. Обеспечиваясь государством.
С помощью правопорядка составляется реальный порядок современной цивилизованной жизни общества. С помощью качества и степени правоупорядоченности общественной жизни определяется общее «здоровье» всего общественного организма, а также его индивидов. При стабильном правопорядке осуществляется эффективное функционирование экономики, возможно достижение гармонии действий властей (законодательная, исполнительная, судебная), происходить активная деятельность разных общественных и частных организаций, при реальном гарантировании свободного развития человека, максимально удовлетворяя его не только материальные, но и духовные потребности.
Формируя правовой порядок, необходимо участие всех элементов механизма правового регулирования общественных отношений. Их причинно–следственную связь рассматривают в качестве основы правовой жизни общества, в результате которой устанавливается правовой порядок. В данной связи выделяют предпосылки правопорядка, среди которых:
а) Нормы права являясь нормативной предпосылкой правопорядка, первичным звеном в механизме правового регулирования, моделирующим «идеальный» правопорядок.
б) Правоотношения являясь элементом правового регулирования, который обеспечивает переход от идеального правопорядка, предполагаемого законодателем к установлению определенного возможного или должного поведения участников общественных отношений, предусматриваемых правовыми нормами. На данном этапе в механизм правового регулирования включается законность, как гарантия возможного и должного поведения субъектов правоотношений.
в) Акты реализации юридических прав и обязанностей выступают в качестве завершающей предпосылки правопорядка. При режиме законности происходит реальное воплощение прав и обязанностей участников правоотношений в их поведение, достигая своей цели и, таким образом, переходя в систему общественных отношений, образующую правовой порядок.[11]
К элементам правопорядка относят:
- Содержание правопорядка включает необходимость правомерного поведения субъектов, то есть поведения, регулируемого посредством норм права, достигая цели правового регулирования.
- Структура правопорядка является единством и одновременным разделением урегулированной правом системы общественных отношений, учитывая особенности их отраслевого содержания.
- Правопорядок – это реализованная система права. Включая общественные отношения, среди которых конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие, регулируемые нормами соответствующих отраслей права. Структурным отношением в правопорядке отражается ряд реализованных элементов системы права. В структурном отношении в правопорядке отражаются реализованные элементы системы права. Поэтому, структура правопорядка включает кроме отраслевых, также и более дробные группы отношений, урегулированные подотраслями, а также институтами права[12].
К особенности правопорядка как специфической системы общественных отношений относят то, что в основе его формирования лежат правовые нормы и поэтому находится под защитой государства. Поэтому правопорядок охватывает не все отношения, присутствующие в обществе. Для большей части общественной жизни нет необходимости правовой регламентации. Так как она находится в сфере действия норм морали, норм разных общественных организаций и остальных неправовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопорядок выступает только в качестве общей системы общественных отношений, которая формируется как результат воздействия нормативного регулирования – это часть общественного порядка.
Общественный порядок является совокупной системой общественных отношений, складываемой, как результат реализации социальных норм: норм права, морали, общественных организаций, неправовых обычаев, традиций и ритуалов.
В правовом государстве все элементы общественного порядка находятся во взаимодействии и защищены им. Однако лишь правопорядок охраняют специальные государственно–правовые меры. Иные элементы общественного порядка обеспечиваются своими средствами воздействия, среди которых: моральные, собственно общественные, естественные навыки и привычки, сила традиций.
В субсистеме отношений, которыми образуется общественный порядок, основное связующее звено – это правопорядок, так как он в определенной мере является отражением наиболее существенных черт нормативного регулирования в целом.
К признакам правопорядка относят:
Определенность, при этом в основе правопорядка находятся формально–определенные правовые предписания, посредством реализации которых обеспечивается определенность общественных отношений.
Организованность характеризуется не стихийным возникновением, являясь результатом организующей деятельности государства, его органов.
Государственную гарантированность, т.е. существующий правопорядок обеспечивает государство, оно его охраняет от нарушений. Не случайно к основным функциям государства относят охрану существующего правопорядка.
Устойчивость характеризуется достаточной стабильностью и устойчивостью. При попытке дестабилизировать, нарушить правопорядок, применяются соответствующие действия правоохранительных органов.
Единство, т.е. характер организации, отличается в разных сферах общественной жизни. При этом в его основе лежать единые политические и правовые принципы, который обеспечивается при единстве государственной воли и законности, правопорядок единый на всей территории страны. Все его составляющие в равной мене гарантированы государством, все его нарушения необходимо расценивать, как правонарушения[13].
Правопорядок необходимо отличать от близкого, но при этом не идентичного ему явления – общественного порядка, который, также, как и правопорядок, имеет такие характеристики, как организованность, упорядоченность общественных отношений. При этом, сравнивая с правопорядком, общественный порядок возникает в результате воздействия как правовых, так и других социальных норм: мораль, обычаи, корпоративные нормы и т.д. По этому, общественный порядок рассматривается в качестве состояния урегулированных общественных отношений, в основе которого лежит реализация всех социальных норм и принципов.
Гарантии правопорядка являются таким условием общественной жизни и специальной мерой, которые принимает государство, им помощью которых обеспечивается стабильность правопорядка в обществе. В правовом государстве выделяют целую систему гарантий правопорядка: материальные, политические, юридические и нравственные.
Среди материальных гарантий выделяют такую экономическую структуру общества, в пределах которой происходит формирование эквивалентных отношений производителей и потребителей материальных благ.
При наличии эквивалентных рыночных товароотношениях, возможно создание реальной материальной основы для того, чтоб обеспечить нормальное функционирование гражданского общества. В этих условиях все субъекты права выступают в качестве экономически свободных и самостоятельных.
При поддержке и охране законом, им осуществляется полная реализация своих возможностей в сфере материального производства, что рассматривается как важнейшая гарантия правопорядка в обществе. Среди политических гарантий правопорядка выделяют все элементы политической системы общества, поддерживаемые общественную жизнь, основываясь на юридических законах, отражая объективные закономерности общественного развития. Государством, его органами, разнообразными общественными объединениями и частными организациями, трудовыми коллективами, то есть всеми звеньями современной политической системы общества, для своего жизнеобеспечения всемерно поддерживается необходимый режим законности и стабильность правопорядка.[14]
Политические организации или некоторые политические деятели, противопоставляя себя порядку, который установленный законом, не обладают защитой государства.
Среди юридических гарантий выделяют деятельность государственных органов и учреждений, которая должна предотвращать и пресекать нарушения законности и правопорядка. Она осуществляется законодательными, исполнительными и судебными органами государственной власти. Основные направления борьбы с правонарушениями формируются законодательными органами, посредством издания соответствующих нормативно–правовых актов, которые предусматривают юридическую ответственность в случае противоправных действий. Непосредственная работа, направленная на профилактику и пресечение правонарушений осуществляется правоохранительными государственными органами. В случае наличия крепких экономических и политических гарантий правоохранительной деятельностью государства эффективно обеспечивается оптимальный режим устойчивости правопорядка[15].
К нравственным гарантиям правопорядка относят благоприятную морально–психологическую обстановку, в которой происходит реализация юридических прав и обязанностей участников правоотношений; их духовность и культура; чуткость и внимание государственных органов и должностных лиц в отношении человека, его интересов и потребностей.
В процессе создания здоровой нравственной обстановки в сфере правового регулирования принимают участие все звенья политической системы общества, включая благотворительные организации, учреждения культуры и искусства, школу, высшие учебные заведения, церковь. Нравственно здоровое общество является обществом, в основе функционирования которого находятся законы, при условии стабильного правопорядка.