Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика законности и правопорядка
1.1 Понятие, содержание и признаки законности
1.2 Правопорядок: понятие, признаки и гарантии
2. Общие и специальные гарантии законности и ее обеспечение в правовом государстве
2.2 Специальные гарантии законности
3. Укрепление законности и правопорядка как основа нормальной жизни общества
3.1. Соотношение законности и правопорядка
Содержание:
Введение
Актуальность курсовой работы. Изучение проблем законности и правопорядка, их однозначное толкование исключительно важно, поскольку все без исключения отраслевые юридические науки, которые исследуют разные аспекты права, правоприменительного процесса, в любом случае в итоге обязательно с ними сталкиваются. Особая актуальность и практическая значимость проблемы законности и правопорядка приобретается в связи с выдвинутой концепцией формирования правового государства.
В теории права отмечается, что понятием «законность» характеризуется правовая действительность под углом зрения практического осуществления права, идейно–политических основ правовой системы, ее связи с основополагающими общественно–политическими институтами, с политическим режимом данного общества.
Законность является фундаментальной категорией всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние – это главные критерии оценки правовой жизни общества, его граждан.
Даже наиболее совершенный закон может существовать лишь в случае воздействия на отношения в обществе, сознание и поведение людей. Эту сторону права связывают с жизнью закона, его действенностью, характеризуя понятием “законность”.
Проблема законности выступает в качестве одной из центральных в общей теории государства и права. Актуальность ее прослеживается не только в теоретическом, но и в практическом плане. Формирование правового государства имеет неразрывную связь с возвышением роли закона и строгом его соблюдении всеми субъектами права.
С законностью тесно связано другое правовое явление – правопорядок (правовой порядок). Правопорядок часто понимают, как реализованную законность. Правопорядок является порядком общественной жизни, созданным при строгом и неуклонном соблюдении норм права всеми государственными и муниципальными органами, включая общественные и хозяйствующие субъекты и граждан. Среди многочисленных проблем юридической науки и практики, которые на протяжении последних лет наделены повышенным вниманием ученых–правоведов и общества в целом, выделяют вопросы правового порядка. Потребности, интересы общества, государства, граждан требуют упорядоченности и стабилизации основных сторон общественной жизни. На современном этапе развития России четкий и жесткий общественный правовой порядок – это единственный возможный путь дальнейшего движения.
Предмет исследования данной работы – система гарантий законности и правопорядка.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие при реализации гарантий законности и правопорядка.
Целью исследования является изучение понятия, содержания, признаков и гарантий законности и правопорядка, а также их соотношение.
К задачам же можно отнести следующие:
- изучить понятие, содержание, признаки законности;
- исследовать юридические гарантии законности и их виды;
- определить понятие, признаки и гарантии правопорядка;
- проанализировать соотношение правопорядка с законностью и общественным порядком;
- рассмотреть средства укрепления законности.
Научная разработанность темы. Теоретической основой послужили труды следующих правоведов: С.С. Алексеева, С.Н. Братусь, А.Б. Венгерова, Н.В. Витрука, А.Ф. Ефремова, М.Ю. Зиновьева, А.И. Коваленко, В.В. Лазарева, М.Н. Марченко, Л.И. Спиридонова, А.С. Шабурова и других.
Методологическая основа исследования. Методологической основой исследования послужили как общенаучный диалектический метод, так и вытекающие из него частно–научные методы исследования: сравнительно–правовой, юридико–догматический, логический методы в сочетании с системным и комплексным анализом исследуемых явлений, метод анализа и обобщения нормативной базы и практики её применения и другие.
Структура и содержание работы обусловлены целями и задачами настоящего исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, а также заключения и списка литературы.
1. Общая характеристика законности и правопорядка
1.1 Понятие, содержание и признаки законности
Законность является основой нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, включая все звенья его политической системы. Действия законности распространяются на все наиболее важные сферы человеческого общежития (частная и публичная), осуществляется посредством внесения в нее соответствующей гармонии, обеспечения справедливой дифференциации интересов людей.
Теме законности посвящено много работ. Существует также много разных определений данного явления. Но практически во всех из них выделено, что основой и сутью законности является наличие строгого, неуклонного соблюдения, исполнения норм права участниками общественных отношений. Именно данные критерии выделяются в законности в любой исторический период несмотря на условия, место и время.
Будучи устойчивым явлением общественной жизни, законности характерно возникновение и формирование в условиях цивилизованного общества, которое способно обеспечить принцип равенства граждан перед законом. Эти условия значительно зависят от рыночных экономических отношений, при наличии которых свобода частной собственности становится возможной всем. Главной задачей закона правового государства является обеспечение равенства в сфере производства материальных благ, создание одинаково выгодных условий всем производителям поставить производителей в одинаково выгодные. Рассматриваемый закон был провозглашен Конституцией Российской Федерации[1].
Имущественное неравенство создается не юридическими законами, а благодаря естественным возможностям каждого. Поэтому до того момента, пока в обществе будет присутствовать неравенство людей при производстве материальных и духовных ценностей, невозможно утверждать о том, что все равны перед законом, как и о законности. В обществе, при функционировании режима прочной законности, реально наличие четкого разделения и гармоничного взаимодействия властей, среди которых выделяют законодательную, исполнительную и судебную власть.
Законность предполагает необходимость строго и в полной мере соблюдать предписанных правовых законов, а также основанных на них юридических актов всеми субъектами права. Законность является общественно–политическим режимом, который состоит в господстве права и закона в общественной жизни, в том числе неукоснительное осуществление предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательная борьба с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, обеспечение порядка и организованности в обществе[2].
Среди основных признаков законности необходимо выделить следующие:
Важнейшая черта законности – это ее всеобщность. Требование соблюдения юридических норм касается всех, кого охватывает действие права. Никому нельзя уклоняться от выполнения установлений, которые исходят от государства, государство же в свою очередь должно обеспечить и защитить законные права личности. Приоритетный субъект правового регулирования – это гражданин государства. Государство имеет обязанность создания наиболее благоприятного режима для того, чтоб удовлетворять разные интересы граждан.
Всеобщность, будучи необходимой чертой законности, имеет одинаковое отношение, как к государству, так и к гражданину. Государство несет ответственность перед гражданами, а граждане – перед государством. Поскольку законы государства являются выражением действительных интересов его граждан, реализация правовых предписаний возможна даже если для этого не применяются принудительные меры государственного воздействия. Естественно, государство, используя законодательную деятельность не способно учитывать все индивидуальные интересы, но оно и не должно. Однако принимая и реализуя законы, оно имеет возможность, а также должно предоставлять своим гражданам возможность самостоятельного распоряжения собственными благами и свободой деятельности.
Обеспечивать всеобщность соблюдения правовых предписаний является задачей государства и его органов. При наличии необходимых организационных, материальных и принудительных средств, оно должно выполнять цель охраны законных прав и интересов граждан. Сами граждане вне государственно–правовых структур не имеют права на установление режима законности в общественной жизни.
Для того, чтоб выполнять роль творца и "хранителя" законности, государству необходимо осуществлять свои властные функции, основываясь при этом только на действующих законах и в их пределах. В тоже время оно должно исключать возможные правонарушения не только своими органами и должностными лицами, но также и гражданами.[3]
Всеобщность, будучи важнейшим признаком законности, необходимо понимать, как строгое осуществление законодательных предписаний – это основной принцип деятельности всех государственных органов, включая общественные, хозяйственные предприятия и организации, а также граждан.
Законность имеет неразрывную связь с правом, включая юридические нормы. Оценивая состояние законности в стране необходимо отталкиваться исключительно, основываясь на том в какой мере в законах государства отражаются объективные потребности общественного развития. Если в издаваемых государством правовых нормах закреплены и охраняются интересы, лишь некоторых лиц или же конкретных социальных групп, при этом, не учитывая обще и индивидуальные интересы населения страны, тогда нельзя говорить о законности. Если в правовых нормах только на формальном уровне отражаются интересы разных слоев населения, при отсутствии их гарантии, то в таком случае также отсутствует законность. В истории есть множество примеров, когда государством регламентировалась практически вся общественная жизнь, осуществляя данную регламентацию посредством не правовых законов, которые не соответствовали реальным потребностям граждан.
Таким образом, в качестве нормативной основы законности выступает ряд правовых законов, в которых адекватно отражаются как общие, так и индивидуальные интересы всех участников общественных отношений.
Будучи методом государственного регулирования, законностью предполагается осуществление функций государства, только прибегая к правовыми средствами, принимая нормативные акты и обеспечивая их неукоснительную реализацию. Так как правовое регулирование охватывает разные сферы общественной жизни, необходимо достаточно полно ее регламентировать. В таком случае, государством не только формально закрепляются правовые нормы, но также и обеспечивается их реализация и защита прав.[4]
В таком государстве невозможно произвольное поведение должностных лиц, исключая субъективные, волюнтаристские решения, решения политических вопросов, используя силовые методы. Отдельное место деятельность государства отведено для законодательных и судебных органов.
В то же время законность является принципом деятельности государства. Государство, со всеми его органами, в том числе организации и учреждения имеют связь, посредством правовых норм, действуя в пределах и для их реализации. Законность, которую рассматривают с такой стороны, является принципом исключительно в демократическом государстве. Другими словами, законность является антиподом для произвола и беззакония и, в первую очередь беззакония самой государственной власти, произвола, который творится в государственных органах его должностными лицами. Ярче всего этот принцип имеет проявление в правовом государстве, обусловливая его сущность – государство строжайшей законности[5].
При этом требование реализовать право, неукоснительно претворять правовые предписания в жизнь является не формальным требованием, не самоцелью, а условием для нормального функционирования общества и государства, обеспечивая порядок, организованность и дисциплину. Законностью осуществляется внедрение таких идей, как справедливость, гуманизм, личная и общественная свобода. Поэтому в широком социально–политическом смысле законность необходимо рассматривать, как режим общественно–политической жизни.
Таким образом, режимом законности в правовом государстве предполагается необходимость наличия взаимосвязанных факторов, среди которых:
– совершенное, четко отработанное законодательство, которое соответствует потребностям общественного прогресса;
– полная и безусловная реализация предписаний законов и подзаконных правовых актов государственными органами, должностными лицами, гражданами и разными объединениями.
Таким образом, законность является политико–правовым режимом, таким условием жизни, такой правовой атмосферой, которыми личность ограждается от произвола власти, масса людей – от анархии, общество в целом – от таких элементов, как насилие, хаос, беспорядок[6].
В юридической литературе присутствуют разные варианты законности. Часто ее рассматривают в качестве режима, принципа, метода государственного руководства обществом, который состоит в издании и воплощении законов и ряда других нормативно–правовых актов для удовлетворения интересов конкретного класса, социальной группы или народа в целом. Отталкиваясь от данной определенности, в законность включено два элемента: законотворчество и осуществление нормативно–правовых актов. При этом, весьма спорным выступает необходимость включения в определение законности правотворческого процесса – особая форма или особый вид деятельности конкретных органов, устанавливающих новые нормы, изменяющих или отменяющих старые. Поскольку с изменением нормы права, логически нельзя утверждать о том, что законность является постоянной величиной; она подвергается изменениям при корректировке законодательства. Правотворческий процесс является деятельностью, определяющейся посредством соответствующих нормативных актов, с необходимостью соблюдения, исполнения законности, в чем не имеет отличий от остальных государственной деятельности, к примеру, от правоприменения, поэтому, отсутствует необходимость ее включения в определение законности. Законность имеет связь с законами, при этом они являются не ее составной частью, а в первую очередь, предпосылкой и условием для ее осуществления.