Файл: Органы местного самоуправления (Правовая природа местного самоуправления).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 133
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Правовая природа местного самоуправления
1.1. Общая характеристика местного самоуправления
1.2. Система органов местного самоуправления
2. Структурная составляющая органов местного самоуправления
2.2. Организационно-правовой статус главы муниципального образования
2.4. Иные органы муниципального управления
3.1. Полномочия и пределы ведения органов местного самоуправления и органов государственной власти
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. При формировании долгосрочной стратегии развития нашей страны Президент РФ В.В. Путин в своем послании Федеральному собранию РФ провозгласил важнейшей задачей уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие социальной, независимой, финансово состоятельной власти на местах [47].
Безусловно, проводимая в настоящее время государственная политика и принимаемые на ее основе реформы могут стать эффективными лишь в процессе их реализации при активном участии органов местного самоуправлении, поскольку местная власть обеспечивает самостоятельное принятие решений населением муниципальных образований по вопросам местного значения и служит воплощением территориальной демократии на местах [25, С.21-22].
Следует отметить, что на сегодняшний день реформирование местного самоуправления идет по пути соблюдения интересов населения, создания новых видов муниципальных образований и усиления ответственности выборных представителей власти. При этом, основная цель реформирования органов местного самоуправления видится нам в том, чтобы максимально приблизить публичную власть к населению и к решению вопросов местного значения.
По сей день механизм функционирования органов местного самоуправления и установление пределов формирования сферы собственного ведения местного самоуправления несовершенен и требует обращения более пристального внимания со стороны государственной власти и общественности.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время остро ощущается необходимость в четком определении системы местного самоуправления, места и роли последнего в структуре организации публичной власти в государстве.
Исходя из вышеизложенного, нам представляется необходимым рассмотреть тенденции и перспективы развития местного самоуправления.
Эмпирическую и нормативную базу исследования составили:
- международные нормативно-правовые акты, касающиеся вопросов организации и функционирования местного самоуправления;
- Конституция Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты в области организации местного самоуправления в Российской Федерации;
- социологические исследования;
- материалы и сведения, полученные в сети Интернет на официальных сайтах государственных органов и органов местного самоуправления, а так же на многочисленных блогах, консультационных и медийных порталах.
Таким образом, исходя из степени разработанности темы, определяется следующий объект и предмет изучения, а также цели и задачи исследования:
Объект исследования – общественные отношения, охватывающие содержание и специфику правового регулирования органов местного самоуправления в Российской Федерации.
Предмет исследования – нормативные правовые акты, регулирующие основные аспекты развития местного самоуправления на федеральном, региональном и местном уровнях власти, а также доктринальные источники, рассматривающие своеобразность данного явления.
Цель исследования – рассмотреть органы местного самоуправления.
Задачи исследования:
исследовать понятие и сущность местного самоуправления в России;
проанализировать систему органов местного самоуправления;
изучить перспективы развития местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе.
Методология. Анализ органов местного самоуправления проводился с использованием следующих научных методов и принципов: системный метод, сравнительно - исторический метод, позволивший определить предпосылки возникновения рассматриваемого явления, дедукция, синтез, широко используемые при написании выпускной квалификационной работы. По своему содержанию курсовая работа состоит из введения, трех глав, включающих 8 параграфов, заключения, списка используемых источников.
1. Правовая природа местного самоуправления
1.1. Общая характеристика местного самоуправления
Местное самоуправление есть всестороннее общественное явление. Российская Федерация как демократическое и правовое государство признает самостоятельность местного самоуправления [2]. Предлагаем проанализировать местное самоуправление как форму народовластия и основу государственного строя Российской Федерации.
На наш взгляд нельзя выявить сущность и правовую природу данного понятия без определения теоретических положений местного самоуправления, а также соотношения понятий «самоуправление» и «управление».
Думается, что необходимо заострить внимание на научном понимании термина «местное самоуправление» – это организационно-управленческая форма деятельности, которая основана на историческом опыте взаимодействия государства с населением, традициях формирования и развития социальных механизмов представительства законных интересов и прав граждан в обществе, учёта их мнения в вопросах его развития [28, С.5].
При изучении данного явления возникает проблема целостного восприятия понятия «местного самоуправления». Вместе с тем, на сегодняшний момент трудно дать однозначное и четкое, не порождающее многочисленных дискуссий определение термина «самоуправление», так как данное явление имеет относительно небольшую историю существования.
С позиции науки муниципального права понятие «местное самоуправление» трактуется неоднозначно. В частности, Райзберг Б.А. трактует понятие управление как систематический, сознательный, целенаправленный процесс воздействия людей на общественную систему в целом или ее отдельные звенья на основе познания и применения, присущих обществу объективных закономерностей и прогрессивных тенденций в целях обеспечения его эффективного функционирования и развития [20, С.494].
В общем смысле термин «управление трактуется как функция по организации систем различной природы, обеспечивающую сохранение структуры, поддержание режима деятельности, реализацию определенных программ и действий», а самоуправление как «самостоятельность какой либо организованной социальной общности в управлении собственными делами» [22, С.509].
По мнению З.Б. Зотова «управление – это влияние на систему извне», в свою очередь самоуправление рассматривается автором как «внутреннее воздействие, вырабатываемое самой системой» [21, С.132].
Все перечисленные термины, которые дают нам представление о понятии «управление» и «самоуправление» акцентируют внимание на том, что эти юридические категории могут рассматриваться как целое и часть, поскольку самоуправление является одним из видов управленческой деятельности, однако разница между данными понятиями в способе реализации такого управления и субъектах, осуществляющих данное управление.
В целом, что касается научного толкования местного самоуправления, то весьма интересным, и в большей мере соответствующим действительности, на наш взгляд, является определение местного самоуправления, предложенное В.И. Васильевым. В его понимании местное самоуправление понимается как «самостоятельное устройство своих дел территориальными сообществами, действующими в установленных пространственных границах» [15, С.35].
Основными нормативными источниками регулирования основ местного самоуправления в России выступают, прежде всего, Конституция Российской Федерации [2] и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4].
Кроме того, в качестве одного из базовых нормативных источников для определения и уяснения роли местного самоуправления в системе народовластия стоит выделить Указ Президента РФ от 15 октября 1999 г. №1370 «Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» [12].
Стоит особо отметить, что на международном уровне важной попыткой уяснения сущности местного самоуправления послужила разработка и принятие в рамках Совета Европы Европейской хартии о местном самоуправлении от 15 октября 1985 г. Согласно ст.3 данной Хартии местное самоуправление понимается как право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, а также действовать в рамках закона и в интересах местного населения [1]. Стоит отметить, что Российская Федерация как член Совета Европы ратифицировала Европейскую хартию о местном самоуправлении 11 апреля 1998 года.[3]
Помимо этого, изложенные в Хартии положения способствовали определению стратегического развития местного самоуправления во всех демократических странах Европы, возводя органы местного самоуправления в основу демократического строя государств. Правовым следствием, закрепившим стержневые международные принципы и приоритеты местного самоуправления в России стал Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Важность реформирования местного самоуправления сегодня подчеркивается Президентом РФ В.В.Путиным: «местная власть должна быть устроена так, чтобы любой гражданин, образно говоря, мог дотянуться до неё рукой» [47].
На наш взгляд сущность местного самоуправления состоит в вовлечении жителей в решение вопросов их жизнедеятельности, посредством чего местное самоуправление представляет собой процесс самоорганизации общества и важнейшую форму народовластия. Данное утверждение находит подтверждение и в положениях Основного закона России - в Конституции.
Таким образом, на основании вышеизложенного отмечаем, что местное самоуправление представляет собой явление самоорганизации общества, и служит воплощением территориальной демократии. Отличительной чертой местного самоуправления выступает тот факт, что оно выступает основным элементом гражданского общества, посредством чего способствует развитию в гражданах самодеятельности, общественной активности, личной ответственности и ведет к высокому развитию общественного контроля за органами власти на местах.
1.2. Система органов местного самоуправления
Конституция РФ установила, что многонациональный народ - единственный источник власти в России, который в свою очередь, реализует власть непосредственно либо через органы государственной власти и органы местного самоуправления [2]. Конституционное закрепление основ местного самоуправления явно показывает интерес законодательной власти федерального уровня в процесс привлечения населения в решение проблем местного значения путем реформирования и систематизации местного самоуправления на территориях административно-территориальных единиц страны [37, С.17].
В общем смысле под системой понимается не «хаотичный» набор каких-то элементов, обладающих общими чертами и свойствами, а нечто целое, что представляет собой единство упорядоченно расположенных и взаимосвязанных частей. Что касается системы местного самоуправления, то это мноаспектное общественное явление можно рассматривать с двух позиций.
С одной стороны система местного самоуправления представлена как совокупность так называемых организационных, территориальных, юридических и социально-экономических основ местного самоуправления. При этом, под основами в данном контексте понимаются базовые понятия, которые обуславливаются природой и сущностью местного самоуправления, охватывают основные, существенные общественные отношения, которые составляют систему его основных гарантий.
На наш взгляд, в большей мере соответствует реалиям современной действительности определение основ местного самоуправления, сформулированное О.Е. Кутафиным и В.И. Фадеевым, которые трактуют их как совокупность определенных предпосылок и условий, лишь при наличии которых возможно реальное и эффективное местное самоуправление [18, С.672].
С другой стороны, система местного самоуправления рассматривается как конкретная система организации определенного муниципального образования. С этой точки зрения к системе местного самоуправления относятся формы прямой территориальной демократии, то есть формы участия населения в решении вопросов местного характера и деятельность органов местного самоуправления.
Неординарен в вопросе определения системы местного самоуправления В.Б Зотов, который полагает, что система местного самоуправления выражена в виде совокупности подсистем, отражающих отдельные стороны и виды управления – функции, цели, задачи и полномочия [21, С.134]. Представляется, что такое трактование системы местного самоуправления также имеет место быть.