Файл: Органы местного самоуправления (Правовая природа местного самоуправления).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 142
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Правовая природа местного самоуправления
1.1. Общая характеристика местного самоуправления
1.2. Система органов местного самоуправления
2. Структурная составляющая органов местного самоуправления
2.2. Организационно-правовой статус главы муниципального образования
2.4. Иные органы муниципального управления
3.1. Полномочия и пределы ведения органов местного самоуправления и органов государственной власти
Однако, в отличие от Российской Федерации в Федеративной Республике Германии, в частности, вопросы местного самоуправления относятся к компетенции федеральных земель и Федерация не вправе вмешиваться в политику федеральных земель в отношении местного самоуправления. Достаточно широкие полномочия субъектов Федерации в сфере местного самоуправления предопределены особенностями построения германского федеративного государства, которое складывалось в результате объединения суверенных государств, а не путем передачи части полномочий федерального центра субъектам Федерации, как в России [45, С.72].
Небезосновательны опасения, что повсеместное внедрение модели «совет – управляющий» значительно снизит автономность органов местного самоуправления, расширит возможности государственного вмешательства в их деятельность [40, С.50].
По мнению ряда авторов, роль главы муниципального образования выглядит менее значимой по отношению к главе местной администрации, что в свою очередь выражается в деформации взаимоотношений представительных и исполнительных органов в муниципальном образовании [46, С.40].
Кстати, введение аналогичной модели «сити-менеджера» в США в начале XX века происходило в условиях борьбы с коррупцией, повышения эффективности местного самоуправления и смягчения политического противостояния между местными властями и властями штатов, но инициатива таких реформ исходила «снизу», выражая интересы прогрессистски настроенного городского населения. В связи с чем налицо различная целевая направленность указанных реформ – «разрушение городских «политических машин» в США и «интеграция «политических машин», сложившихся на местном уровне, в качестве нижнего звена иерархии «вертикали власти» в России. В настоящее время данная практика за рубежом оценивается как не соответствующая демократическим стандартам и недостаточно эффективная в плане управления [45, С.73].
Похожая модель местного самоуправления с профессиональным управленцем (директором) практически не используется в ФРГ. Наиболее широкое распространение здесь получила южногерманская система, предусматривающая безусловную выборность глав муниципальных образований посредством прямых выборов (принцип прямых выборов подкреплен механизмом «противовеса» - процедурой досрочного отзыва). Указанная модель заслужила высокую положительную оценку в ходе реализации и смогла утвердиться «естественным путем» прямого участия Федерации.
Неоднозначные оценки проводимых в России реформ свидетельствуют о наличии неразрешенных проблем и необходимости совершенствования институциональных основ местного самоуправления с учетом положительного опыта развитых демократических государств.
Следует согласиться с Н.С. Бондарем в том, что государственная политика в сфере местного самоуправления нуждается в научно проработанной конституционно-правовой концепции [26, С.23].
Современная модель местного самоуправления рассматривается как система горизонтальных и вертикальных взаимосвязей между субъектами местного самоуправления, а также между ними и органами государственной власти [24, С.89].
Признавая прочную связь местного самоуправления с системой органов государственной власти, прежде всего, на уровне субъектов Российской Федерации, С.А. Трыканова предлагает «системный, комплексный подход к организации государственного управления и местного самоуправления как единой системы управления, осуществляемой в рамках функционирования единой публичной власти в России», рассматривая местное самоуправление в качестве особой формы народовластия, «организационно и функционально находящейся в системной взаимосвязи с другими уровнями публичной власти, а именно с уровнями власти государственной». Автор полагает, что система органов местного самоуправления не должна рассматриваться только в качестве простой совокупности организационных форм - в статике, а требует анализа в динамике, с точки зрения процесса, властной деятельности, различных форм взаимодействия и координации [44, С.17].
По нашему мнению, ключевым вопросом здесь является сохранение конституционно-правовой сущности местного самоуправления, причем на самом низовом уровне местного самоуправления, где модель «сити-менеджера» может привести к свертыванию демократических начал и нивелированию самой сущности местного самоуправления.
Напротив, для муниципального района и городского округа, которые зачастую выступают в роли связующих звеньев между органами государственной власти и уровнем местного самоуправления, данная модель вполне оптимальна и позволяет обеспечить успешное функционирование муниципальной системы управления. В любом случае поиск оптимальной организационно-правовой модели местного самоуправления нельзя считать полностью оконченным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав законы и иные нормативные правовые акты, которые принимаются органами государственной власти РФ, мы попытались выявить тенденции и перспективы развития местного самоуправления в России.
Во-первых, местное самоуправление – это автономная деятельность населения, призванная решать вопросы местного значения, то есть вопросы, исходящие из интересов населения, той или иной территории.
Сущность местного самоуправления заключается в вовлечении жителей в решение вопросов их жизнедеятельности, посредством чего, местное самоуправление представляется как способ самоорганизации общества.
Во-вторых, в рамках данного исследования была изучена система местного самоуправления, под которой понимается управленческая система, направленная на самостоятельное устройство местных дел в пределах определенного муниципального образования. Основная цель функционирования данной системы выражается в оптимизации управленческих процессов, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения и благоустройством локально-территориальной единицы.
Таким образом, можно отметить, что, выступая целостной системой, органы местного самоуправления являются публичной формой решения вопросов местного значения. Им присущи такие признаки публичной власти, как: публичный интерес, который представляет собой выражение общесоциальных потребностей и стремлений; особые субъекты публичной власти, для которых характерно наличие собственной и властных полномочий; публичное регулирование осуществляется в основном императивным методом. Эффективное взаимодействие всех структурных элементов системы местного самоуправления позволит решить вопросы, местного значения, обеспечить удовлетворение насущных и жизненно необходимых потребностей населения.
В-третьих, главное предназначение местного самоуправления видится нам в решении вопросов и проблем местного значения. Одновременно местное самоуправление представляет собой систему сотрудничества публичной власти с населением.
В заключении необходимо отметить, что по нашему глубокому убеждению, необходимость развития и состоятельность местного самоуправления в России не вызывает сомнений. Местное самоуправление несет в себе инновационный потенциал использования современных методов и приемов работы с гражданами и населением. При этом, необходимо признать, что местное самоуправление не является единственной панацеей при решении всех задач государственной политики в России. Это одна из форм ее реализации, которая способна разрешить ряд конкретных задач:
– обеспечение реализации положений Европейской хартии местного самоуправления в жизни муниципальных образований на территории РФ;
– влияние на совершенствование федерального законодательства в области местного самоуправления, а также продвижение законотворческих инициатив, касающихся вопросов местного значения в регионах России.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
- Европейская хартия местного самоуправления (принята в г.Страсбург 15 октября 1985 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1998. –№36. – Ст.1728.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 года № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 года № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – №4. – Ст. 445.
- Федеральный закон от 11 апреля 1998 г. №55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления»// Собрание законодательства РФ. – 1998. – №15. –Ст.2308.
- Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2003. – №40. – Ст.3822.
- Федеральный закон от 30 марта 2015 г. N 64-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 14.1 и 16.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. –2015. – N13. – Ст. 1808.
- Федеральный закон от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»// Собрание законодательства РФ. – 2002. – №24. – Ст.2253.
- Федеральный закон от 02 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. –2007. – №10. – Ст.1152.
- Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 42. – Ст.5005.
- Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 35. – Ст. 3506 (утратил силу).
- Указ Президента РФ от 15 октября 1999 г. №1370 «Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1999. – №42. – Ст.5011
- Постановление Правительства РФ от 04 октября 2003 г. №614 «О Совете по вопросам местного самоуправления при Правительстве РФ» // Собрание законодательства РФ. – 2003. – №41. – Ст.3019.
- Закон г. Москвы от 28.06.1995 «Устав города Москвы») [Электронный ресурс]// СПС «Консультант Плюс»
- Устав Санкт-Петербурга (принят ЗС СПб 14.01.1998) [Электронный ресурс]// СПС «Консультант Плюс».
Учебники и учебные пособия
- Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. / Г.В. Атаманчук. – М.: Юридическая литература, 1997.
- Васильев В.И. Муниципальное право России: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юстицинформ. 2012.
- Комкова Г.Н., Колесников Е.В., Кулушева (Липчанская) М.А. Конституционное право Российской Федерации: учебник. Основы наук./ –М.: Высшее образование,2008.
- Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник (3-е издание, переработанное и дополненное) / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – М.: Проспект, 2013.
- Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. – М.: Проспект, 2010.
- Муниципальное право России: учебник/ Урал .гос. юрид. акад.: под. ред. А.Н. Кокотова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт. 2011
- Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е издание, перераб. и доп. М.:ИНФРА-М. 2006.
- Система государственного и муниципального управления : учебник для вузов. 4-е изд. / под ред. В. Б. Зотова. СПб.: Питер. 2008.
- Юридический энциклопедический словарь/ М.О.Буянова; ред.М.Н.Марченко. М.: Проспект. 2009.
Статьи из периодических изданий
- Алексеева Л.Н. Местное самоуправление как политический феномен и его сущность// Вестник ВГУ: История. Политология. Социология. –2012. – №2.
- Аникин С.Б. Местное самоуправление в системе совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов // Административное право и процесс. – 2008. – № 5.
- Балыхин А.Г. Подход к оценке сущности местного самоуправления в российской и европейской научно-правовой традиции // Вестник РУДН. Серия Юридические науки. –2010. – №4.
- Бондарь Н.С. Государственная власть и (или) местное самоуправление: в поиске оптимальной модели взаимоотношений // Конституционное и муниципальное право. – 2007. – № 24.
- Бондаренко Г.И. Основные аспекты взаимодействия местного самоуправления, властных структур и населения // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 12.
- Васильев В.И. Местное самоуправление: конституционные идеи и практика // Журнал российского права. – 2013. – № 9.
- Гулина В.В Функциональное назначение местного самоуправления как политико-правового института// Государственная власть и местное самоуправление. – 2011. – N 9.
- Джагарян А., Шевченко Н. Система и структура органов местного самоуправления: конституционное содержание и соотношение в контексте муниципальной реформы. // Сравнительное конституционное обозрение. –2006. – № 1.
- Ежукова О.А. Современный законодательный подход к правовому регулированию компетенции органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. – 2015. – № 3.
- Игнатюк Н.А. Муниципальное право / Н.А. Игнатюк, А.В. Павлушкин. – М.: Юстицинформ, 2013.
- Еремин А.В. К вопросу определения сущности местного самоуправления// Муниципальное право. – 2011. – №1
- Кузин Д.А. Понятие, сущность и система органов местного самоуправления в Российской Федерации//Право. – 2012. –№4.
- Карасев А.Т., Елькина А.В. Органы местного самоуправления как системная категория: вопросы структуры и содержания // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2015. № 1. С. 7
- Ковалева О.В. О роли представительного органа муниципального образования в системе и структуре органов местного самоуправления в Российской Федерации // В сборнике: Актуальные проблемы права и управления глазами молодежи Материалы 2-й Международной научной студенческой конференции. Под общей редакцией И.Б. Богородицкого. 2015. С. 52.
- Курганская О.В. Понятие, виды органов местного самоуправления и их предназначение // Сгейо пете. 2014. № 2. С. 23.
- Модин Н.А. К вопросу о сущности местного самоуправления / Н.А. Модин. - М. 2012. с.187
- Миронов Н. Местное самоуправление во Франции // Муниципальная власть. 2014. № 2. С. 56.
- Медведев Н.П., Куштавкина Е.А. Современные пробелы модернизации системы муниципальной власти в Российской Федерации // Местное самоуправление в России и Европе: Сборник научных трудов / Акад. наук социальных технологий и местного самоуправления; под ред. В.С. Авдонина, В.А. Холопова. Рязань, 2010. С. 14 - 16;
- Сошин В.М. Теоретическая сущность местного самоуправления и его правовое обеспечение // Научно-теоретический журнал. –2012. – № 6.
- Селютина Е.Н., Тихалева Е.Ю., Холодов В.А. Глава муниципального образования в системе органов местного самоуправления: современные тенденции развития // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2016. № 1. С. 15.
- Тепляшин И.В. Место и роль органов местного самоуправления в эффективной деятельности государственного механизма современной России// Государственная власть и местное самоуправление. – 2011. – N 12.
- Трыканова С.А. Сравнительный анализ опыта реформ местного самоуправления за рубежом в контексте эффективности использования в РФ // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 1. С. 17.
- Об организации местного самоуправления в зарубежных странах (на примере Германии, Польши и Канады) // Актуальные проблемы реформы местного самоуправления: Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ / Отв. за выпуск А.Н. Дементьев. 2004. № 26(246). с.72
- Правдин Д.Г. Глава муниципального образования в системе органов местного самоуправления // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 3. С. 40.