Файл: Органы местного самоуправления (Правовая природа местного самоуправления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Правовая природа местного самоуправления

1.1. Общая характеристика местного самоуправления

1.2. Система органов местного самоуправления

2. Структурная составляющая органов местного самоуправления

2.1. Состав и функции представительного органа муниципального образования в системе органов местного самоуправления

2.2. Организационно-правовой статус главы муниципального образования

2.3. Местная администрация. Глава администрации как руководитель аппарата администрации муниципального образования

2.4. Иные органы муниципального управления

3. Проблемы разграничения компетенции органов местного самоуправления с органами государственной власти и перспективы развития местного самоуправления в Российской Федерации

3.1. Полномочия и пределы ведения органов местного самоуправления и органов государственной власти

3.2. Перспективы развития системы органов местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе с учетом зарубежного опыта

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

- ведение работы с обращениями физических, юридических лиц, иных общественных объединений.

Положение об аппарате, его структура и штат утверждаются депутатами представительного органа, равно как и решаются вопросы финансового, материального, организационного и иного обеспечения деятельности его сотрудников.

2.2. Организационно-правовой статус главы муниципального образования

В ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» статус главы муниципального об­разования определен как высшее должностное лицо муниципального образования [4]. В соответ­ствии с уставом муниципального образования оно наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Так, например, в городе Москве местное самоуправление реализовывается в границах внутригород­ских муниципальных образований, в сфере которой имеется бюджет, собст­венность и выборные органы [12]. Одно или несколько муниципальных образо­ваний может существовать в границах района. Не может быть муниципаль­ных образований, которые включают в себя два или более районов города. Образование муниципальных образований, утверждение их территорий и наименований реализовываются законом г. Москвы, которое представляется мэром г. Москвы с учетом исторических, культурных и других местных тра­диций, географических, градостроительных особенностей, социального, экономического положения территорий, нахождения транспортных комму­никаций, наличия инженерной инфраструктуры и прочих свойств местно­сти [12].

В муниципальном образовании органами местного самоуправления в г. Москве являются: совет депутатов муниципального образования, который является ее представительным органом; администрация муниципального образования, который является исполнительно-распорядительным органом, а также иные органы, которые образуются в соответствии с Уставом муни­ципальных образований. Возглавляет муниципальное образование - глава муниципального образования. Территориально-административное деление г. Москвы подразделяется на административные округа, районы и поселе­ния. Административные округа, в свою очередь, включают в себя несколько и районов или поселений. Округа являются префектами. Префект осуществляет руководство за управами районов города. Управы районов города - это территориальные органы исполнительной власти, которые подчинены Правительству г. Москвы. Являются юридическими лицами. Они контроли­руют государственные унитарные предприятия, организации совместно с органами местного самоуправления на внутригородских территориях. Зако­нодательным (представительным) органом является Московская городская Дума, которая состоит из 45 депутатов, избираемых сроком на 5 лет. Высшим должностным лицом города является мэр, который возглавляет высший ис­полнительный орган – Правительство Москвы. Органами судебной власти города Москвы являются Уставный суд города Москвы и мировые судьи [12].


Высшее должностное лицо г. Санкт-Петербурга – Губернатор. Он возглавляет Правительство города и Администрацию города [13].

Федеральный законодатель установил ра­мочные нормы порядка наделения полномочи­ями главы муниципального образования. Так, глава самоуправления может быть избран:

на муниципальных выборах;

представительным органом муниципаль­ного образования из своего состава;

представительным органом муниципаль­ного образования из числа кандидатов, пред­ставленных конкурсной комиссией по резуль­татам конкурса.

Закон определил, что в поселениях, где чи­сло жителей, обладающих избирательным пра­вом, составляет не более 100 человек, предста­вительный орган поселения не формируется. Здесь его функции выполняет сход граждан. В таких случаях глава муниципального образова­ния избирается на сходе граждан и исполняет одновременно и полномочия главы местной администрации.

2.3. Местная администрация. Глава администрации как руководитель аппарата администрации муниципального образования

Местная администрация, которая является, как уже отмечалось, коллегиальным, постоянно действующим исполнительно-распоря­дительным органом муниципального обра­зования, призвана решать вопросы местного значения и осуществлять отдельные государ­ственные полномочия, переданные органам местного самоуправления федеральными зако­нами и законами субъектов Российской Феде­рации. Организует и руководит работой мест­ной администрации на принципах единонача­лия глава местной администрации.

Главой местной администрации является либо глава муниципаль­ного образования или же лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам кон­курса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом му­ниципального образования [38, С.7].

Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представи­тельного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года.


В частности, представительный орган утверждает ус­ловия контракта для главы местной админи­страции в части, которая касается осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Та часть, которая связана с осуществлением отдельных государственных полно­мочий, переданных органам местного самоу­правления федеральными законами и законами субъекта, утверждается законом субъекта. Уставом муниципаль­ного образования и законом субъекта в отно­шении должности главы местной администра­ции могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на эту должность [12].

Глава местной администрации, который осуществляет свои полномочия на основе контрак­та, ежегодно представляет представительному органу муниципального образования отчет о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о реше­нии вопросов, поставленных представитель­ным органом муниципального образования. В целом, он призван обеспечивать осуществле­ние местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и от­дельных государственных полномочий, пере­данных органам местного самоуправления фе­деральными законами и законами субъекта [35, С.8].

Назначенный по контракту глава админи­страции (сити-менеджер) фактически являет­ся наемным администратором, управляющим муниципалитетом. Он наделяется властными полномочиями не населением, в отличие от главы муници­пального образования, что имеет принципи­ально важное значение при организации мест­ного самоуправления депутатами муниципального представительного органа. Таким образом, принципиальное отличие избранного на вы­борах главы муниципального образования от «сити-менеджера» (назначенный представи­тельным органом глава местной администра­ции) прежде всего, заключается в степени леги­тимности и в источнике получения власти [36, С.52].

Из анализа уставов различных муниципальных образований следует, что перечень полномочий главы местной администрации весьма обширен, объемен и остается открытым. В связи с этим несложно понять, что едино­лично он не в состоянии их выполнять. Для непрерывной квалифицирован­ной исполнительно-распорядительной деятельности создаются внутренние подразделения - органы местной администрации. Они входят в структуру местной администрации, не являющуюся по точному смыслу закона струк­турой органов местного самоуправления.

Структура местной администрации формируется в результате использования научных наработок современности в сочетании с деятельностью ква­лифицированных специалистов (муниципальных служащих), вследствие чего основные направления муниципального управления распределяются между входящими в состав администрации как коллегиальный орган подразделениями и должностными лицами.


При этом, следует различать органы местного самоуправления и подразделения местной администрации. Последние не могут иметь статус органов местно­го самоуправления, поскольку являются лишь структурными подразделе­ниями местной администрации и не обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. При этом, органы местной адми­нистрации получают правовое закрепление не в уставе муниципального об­разования, а, как правило, в положении о местной администрации.

В настоящее время выделяют территориальные, отраслевые и функциональные органы местной администрации. Наименования названных органов могут варьироваться в зависимости от их участия в жизнеобеспечении му­ниципального образования; количества подчиненных им муниципальных предприятий и учреждений; взглядов главы местной администрации и представительного органа на их роль в управлении местными делами.

Таким образом, органы местной администрации играют немаловажную роль в обеспечении жизнедеятельности муниципального образования. Это, прежде всего, обусловлено спецификой исполнительно-распорядительной деятельности на местном уровне: необходимостью в большинстве случаев осуществления текущего руководства на основании принятия оперативных мер реагирования [24, С.33].

В целом, структура местной администрации является динамичным явлением, в связи с этим с течением времени отпадает необходимость в существовании тех или иных структурных подразделений, выявляется осуществ­ление ими сходных полномочий или же возникает потребность в создании новых органов (например, в связи с введением законодателем новых полно­мочий или направлений деятельности местной администрации, с появлени­ем новых задач). Необходимыми факторами здесь выступают:

-анализ полномочий, реализуемых на определенном этапе различ­ными органами местных администраций, с целью исключения их копирования и пересечения;

- четкая отраслевая специализация, отсутствие которой приводит к неэффективному рассредоточению усилий и бесконтрольности по ряду вопросов.

Таким образом, подводя некоторые итоги соотношения правового положения и компетенции главы самоуправления и главы местной администрации, следует отметить, что указанные лица являются ключевыми должностными лицами в системе местного самоуправления. От их компетентности и профессиональных способно­стей напрямую зависит полноценное решение всех вопросов, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципального образования.


2.4. Иные органы муниципального управления

К числу органов и должностных лиц местного самоуправления относятся прежде всего выборные органы: представительные, состоящие из депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; выборные главы муниципального образования и другие избираемые населением должностные лица. Кроме выборных органов, уставами муниципальных образований могут учреждаться иные органы и должностные лица местного самоуправления. Порядок их образования, сроки полномочий определяются в каждом конкретном случае уставами соответствующих муниципальных образований [39, С.23].

Под должностным лицом понимается лицо, по назначению или в силу выборов занимающее должность, связанную с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных полномочий.

Выборные должностные лица обладают рядом функций, характерных для исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления.

Институт выборных должностных лиц местного самоуправления нашел свое закрепление в ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Главы администраций районов, городов, поселков, сельских населенных пунктов неподконтрольны фактически ни по вертикали, ни по горизонтали. В настоящее время сложилась такая ситуация, которая не позволяет оказывать воздействие на должностных лиц местного самоуправления со стороны государственных органов. Это порождает безответственность в решении задач местного значения, приводит к нарушениям прав человека, выражающихся в несвоевременной выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, и т.д.

Подводя итоги данной главы исследовательской работы необходимо отметить следующее.

В соответствии со ст. 131 Конституции РФ структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно [2]. Согласно ст. 34 Федераль­ного закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в структуре органов местного самоуправления является обязательным наличие представительного органа муниципального образования, главы муници­пального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования), за исключением случа­ев, предусмотренных указанным Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4].