Файл: Органы местного самоуправления (Правовая природа местного самоуправления).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Правовая природа местного самоуправления
1.1. Общая характеристика местного самоуправления
1.2. Система органов местного самоуправления
2. Структурная составляющая органов местного самоуправления
2.2. Организационно-правовой статус главы муниципального образования
2.4. Иные органы муниципального управления
3.1. Полномочия и пределы ведения органов местного самоуправления и органов государственной власти
Исходя из выше изложенного, систему местного самоуправления можно охарактеризовать как совокупность упорядоченных норм права, направленных на урегулирование общественных отношений, возникающих в процессе осуществления местного самоуправления.
Однако, стоит отличать такие понятия как «система местного самоуправления» и «система органов местного самоуправления», ввиду того, что система органов местного самоуправления представляет собой определенный перечень органов местного самоуправления и объединение ее структурных элементов на основе единых целей и задач [30, С.116]. Из этого следует, что система местного самоуправления более объемное понятие, чем система органов местного самоуправления, которая призвана упорядочивать и систематизировать систему местного самоуправления.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4] в главе 6 «органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления» система органов местного самоуправления представлена в виде представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольного органа муниципального образования, иных органов местного самоуправления, которые предусмотрены уставом муниципального образования и обладают собственными полномочиями в области решения вопросов местного значения.
Следовательно, ключевым элементом системы органов местного самоуправления, который осуществляет ежедневную деятельность по воплощению в жизнь основных целей и задач местного самоуправления, в конечном счете выступают органы местного самоуправления. Образование органов местного самоуправления на территориях субъектов РФ выступает гарантией надлежащего функционирования указанной системы и обусловлено, прежде всего, реалиями современной действительности.
По поводу определения органов местного самоуправления в отечественном правовой науке имеется несколько точек зрения. Так, профессор О.Е.Кутафин утверждает, что под органами местного самоуправления понимаются «органы местных самоуправляющихся территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми они несут ответственность за надлежащее осуществление своих полномочий» [17, С.112]. Он также полагает, что органы местного самоуправления отражают порядок образования и исполнения власти на местах, который способствует самостоятельному решению гражданами вопросов местной жизни.
Профессор Е.В.Колесников утверждает, что органы местного самоуправления – это «созданные в порядке, регламентированным уставом муниципального образования составная часть системы местного самоуправления, которая состоит из коллектива муниципальных служащих, выполняющих функции по разрешению вопросов местного значения и которые обладают организационной обособленностью» [16, С.256].
В свою очередь, согласно статье 2 федерального закона №131-ФЗ органы местного самоуправления - это «избираемые непосредственно населением или образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения» [4]. Однако, Федеральный закон № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в статье 2 дает иное определение органов местного самоуправления, согласно которому – это избираемые непосредственно населением муниципального образования и (или) образуемые представительным органом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, иными законами, уставами муниципальных образований органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения [6].
На наш взгляд, последнее определение органов местного самоуправления позволяет сформировать более полное и системное представление о данном понятии, а также раскрыть правовую природу деятельности органов местного самоуправления, нежели определение, указанное в федеральном законе №131-ФЗ.
В соответствии с вышеназванными законами органы местного самоуправления наделены собственными полномочиями для решения вопросов местного значения. К собственным полномочиям относятся постоянные, устойчивые полномочия, которые отражены в базовом документе местного самоуправления – уставе муниципального образования [16, С.97].
Подводя итог вышеизложенному, необходимо сделать следующие выводы. Во-первых, проанализировав законы и иные нормативные правовые акты, а также мнения ученых-юристов, мы выявили сущность и роль, которая отводится местному самоуправлению в России. Сущность местного самоуправления заключается в вовлечении жителей в решение вопросов их жизнедеятельности, посредством чего, местное самоуправление представляет собой явление самоорганизации общества, и важнейшую форму народовластия.
Во-вторых, в рамках данного исследования была изучена система местного самоуправления, под которой понимается управленческая система, направленная на самостоятельное устройство своих дел в пределах определенного муниципального образования.
Основная цель функционирования данной системы выражается в оптимизации управленческих процессов, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения и благоустройством конкретной административно-территориальной единицы.
В-третьих, как совершенно справедливо подчеркивает профессор Г.В. Атаманчук, управление представляет собой целеполагающее, организующее и регулирующее воздействие людей на общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно, так и через специально созданные структуры [14, С.26]. Такой структурой абсолютно справедливо выступает система местного самоуправления.
2. Структурная составляющая органов местного самоуправления
2.1. Состав и функции представительного органа муниципального образования в системе органов местного самоуправления
В соответствии с Конституцией Российской Федерации структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Ранее действующий Федеральный закон 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не содержал определения понятия «структура органов местного самоуправления» [11].
Восполнив этот пробел, Федеральный закон 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ч. 1 ст. 34 определяет, что «структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-ревизионный орган местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения» [4].
Перечисляя органы, формирование которых должно быть предусмотрено в муниципальном образовании, законодатель исходит из того, что это определенная совокупность учреждений, действующих в муниципальном образовании.
При этом, наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.
Таким образом, представительный орган местного самоуправления является обязательным в структуре органов местного самоуправления любого муниципального образования.
Многие представительные органы муниципальных образований не имеют внутренней структуры или имеют крайне простую внутреннюю организацию, включающую председателя и (возможно) его заместителя, и в таком случае в подготовке и рассмотрении любых проектов решений по вопросам местного значения участвуют все его депутаты. Таковы представительные органы сел, поселков, небольших городов, других поселений, а также представительные органы иных муниципальных образований с небольшим численным составом представительного органа [28, С.5].
Возглавляет внутреннюю структуру представительного органа его председатель, глава муниципального образования или иное лицо. Соответствующее должностное лицо организует работу представительного органа.
Председатель представительного органа, как правило, работает на штатной оплачиваемой основе. Председатель представительного органа избирается из числа его депутатов (обычно тайным голосованием простым большинством голосов от общего числа депутатов). Уставы муниципальных образований и регламенты представительных органов наделяют председателя собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Полномочия председателя истекают с истечением срока полномочий представительного органа или досрочно.
Заместитель председателя представительного органа избирается по предложению председателя представительного органа в том же порядке и на тот же срок, который предусмотрен для избрания председателя представительного органа местного самоуправления. Заместитель председателя представительного органа (если это должность имеется) исполняет по поручению председателя отдельные полномочия, а в случаях отсутствия председателя, в том числе временной невозможности выполнения им своих обязанностей - замещает его. Вопросы, отнесенные к ведению заместителя председателя представительного органа, определяются в уставе муниципального образования и регламенте представительного органа местного самоуправления.
Следующим элементом представительного органа являются депутатские объединения, которые образуют депутаты представительного органа на основе свободного волеизъявления. К депутатским объединениям относятся фракции, блоки и другие структуры. Регламент представительного органа может установить минимальную численность депутатского объединения, а также решить вопрос о возможности одновременного нахождения депутата в нескольких депутатских объединениях. Как правило, цель создания депутатского объединения - отражение и преследование общих политических интересов [39, С.24].
Более того, стоит отметить, что представительный орган может включать комитеты и комиссии. Включение депутатов в состав комитетов и комиссий осуществляется на основе их волеизъявления.
Профильные комитеты (комиссии) выступают постоянно действующими структурными подразделениями представительного органа и осуществляют свою деятельность на принципах коллегиальности, свободы обсуждения, гласности. На их заседания могут приглашаться представители средств массовой информации и иные лица, представляющие общественность.
Основные цели образования комитетов (комиссий): разработка и рассмотрение проектов решений, иных правовых актов представительного органа; подготовка заключений по проектам решений; внесение проектов решений на рассмотрение представительного органа; участие в разработке проектов планов и программ экономического и социального развития муниципального образования; участие в подготовке и проведении публичных слушаний; решение организационных вопросов функционирования муниципального образования.
Как правило, депутату представительного органа муниципального образования предоставляется право одновременно входить в состав нескольких комитетов (комиссий). Основной формой работы комитета (комиссии) является заседание. Комитеты (комиссии) могут быть постоянными, т.е. создаваемыми на весь срок полномочий представительного органа, и временными, т.е. создаваемыми на определенный срок или для решения определенной задачи, например проведения депутатского расследования.
Для обеспечения деятельности представительного органа может быть создан (и соответственно включен в его структуру) аппарат представительного органа муниципального образования (помощники, секретари). Основные задачи аппарата:
- создание условий для эффективной работы представительного органа;
- оказание практической помощи депутатам при осуществлении ими своих полномочий;