Файл: Органы местного самоуправления (Правовая природа местного самоуправления).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 129
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Правовая природа местного самоуправления
1.1. Общая характеристика местного самоуправления
1.2. Система органов местного самоуправления
2. Структурная составляющая органов местного самоуправления
2.2. Организационно-правовой статус главы муниципального образования
2.4. Иные органы муниципального управления
3.1. Полномочия и пределы ведения органов местного самоуправления и органов государственной власти
- ведение работы с обращениями физических, юридических лиц, иных общественных объединений.
Положение об аппарате, его структура и штат утверждаются депутатами представительного органа, равно как и решаются вопросы финансового, материального, организационного и иного обеспечения деятельности его сотрудников.
2.2. Организационно-правовой статус главы муниципального образования
В ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» статус главы муниципального образования определен как высшее должностное лицо муниципального образования [4]. В соответствии с уставом муниципального образования оно наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Так, например, в городе Москве местное самоуправление реализовывается в границах внутригородских муниципальных образований, в сфере которой имеется бюджет, собственность и выборные органы [12]. Одно или несколько муниципальных образований может существовать в границах района. Не может быть муниципальных образований, которые включают в себя два или более районов города. Образование муниципальных образований, утверждение их территорий и наименований реализовываются законом г. Москвы, которое представляется мэром г. Москвы с учетом исторических, культурных и других местных традиций, географических, градостроительных особенностей, социального, экономического положения территорий, нахождения транспортных коммуникаций, наличия инженерной инфраструктуры и прочих свойств местности [12].
В муниципальном образовании органами местного самоуправления в г. Москве являются: совет депутатов муниципального образования, который является ее представительным органом; администрация муниципального образования, который является исполнительно-распорядительным органом, а также иные органы, которые образуются в соответствии с Уставом муниципальных образований. Возглавляет муниципальное образование - глава муниципального образования. Территориально-административное деление г. Москвы подразделяется на административные округа, районы и поселения. Административные округа, в свою очередь, включают в себя несколько и районов или поселений. Округа являются префектами. Префект осуществляет руководство за управами районов города. Управы районов города - это территориальные органы исполнительной власти, которые подчинены Правительству г. Москвы. Являются юридическими лицами. Они контролируют государственные унитарные предприятия, организации совместно с органами местного самоуправления на внутригородских территориях. Законодательным (представительным) органом является Московская городская Дума, которая состоит из 45 депутатов, избираемых сроком на 5 лет. Высшим должностным лицом города является мэр, который возглавляет высший исполнительный орган – Правительство Москвы. Органами судебной власти города Москвы являются Уставный суд города Москвы и мировые судьи [12].
Высшее должностное лицо г. Санкт-Петербурга – Губернатор. Он возглавляет Правительство города и Администрацию города [13].
Федеральный законодатель установил рамочные нормы порядка наделения полномочиями главы муниципального образования. Так, глава самоуправления может быть избран:
на муниципальных выборах;
представительным органом муниципального образования из своего состава;
представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Закон определил, что в поселениях, где число жителей, обладающих избирательным правом, составляет не более 100 человек, представительный орган поселения не формируется. Здесь его функции выполняет сход граждан. В таких случаях глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет одновременно и полномочия главы местной администрации.
2.3. Местная администрация. Глава администрации как руководитель аппарата администрации муниципального образования
Местная администрация, которая является, как уже отмечалось, коллегиальным, постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, призвана решать вопросы местного значения и осуществлять отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Организует и руководит работой местной администрации на принципах единоначалия глава местной администрации.
Главой местной администрации является либо глава муниципального образования или же лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования [38, С.7].
Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года.
В частности, представительный орган утверждает условия контракта для главы местной администрации в части, которая касается осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Та часть, которая связана с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта, утверждается законом субъекта. Уставом муниципального образования и законом субъекта в отношении должности главы местной администрации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на эту должность [12].
Глава местной администрации, который осуществляет свои полномочия на основе контракта, ежегодно представляет представительному органу муниципального образования отчет о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования. В целом, он призван обеспечивать осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта [35, С.8].
Назначенный по контракту глава администрации (сити-менеджер) фактически является наемным администратором, управляющим муниципалитетом. Он наделяется властными полномочиями не населением, в отличие от главы муниципального образования, что имеет принципиально важное значение при организации местного самоуправления депутатами муниципального представительного органа. Таким образом, принципиальное отличие избранного на выборах главы муниципального образования от «сити-менеджера» (назначенный представительным органом глава местной администрации) прежде всего, заключается в степени легитимности и в источнике получения власти [36, С.52].
Из анализа уставов различных муниципальных образований следует, что перечень полномочий главы местной администрации весьма обширен, объемен и остается открытым. В связи с этим несложно понять, что единолично он не в состоянии их выполнять. Для непрерывной квалифицированной исполнительно-распорядительной деятельности создаются внутренние подразделения - органы местной администрации. Они входят в структуру местной администрации, не являющуюся по точному смыслу закона структурой органов местного самоуправления.
Структура местной администрации формируется в результате использования научных наработок современности в сочетании с деятельностью квалифицированных специалистов (муниципальных служащих), вследствие чего основные направления муниципального управления распределяются между входящими в состав администрации как коллегиальный орган подразделениями и должностными лицами.
При этом, следует различать органы местного самоуправления и подразделения местной администрации. Последние не могут иметь статус органов местного самоуправления, поскольку являются лишь структурными подразделениями местной администрации и не обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. При этом, органы местной администрации получают правовое закрепление не в уставе муниципального образования, а, как правило, в положении о местной администрации.
В настоящее время выделяют территориальные, отраслевые и функциональные органы местной администрации. Наименования названных органов могут варьироваться в зависимости от их участия в жизнеобеспечении муниципального образования; количества подчиненных им муниципальных предприятий и учреждений; взглядов главы местной администрации и представительного органа на их роль в управлении местными делами.
Таким образом, органы местной администрации играют немаловажную роль в обеспечении жизнедеятельности муниципального образования. Это, прежде всего, обусловлено спецификой исполнительно-распорядительной деятельности на местном уровне: необходимостью в большинстве случаев осуществления текущего руководства на основании принятия оперативных мер реагирования [24, С.33].
В целом, структура местной администрации является динамичным явлением, в связи с этим с течением времени отпадает необходимость в существовании тех или иных структурных подразделений, выявляется осуществление ими сходных полномочий или же возникает потребность в создании новых органов (например, в связи с введением законодателем новых полномочий или направлений деятельности местной администрации, с появлением новых задач). Необходимыми факторами здесь выступают:
-анализ полномочий, реализуемых на определенном этапе различными органами местных администраций, с целью исключения их копирования и пересечения;
- четкая отраслевая специализация, отсутствие которой приводит к неэффективному рассредоточению усилий и бесконтрольности по ряду вопросов.
Таким образом, подводя некоторые итоги соотношения правового положения и компетенции главы самоуправления и главы местной администрации, следует отметить, что указанные лица являются ключевыми должностными лицами в системе местного самоуправления. От их компетентности и профессиональных способностей напрямую зависит полноценное решение всех вопросов, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципального образования.
2.4. Иные органы муниципального управления
К числу органов и должностных лиц местного самоуправления относятся прежде всего выборные органы: представительные, состоящие из депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; выборные главы муниципального образования и другие избираемые населением должностные лица. Кроме выборных органов, уставами муниципальных образований могут учреждаться иные органы и должностные лица местного самоуправления. Порядок их образования, сроки полномочий определяются в каждом конкретном случае уставами соответствующих муниципальных образований [39, С.23].
Под должностным лицом понимается лицо, по назначению или в силу выборов занимающее должность, связанную с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных полномочий.
Выборные должностные лица обладают рядом функций, характерных для исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления.
Институт выборных должностных лиц местного самоуправления нашел свое закрепление в ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Главы администраций районов, городов, поселков, сельских населенных пунктов неподконтрольны фактически ни по вертикали, ни по горизонтали. В настоящее время сложилась такая ситуация, которая не позволяет оказывать воздействие на должностных лиц местного самоуправления со стороны государственных органов. Это порождает безответственность в решении задач местного значения, приводит к нарушениям прав человека, выражающихся в несвоевременной выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, и т.д.
Подводя итоги данной главы исследовательской работы необходимо отметить следующее.
В соответствии со ст. 131 Конституции РФ структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно [2]. Согласно ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в структуре органов местного самоуправления является обязательным наличие представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования), за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4].