Файл: Органы местного самоуправления (Правовая природа местного самоуправления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Правовая природа местного самоуправления

1.1. Общая характеристика местного самоуправления

1.2. Система органов местного самоуправления

2. Структурная составляющая органов местного самоуправления

2.1. Состав и функции представительного органа муниципального образования в системе органов местного самоуправления

2.2. Организационно-правовой статус главы муниципального образования

2.3. Местная администрация. Глава администрации как руководитель аппарата администрации муниципального образования

2.4. Иные органы муниципального управления

3. Проблемы разграничения компетенции органов местного самоуправления с органами государственной власти и перспективы развития местного самоуправления в Российской Федерации

3.1. Полномочия и пределы ведения органов местного самоуправления и органов государственной власти

3.2. Перспективы развития системы органов местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе с учетом зарубежного опыта

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. При формировании долгосрочной стратегии развития нашей страны Президент РФ В.В. Путин в своем послании Федеральному собранию РФ провозгласил важнейшей задачей уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие социальной, независимой, финансово состоятельной власти на местах [47].

Безусловно, проводимая в настоящее время государственная политика и принимаемые на ее основе реформы могут стать эффективными лишь в процессе их реализации при активном участии органов местного самоуправлении, поскольку местная власть обеспечивает самостоятельное принятие решений населением муниципальных образований по вопросам местного значения и служит воплощением территориальной демократии на местах [25, С.21-22].

Следует отметить, что на сегодняшний день реформирование местного самоуправления идет по пути соблюдения интересов населения, создания новых видов муниципальных образований и усиления ответственности выборных представителей власти. При этом, основная цель реформирования органов местного самоуправления видится нам в том, чтобы максимально приблизить публичную власть к населению и к решению вопросов местного значения.

По сей день механизм функционирования органов местного самоуправления и установление пределов формирования сферы собственного ведения местного самоуправления несовершенен и требует обращения более пристального внимания со стороны государственной власти и общественности.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время остро ощущается необходимость в четком определении системы местного самоуправления, места и роли последнего в структуре организации публичной власти в государстве.

Исходя из вышеизложенного, нам представляется необходимым рассмотреть тенденции и перспективы развития местного самоуправления.

Эмпирическую и нормативную базу исследования составили:

- международные нормативно-правовые акты, касающиеся вопросов организации и функционирования местного самоуправления;

- Конституция Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты в области организации местного самоуправления в Российской Федерации;

- социологические исследования;

- материалы и сведения, полученные в сети Интернет на официальных сайтах государственных органов и органов местного самоуправления, а так же на многочисленных блогах, консультационных и медийных порталах.


Таким образом, исходя из степени разработанности темы, определяется следующий объект и предмет изучения, а также цели и задачи исследования:

Объект исследования – общественные отношения, охватывающие содержание и специфику правового регулирования органов местного самоуправления в Российской Федерации.

Предмет исследования – нормативные правовые акты, регулирующие основные аспекты развития местного самоуправления на федеральном, региональном и местном уровнях власти, а также доктринальные источники, рассматривающие своеобразность данного явления.

Цель исследования – рассмотреть органы местного самоуправления.

Задачи исследования:

исследовать понятие и сущность местного самоуправления в России;

проанализировать систему органов местного самоуправления;

изучить перспективы развития местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе.

Методология. Анализ органов местного самоуправления проводился с использованием следующих научных методов и принципов: системный метод, сравнительно - исторический метод, позволивший определить предпосылки возникновения рассматриваемого явления, дедукция, синтез, широко используемые при написании выпускной квалификационной работы. По своему содержанию курсовая работа состоит из введения, трех глав, включающих 8 параграфов, заключения, списка используемых источников.

1. Правовая природа местного самоуправления

1.1. Общая характеристика местного самоуправления

Местное самоуправление есть всестороннее общественное явление. Российская Федерация как демократическое и правовое государство признает самостоятельность местного самоуправления [2]. Предлагаем проанализировать местное самоуправление как форму народовластия и основу государственного строя Российской Федерации.

На наш взгляд нельзя выявить сущность и правовую природу данного понятия без определения теоретических положений местного самоуправления, а также соотношения понятий «самоуправление» и «управление».


Думается, что необходимо заострить внимание на научном понимании термина «местное самоуправление» – это организационно-управленческая форма деятельности, которая основана на историческом опыте взаимодействия государства с населением, традициях формирования и развития социальных механизмов представительства законных интересов и прав граждан в обществе, учёта их мнения в вопросах его развития [28, С.5].

При изучении данного явления возникает проблема целостного восприятия понятия «местного самоуправления». Вместе с тем, на сегодняшний момент трудно дать однозначное и четкое, не порождающее многочисленных дискуссий определение термина «самоуправление», так как данное явление имеет относительно небольшую историю существования.

С позиции науки муниципального права понятие «местное самоуправление» трактуется неоднозначно. В частности, Райзберг Б.А. трактует понятие управление как систематический, сознательный, целенаправленный процесс воздействия людей на общественную систему в целом или ее отдельные звенья на основе познания и применения, присущих обществу объективных закономерностей и прогрессивных тенденций в целях обеспечения его эффективного функционирования и развития [20, С.494].

В общем смысле термин «управление трактуется как функция по организации систем различной природы, обеспечивающую сохранение структуры, поддержание режима деятельности, реализацию определенных программ и действий», а самоуправление как «самостоятельность какой либо организованной социальной общности в управлении собственными делами» [22, С.509].

По мнению З.Б. Зотова «управление – это влияние на систему извне», в свою очередь самоуправление рассматривается автором как «внутреннее воздействие, вырабатываемое самой системой» [21, С.132].

Все перечисленные термины, которые дают нам представление о понятии «управление» и «самоуправление» акцентируют внимание на том, что эти юридические категории могут рассматриваться как целое и часть, поскольку самоуправление является одним из видов управленческой деятельности, однако разница между данными понятиями в способе реализации такого управления и субъектах, осуществляющих данное управление.

В целом, что касается научного толкования местного самоуправления, то весьма интересным, и в большей мере соответствующим действительности, на наш взгляд, является определение местного самоуправления, предложенное В.И. Васильевым. В его понимании местное самоуправление понимается как «самостоятельное устройство своих дел территориальными сообществами, действующими в установленных пространственных границах» [15, С.35].


Основными нормативными источниками регулирования основ местного самоуправления в России выступают, прежде всего, Конституция Российской Федерации [2] и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4].

Кроме того, в качестве одного из базовых нормативных источников для определения и уяснения роли местного самоуправления в системе народовластия стоит выделить Указ Президента РФ от 15 октября 1999 г. №1370 «Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» [12].

Стоит особо отметить, что на международном уровне важной попыткой уяснения сущности местного самоуправления послужила разработка и принятие в рамках Совета Европы Европейской хартии о местном самоуправлении от 15 октября 1985 г. Согласно ст.3 данной Хартии местное самоуправление понимается как право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, а также действовать в рамках закона и в интересах местного населения [1]. Стоит отметить, что Российская Федерация как член Совета Европы ратифицировала Европейскую хартию о местном самоуправлении 11 апреля 1998 года.[3]

Помимо этого, изложенные в Хартии положения способствовали определению стратегического развития местного самоуправления во всех демократических странах Европы, возводя органы местного самоуправления в основу демократического строя государств. Правовым следствием, закрепившим стержневые международные принципы и приоритеты местного самоуправления в России стал Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Важность реформирования местного самоуправления сегодня подчеркивается Президентом РФ В.В.Путиным: «местная власть должна быть устроена так, чтобы любой гражданин, образно говоря, мог дотянуться до неё рукой» [47].

На наш взгляд сущность местного самоуправления состоит в вовлечении жителей в решение вопросов их жизнедеятельности, посредством чего местное самоуправление представляет собой процесс самоорганизации общества и важнейшую форму народовластия. Данное утверждение находит подтверждение и в положениях Основного закона России - в Конституции.

Таким образом, на основании вышеизложенного отмечаем, что местное самоуправление представляет собой явление самоорганизации общества, и служит воплощением территориальной демократии. Отличительной чертой местного самоуправления выступает тот факт, что оно выступает основным элементом гражданского общества, посредством чего способствует развитию в гражданах самодеятельности, общественной активности, личной ответственности и ведет к высокому развитию общественного контроля за органами власти на местах.


1.2. Система органов местного самоуправления

Конституция РФ установила, что многонациональный народ - единственный источник власти в России, который в свою очередь, реализует власть непосредственно либо через органы государственной власти и органы местного самоуправления [2]. Конституционное закрепление основ местного самоуправления явно показывает интерес законодательной власти федерального уровня в процесс привлечения населения в решение проблем местного значения путем реформирования и систематизации местного самоуправления на территориях административно-территориальных единиц страны [37, С.17].

В общем смысле под системой понимается не «хаотичный» набор каких-то элементов, обладающих общими чертами и свойствами, а нечто целое, что представляет собой единство упорядоченно расположенных и взаимосвязанных частей. Что касается системы местного самоуправления, то это мноаспектное общественное явление можно рассматривать с двух позиций.

С одной стороны система местного самоуправления представлена как совокупность так называемых организационных, территориальных, юридических и социально-экономических основ местного самоуправления. При этом, под основами в данном контексте понимаются базовые понятия, которые обуславливаются природой и сущностью местного самоуправления, охватывают основные, существенные общественные отношения, которые составляют систему его основных гарантий.

На наш взгляд, в большей мере соответствует реалиям современной действительности определение основ местного самоуправления, сформулированное О.Е. Кутафиным и В.И. Фадеевым, которые трактуют их как совокупность определенных предпосылок и условий, лишь при наличии которых возможно реальное и эффективное местное самоуправление [18, С.672].

С другой стороны, система местного самоуправления рассматривается как конкретная система организации определенного муниципального образования. С этой точки зрения к системе местного самоуправления относятся формы прямой территориальной демократии, то есть формы участия населения в решении вопросов местного характера и деятельность органов местного самоуправления.

Неординарен в вопросе определения системы местного самоуправления В.Б Зотов, который полагает, что система местного самоуправления выражена в виде совокупности подсистем, отражающих отдельные стороны и виды управления – функции, цели, задачи и полномочия [21, С.134]. Представляется, что такое трактование системы местного самоуправления также имеет место быть.