Файл: Особенности политики развития персонала организации бюджетной сферы ( КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
1.1 Государственная кадровая политика в бюджетной сфере
1.2 Принципы, функции и приоритеты государственной кадровой политики в бюджетной сфере
1.3 Научное обеспечение государственной кадровой политики
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО СОСТАВА РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Кадровая политика государственного предприятия ГБУДО г. Москвы "ДМШ имени М.Л. Таривердиева"
ГЛАВА 3. УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО СОСТАВА ПРЕДПРИЯТИЯ
Реализация государственной кадровой политики в бюджетной сфере должна быть направлена:
- в социальном аспекте - на достижение высокого уровня развития человеческого потенциала государства, удовлетворения ожиданий населения относительно профессиональной самореализации, достойной оплаты труда;
- в экономическом аспекте - на обеспечение всех отраслей общественного производства квалифицированными кадрами, повышение конкурентоспособности государства, уровня благосостояния населения;
- в институционном аспекте - на совершенствование нормативно-правовой базы с целью ввода новейших подходов в кадровом менеджменте; [3]
- в организационном аспекте - на развитие системы управления трудовыми ресурсами на принципах социального диалога и партнерства государства и субъектов предпринимательской деятельности.
Кадровая политика выполняет такие функции, как:
- занятость (анализ рабочих мест, методы наема, способы отбора, продвижения по службе, отпуск, освобождение);
- учеба (проверка новых работников, практическая учеба, непрерывное развитие персонала); [4]
- оплата труда (льготные схемы, оплаты; стимулирование труда);
- трудовые отношения (установление более эффективного стиля руководства, отношения с профсоюзами);
- благосостояние (пенсии, помощи по поводу болезни и неработоспособности, медицинские, транспортные услуги, жилье, питание, спорт и общественная деятельность, помощь в решении личных проблем). [1]
Приоритеты и задания государственной кадровой политики в бюджетной сфере:
Приоритетными заданиями формирования и реализации государственной кадровой политики в бюджетной сфере являются:
- подготовка и принятие государственной целевой программы на основе обновленных нормативно-правовых актов о принципах государственной кадровой политики;
- разработка механизмов привлечения высококвалифицированных специалистов к сфере управленческой деятельности в государстве;
- разработка профессиональных стандартов; механизмов оценки и подтверждения квалификаций и компетенций, переподготовки и учебы в течение жизни;
- реформирование системы органов в сфере подтверждения квалификаций;
- реформирование системы финансирования управления образованием и наукой, Национальной системы квалификаций; [16]
- возобновление технологии ротации кадров с учетом компетентностей соответствующих команд, реальных ресурсов и доступных технологий их реализации;
- формирование действенного резерва кадров во всех отраслях производства и сферах социально-экономической деятельности на принципах гарантий государства из целевой подготовки, переподготовки, учебы и аттестации в течение жизни; [7]
- усиление государственного внимания к моральным качествам лиц, а также контролю за проявлениями коррупции, совершенствования процедур дисциплинарного производства и развитие системы апелляционных механизмов;
- возобновление государственного регулирования профориентированной работы среди молодежи на принципах привлечения новообразованных служб управления персоналом и институтов, которые имеют государственные полномочия, для организации работы с кадрами, повышение престижа рабочих профессий;
- государственная поддержка целевых научно-практических исследований в сфере развития человеческого потенциала государства; [1]
- ввод государственных механизмов стимулирования приоритетных направлений развития кадрового потенциала через систему предоставления льгот и преференций.
1.3 Научное обеспечение государственной кадровой политики
Современные требования к построению демократического государства выдвигают на повестку дня много актуальных вопросов, среди которых формирование эффективного кадрового потенциала, создания дееспособной, конструктивной государственной службы, которая может обеспечить решение национальных заданий и стать эффективным организационно-правовым управленческим инструментом проведения кадровой политики. [9]
Большое значение приобретают спрогнозированные, упорядоченные, конструктивные кадровые процессы в России. Они, с одной стороны, ведут в установлении и развитии государства, а из второго - органично сочетают с управленческим процессом (от стадии определения цели к получению окончательного результата).
Исследование сложных, многоаспектных и актуальных научных и прикладных проблем, связанных с кадровыми процессами в государственном управлении, предусматривает углубленное понимание их сущности, динамики, специфических признаков, выявления путей их перспективного развития, которое требует соответствующего научного обоснования. [17]
В стране еще не удалось создать надлежащий кадровый потенциал в бюджетной сфере и обеспечить его функционирование и развитие на правовой основе. Это объясняется также отсутствием соответствующего теоретико-методологического обеспечения кадровых процессов в государственном управлении с учетом перспектив международной интеграции.
Практика свидетельствует, что трудности и ошибки, свойственные кадровым процессам, предопределенные отсутствием комплексного подхода к теоретическим разработкам в этой сфере. [6]
Поэтому актуальными являются исследования теоретико-методологических основ состояния кадровых процессов и определения перспектив их развития на общегосударственном уровне. В результате проведенных в последнее время научных исследований складывается такая обобщенная картина состояния науки в отмеченной сфере:
- концептуально обобщенно и систематизированы современные отечественные и зарубежные положения государственно-управленческой науки с целью выделения основных закономерностей, факторов, функций, идей, подходов, общих и специальных методов, которые целесообразно положить в основу теоретико - методологического управления кадровыми процессами в России, определены наиболее существенные исходные условия и требования относительно их исследования; [12]
- проведен системный теоретико - методологический и концептуально-целостный анализ основ кадровых процессов, особенно кадрового корпуса в бюджетной сфере;
- исследовано состояние и прогноз потребности в государственных служащих и служащих органов местного самоуправления России, которое дало возможность обнаружить существующие недостатки и противоречия между деятельностью государственных органов власти и научным обеспечением; [15]
- раскрыта специфика зарубежного опыта организации кадровых процессов в современных условиях и предложены новые подходы относительно его приложения;
- определено главное стратегическое задание относительно кадрового обеспечения всех сфер, критерии эффективности, динамику и ориентиры оптимизации кадровых процессов;
- раскрыта сущность мониторинга кадровых процессов, этапы оценки потребности в кадрах и формирования института кадрового резерва;
- разработаны приоритетные тенденции качественного развертывания кадровых процессов, определены подходы к их социальному проектированию и реформированию. [18]
Кадры являются основными (постоянным, штатным), как правило, квалифицированным составом работников организации, учреждения, органа власти. Кадрам присущи такие черты, как профессиональная подготовка; постоянный характер служебно-трудовой деятельности, которая является основным финансовым источником их существования; деятельность, направленная на фактическую реализацию или обеспечение выполнения поставленных заданий, функций и компетенции организации, учреждения, органа власти. [2]
Кадровые процессы - это, в первую очередь, объективно предопределенная, социально значимое изменение состояния кадровых отношений и связей, количественных и качественных параметров кадрового корпуса, результат действия объективных и субъективных факторов, причем как, внутри отдельной организации, так и на государственном уровне.
Существенным является влияние как внешних факторов (ресурсные и управленческие потребности государства, ее стратегия, развитие социально-экономических основ общества, социально - демографических процессов и т.п.), так и внутренних ресурсов и факторов развития кадрового корпуса (организации системы управления, поиски более оптимальных структур, методов управления, изменение функций и компетенции государственных органов, выявления потребностей, интересов и возможностей, как организаций, так и интересов и потребностей отдельного работника, поиск баланса интересов государства и общества). [5]
Управление кадровыми процессами - это целеустремленное, спланированное, координирующее и сознательно организующее влияние субъектов управления кадрами на количественные и качественные изменения кадрового состава во времени и просторные путем определения потребности в кадрах и осуществления корректирующих действий для того, чтобы кадры отвечали потребностям государства. [12]
Учеными разработаны теоретико - методологические принципы механизмов мониторинга кадровых процессов, который должен направляться на выявление отклонений от реализации программ и коррекцию в процессе их разработки и реализации во всех сферах функционирования. Он должен сочетать с оценкой эффективности определенных типов решений, отслеживания процессов относительно их реализации и быть автоматически свернутым на такие сферы и лица:
- оценку инноваций в обществе;
- квалифицированных специалистов для информационно-аналитической работы;
- социальную работу с акцентированием внимания на поддержке малообеспеченного населения и поощрении работоспособного населения к труду;
- правовая защита населения, которое работает как за наймом, так и по договорам;
- сохранение устойчивого развития социально-экономической системы регионов, городов, сел;
- инновационную деятельность и повышение конкурентоспособности как отдельных предприятий и организаций, так и регионов в России, Европе, СНГ и мире. [8]
Определенно, что сегодня в государстве доминируют кадровые процессы, характерные для переходных периодов неуравновешенного состояния государства и общества: эти процессы приобрели непредсказуемый, нелинейный характер, поскольку выросла роль случайных влияний на кадровый корпус государства; [14]
высокой является сменяемость и текучесть кадров; квалифицированные кадры социально не защищены; получила распространение коррупция; при принятии на государственную службу и ее прохождении преобладают политические, а не деловые подходы; ход кадровых процессов в регионе значительно зависит от воли должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления, которые действуют часто вопреки не только объективной реальности и логике, но и закону. [17]
Сознательное регулирование кадровых процессов возможно лишь при условии наличия не только знаний у руководителей предприятий, учреждений, организаций, работников государственных органов о природе, структуре, направленности, особенностях кадровых процессов на государственном уровне, но и действенной и эффективной системы научно обоснованных механизмов, технологий и ресурсов для влияния на эти процессы. [2]
Главным риском является несоответствие спроса на рабочие места спроса на рабочую силу, причинами которой являются:
- недостаток или излишек численности рабочей силы;
- завышены сравнительно с реальными требования населения к условиям и оплате труда;
- недостаток или излишек количества рабочих мест;
- неудовлетворительная (по экономическим или социально - демографическим критериям) структура рабочих мест; [4]
- несоответствие профессионально-квалификационной подготовки рабочей силы потребности в ней.
Для преодоления рисков реализации стратегии государственной кадровой политики необходимо:
- формирование соответствующего правового поля;
- стимулирования частного сектору к реализации кадровой политики, которая предусматривает наличие:
- налоговых стимулов;
- договорных механизмов;
- защита прав частного владельца относительно подготовки рабочей силы;
- стимулирование населения к активизации поведения на рынке труда, приобретения профессий и квалификаций, адекватных потребностям рынка труда. [7]
Определенно ожидаемые социально - демографические и социально-экономические изменения по результатам реализации Стратегии государственной кадровой политики в 2012-2020 годах:
- население России неминуемо сокращается и будет сокращаться преимущественно за счет экономически активных контингентов;
- на протяжении ближайшего десятилетия в составе рабочей силы будет расти часть лиц возрастом 45 и старше;
- уже сегодня часть лиц с высшим образованием в составе рабочей силы является достаточно высокой, в перспективе она неминуемо будет расти;