Файл: Психологический контракт и приверженность сотрудников к организации (Психологический контракт).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приверженность выражается в 3 компонентах :

1) идентификация работника, а именно вовлеченность - желание достигать цели, необходимые для успешного существования организации. Идентификация - это своего рода гордость предприятия, которая позволяет присваивать работникам организационные цели. Идентификация также зависит от того, насколько люди проинформированы о состоянии дел организации и о будущих целях, прогнозах и возможностях достижения результата. Помимо этого, каждый работник должен знать, какой вклад является важным и что его идеи совпадают с идеями организации, иными словами, единство взглядов и целей, что позволяет гордиться своей деятельностью, достигать более высоких результатов.

Следующим немаловажным компонентом является вовлеченность. Под этим понятием подразумевается желание непосредственно самого работника выполнять свои должностные обязанности так , чтобы от этого получать удовольствие. А именно достигать поставленных целей, которые приведут к успеху организации, готовность работников на дополнительные усилия удовлетворенность своей профессиональной деятельностью.

Понятие приверженности – лояльности[6] включает в себя следующие элементы:

1. Расположенность - доброжелательное, корректное, искреннее, уважительное отношение к руководству, сотрудникам, иным лицам, их действиям, а также к компании в целом.

2. Разделение принципов и целей работы компании, т.е. согласие и поддержка принципов, положенных в основу работы компании, понимание и поддержка целей компании; осознанные действия в интересах компании - осознанное выполнение сотрудником работы в соответствии с целями и задачами фирмы и в интересах фирмы.

3. Разделение ценностей, норм, верований, базовых предположений, лежащих в основе организационной культуры; соблюдение правил, обязательств, включая неформальные в отношении фирмы, руководства, сотрудников и иных субъектов взаимодействия.

4. Отсутствие действий, наносящих ущерб интересам компании - отсутствие скрытых или явных сознательных действий.

Лояльность - это своего рода привязанность к организации, желание приносить пользу организации, удовлетворенность всем происходящим, ощущение заботы со стороны предприятия. Помимо всего прочего , также определение степени приверженности организации зависит от этих составляющих.

Все эти составляющие наиболее ярко выражаются, если работник доволен условиями труда, у него есть перспектива роста, когда его взгляды совпадают с идеями компании, работник чувствует себя важным для организации. С психологической точки зрения приверженность напрямую зависит от того, насколько работник привязан к своим идеям, которые соответственно должны совпадать с идеями компании.


Уровень приверженности также способствует тому, что каждый работник получает свой определенный стимул в виде заработной платы, льготы, необходимые рабочие условия или же возможность профессионального и качественного роста.

Работники, приверженные организации, больше всего склонны к творчеству, что особенно важно и играет неоценимую роль для сохранения конкурентоспособности предприятия в современных условиях труда. Стоит также отметить, что конкурентоспособность довольно важный момент в организации труда, если предприятие не предпринимает соответствующих усилий, чтобы сформировать приверженность у работников, соответственно теряется ещё один механизм воздействия на персонал.

Из понятий приверженности и лояльности также исходят следующие компоненты:

1) Один из наиболее важных компонентов - это расположенность. Расположенность понимается как доброжелательное, искренне уважительное отношение к руководству, а также же к сотрудникам организации.

2) Второй немаловажный компонент - разделение принципов. В основу данного компонента входят осознанные действия в интересах компании, согласие со всеми идеями и разделение всех принципов .

3) Разделение ценностей включает в себя соблюдение всех необходимых правил компаний, обязательств, включающих в себя неформальные отношения с руководством и с иными сотрудниками компании.

2.2. Оценка приверженности сотрудников к организации

Каждый человек лучше всего делает то, что он любит, и тем, кого он любит и в том месте, которое считает своим. Если работник позитивно относится к своей организации, данное отношение в научных изданиях определяется различными терминами, как приверженность, лояльность, патриотизм, преданность. Однозначного понятийного поля и однозначного мнения по данному вопросу все еще не выработано.

Анализируя семантическое поле понятия «лояльность», изучая словарные определения позволили определить ниже предложенные аспекты его значения[7], которых принято считать основными:

  • доброжелательное, приветливое, открытое отношение работника как в организации в целом, так ко всем сотрудникам;
  • честность, принципиальность;
  • верность, преданность, приверженность;
  • соблюдение правил, законов, отказ от предосудительных и недоброжелательных действий.

Основной результат благополучной работы по формированию и развитию корпоративной культуры компании – это именно приверженность сотрудников к организации

Приверженность – это отождествление человека со своей организацией, выражающееся в стремлении работать в ней и способствовать ее успеху.

Основными составляющими приверженности являются[8]:

  • Интеграция – при этом работники присваивают организационные цели и объединяются около выставленных целей организации.
  • Вовлеченность – под этим понимается желание работника прикладывать личные усилия, вносить свой вклад в достижение целей организации.
  • Лояльность – при этом работник эмоционально привязан к организации и хочет находиться среди ее членов.

Важное условие профессиональной мотивации – это лояльность персонала. От уровня лояльности персонала зависит насколько мотивированы сотрудники, насколько эффективно и результативно выполняют свои должностные обязанности.

Лояльные сотрудники характеризуются такими важнейшими отличительными чертами, как

  1. Чувство гордости за успех и процветание компании
  2. Готовность принимать всевозможные новшества и инновации
  3. Учет интересов и мнений коллег
  4. Достижение наилучшего результата, причем для разрешения проблем возможность использовать самые разные средства
  5. Быть готовым ради успеха компании не считаться своими делами и проблемами
  6. Преодоление препятствий и профессиональный рост
  7. Занять достойное место в коллективе, преодолевая всевозможные препятствия и сложности.

Любая компания, которая ставит перед собой цель - выжить в долгосрочной перспективе, должен заботиться о лояльности своего персонала. Исходя из этого каждый руководитель, заинтересованный в успешном развитии своей организации, обязан ставить вопросы:

  • Отношение работников к работе?
  • Как достичь повышения уровня приверженности и лояльности работников ?

Чтобы помочь разрешить данный вопрос , мы разработали методику оценки приверженности работников , под которыми подразумеваются только практики, работающие в организациях и предприятиях. При этом учитывается нехватка времени на организацию и проведение оценочных работ в процессе профессиональной деятельности сотрудников.

количественные оценки и помогают выбрать адекватные инструменты оказания влияний, благодаря которым в разы увеличивается возможность качественно улучшить трудовые отношения в коллективе1[9].


Инструкция по проведению методики.

Сотрудники компании знакомятся с вопросами, им предлагается ответить на них в закрытом типе. Данную процедуру можно запрограммировать с применением автоматизированной программы. Если нужно получить больше информацию о трудовом коллективе, целесообразно проводить анонимное анкетирование, при этом строгая конфиденциальность при заполнении опросных листов обязательна. (Таблица 1).

Ключ к тесту представлен в Таблице 2.

Оценка проводится по каждому показателю (Таблица 3).

Результаты интерпретируются в зависимости от поставленных задач, в некоторых случаях интерпретация результатов может быть настолько глубокой, если того требует поставленная задача. Суммируя показатели приверженности персонала к компании , что происходит при анонимном опросе, можно оценить уровень качества работы по формированию и развитию корпоративной культуры. Основная задача всех запланированных мероприятий по воспитанию корпоративной культуры сотрудников выражается в том, что человек отождествляется с организацией, где он трудится, и стремится само выражаться , само развиваться и стать успешным, востребованным в организации и способствовать ее процветанию.  

Таблица 1

Опросный лист (тест)

Вопросы

Варианты ответов ( выбрать один из трех ответов)

1

Ваше отношение к организации, где вы трудитесь

горжусь

огорчаюсь

безразличен

2

Как по вашему, важно ли наличие условий для профессионального роста

Достаточно того , что есть

Постоянно повышаю свой уровень вне зависимости от условий организации

Для меня важно наличие условий в организации

3

Как вы смотрите на корпоративные праздники

Это лишнее

Пусть учитывают интересы сотрудников

Нужно их проводить, т.к. коллектив сплачивается

4

Интересно ли вам о чем пишут в СМИ

Да, конечно

нет

Иногда

5

Считаете ли нужным рядовому сотруднику проявлять инициативу по улучшению работы организации

Нужно

Об этом пусть думают руководители

К нему никто не прислушается

6

Ваше отношение к социальным программам организации

Очень важно

Пусть лучше зарплату повысят

Мало заботятся о рядовых сотрудниках

7

Цель работы компании и вы

Частично удовлетворяет мои потребности

Полностью совпадают

Мне абсолютно не понятно

8

Ваше отношение к спорту в коллективе

Желательно

Обязательно нужно

Не стоит тратить время

9

Ваше мнение о профконкурсах

Проводятся ради «галочки»

Повышают профессиональный статус

Отвлекают от работы

10

Нужны ли семейные программы ( молодые специалисты и рабочие, малообеспеченные, пенсионеры)

Недостаточно обращается внимание

Людям становится легче жить

Пусть лучше эти средства направят на повышение зарплаты

11

Ваше мнение о корпоративных стандартах, нормативных документах

Реальность в них не отражается

Оказывают помочь рабочим процессам

Не интересуюсь

12

Нужны ли групповые обсуждения рабочих вопросов

Разве что-то изменится

Нужны для выработки правильного решения

Не участвую


Таблица 2

Ключ к тесту

№ Вопроса

Баллы в соответствии с выбранными вариантами

1.

2

1

0

2.

0

1

2

3.

0

1

2

4.

2

0

1

5.

2

0

1

6.

2

0

1

7.

1

2

0

8.

1

2

0

9.

1

2

0

10.

1

2

0

11.

1

2

0

12.

1

2

0

 

Таблица 3

Оценка результатов теста

Показатель

Номера вопросов

Формула расчета степени проявленности показателя

Интеграция

1, 4, 7, 11

= (сумма набранных баллов/ 12) x 100%

Вовлеченность

3, 6, 8, 10

= (сумма набранных баллов/ 12) x 100%

Лояльность

2, 5, 9, 12

= (сумма набранных баллов/ 12) x 100%

Общий показатель

 Приверженности

= (сумма набранных баллов/ 36) x 100%

Для выявления приверженности сотрудников к организации были привлечены к экспериментальному исследованию по выше предложенной методике 18 сотрудников ООО «СтатЭнерго».

Таблица 4

Выбранные ответы сотрудников ООО «СтатЭнерго» на вопросы опросного листа 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

1

2

1

2

2

1

2

1

2

1

1

2

2

2

2

1

3

2

1

1

1

2

2

1

2

3

2

1

2

2

2

1

2

1

2

1

1

2

4

3

1

2

3

3

1

2

1

2

2

2

1

5

1

1

3

2

3

1

1

1

2

1

2

2

6

1

3

2

3

3

1

1

1

3

2

2

1

7

1

2

1

1

1

2

3

1

3

1

3

1

8

3

3

1

1

1

2

3

2

3

1

2

2

9

3

2

1

1

1

1

2

2

3

1

3

3

10

4

3

1

1

2

1

2

2

3

1

2

3

11

4

1

1

2

2

1

2

3

1

2

1

1

12

1

1

1

2

2

3

2

3

1

2

1

1

13

2

1

2

2

3

3

1

2

1

2

2

2

14

1

2

3

3

3

2

1

2

2

3

2

2

15

1

2

3

3

3

2

1

2

1

3

1

1

16

2

1

2

3

2

1

1

2

1

3

2

3

17

2

3

1

2

2

1

3

1

3

1

3

3

18

1

1

1

3

2

1

2

3

2

1

1

2