Файл: Понятие и виды правосознания (Понятие и структура правового сознания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Любое современное государство характеризуется наличием в нём установленной правовой системы. Пройдя долгий путь своего исторического развития, право получило черты, без которых немыслимо общество XXI века. К таким чертам можно отнести гуманизм, уважение чести и достоинства личности, право собственности. Однако построение гражданского общества и эффективного государства невозможно без главенствующей роли права в нём. Именно закон должен быть направляющей во всей внутренней и внешней деятельности общества. Право, без преувеличения, можно назвать «духом» и «разумом» социума.

Любое общество состоит из отдельных граждан, обладающих собственными чувствами, мыслями, идеями и мировоззрением. Каждый человек уникален.

В процессе становления личности формируется и его отношение к окружающей действительности и к самому себе. Человек обладает сознанием, т.е. психическим отражением бытия. Именно сознание позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире, осуществлять осмысленную, целенаправленную деятельность. Однако, при всём разнообразии человеческих характеров и натур, одна вещь должна оставаться неизменной. Это уважение и соблюдение прав, свобод и обязанностей, как своих, так и чужих. Гражданское общество может быть построено исключительно на данном условии. В результате взаимодействия права и сознания человека рождается новое явление в виде правосознания.

Процесс формирования правового сознания осуществлялся на протяжении всей истории существования человечества, и способствовал укреплению государственной власти. Учеными на протяжении длительного времени вырабатывались различные научные подходы к изучению сущности правового сознания и его происхождению.

Цель работы заключается в комплексном общетеоретическом исследовании особенностей правового сознания.

Задачами данного исследования являются:

– исследование понятия и основных характеристик правосознания;

– рассмотрения основных форм деформации правосознания.

Объектом данного исследования является комплекс правоотношений, складывающихся в процессе исследования особенностей правового сознания.

Предметом исследования выступают закономерности правового сознания.

Нормативную и информационную основу исследования составили положения, закрепленные в российском законодательстве, касающиеся проблемных аспектов правового сознания, а также фактические данные, опубликованные в периодической печати.


Методологической основой исследования являются принципы объективности и системности научного анализа, базирующиеся на общенаучных и частнонаучных методах познания: диалектический, исторический, формально – логический, сравнительно – правовой, структурно – системный и другие методы научного исследования.

Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

Глава 1. Понятие и структура правового сознания

1.1 Понятие и характерные особенности правового сознания

Любое современное государство характеризуется наличием в нём установленной правовой системы. Пройдя долгий путь своего исторического развития, право получило черты, без которых немыслимо общество XXI века. К таким чертам можно отнести гуманизм, уважение чести и достоинства личности, право собственности. Однако построение гражданского общества и эффективного государства невозможно без главенствующей роли права в нём. Именно закон должен быть направляющей во всей внутренней и внешней деятельности общества. Право, без преувеличения, можно назвать «духом» и «разумом» социума. Любое общество состоит из отдельных граждан, обладающих собственными чувствами, мыслями, идеями и мировоззрением. Каждый человек уникален. В процессе становления личности формируется и его отношение к окружающей действительности и к самому себе. Человек обладает сознанием, т.е. психическим отражением бытия. Именно сознание позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире, осуществлять осмысленную, целенаправленную деятельность. Однако, при всём разнообразии человеческих характеров и натур, одна вещь должна оставаться неизменной. Это уважение и соблюдение прав, свобод и обязанностей, как своих, так и чужих. Гражданское общество может быть построено исключительно на данном условии. В результате взаимодействия права и сознания человека рождается новое явление в виде правосознания. Согласно общепринятому мнению, правосознание представляет собой взгляды, идеи, эмоции, ожидания человека по отношению к праву[1]. Правосознание является разновидностью общественного сознания человека наряду с культурным, политическим, экономическим сознанием. Оно является промежуточным звеном между, собственно, правом и деятельностью человека.


Правосознание представляет собой разновидность общественного сознания человека по психическому отражению правовой реальности и включает в себя эмоции, чувства, идеи, переживания, идеологии, знания о праве и его применении. Данное определение является общепринятым и наиболее полным в юридической науке и споров относительно содержания данного понятия практически не встречается. Важной особенностью правосознания, исходя из его определения, является тот факт, что оно есть часть психики человека. Психика, согласно определению представляет собой совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. Высшей формой психики является сознание. Второй характерной чертой правосознания, как явления психики человека, является его неизмеримый характер. Относительно данного явления крайне трудно выстроить какие-либо ориентиры измерения. Сложно сказать, является ли правосознание конкретного человека нормальным или ненормальным. Третьей характерной чертой правосознания является разделение его содержания на идеологический и психологический аспект. Знания, взгляды, концепции, идеологии права представляют собой набор идеологический набор. Данные составные части характеризуются своей логичностью, обоснованностью, их формирование происходит путём разума человека и основано на научных данных, идеологическом компоненте, существующем в обществе, практической деятельности данного человека и других лиц[2]. Идеологические компоненты могут быть сформированы как самим человеком, так и восприняты извне. Основными источниками идеологических компонентов являются: государство, общество, юридическая наука. Идеологический компонент характеризуется постоянством, мало подвержен изменениям. Четвёртой особенностью правосознания является его общественный характер. Правосознание формируется и функционирует исключительно в ходе общественной жизни личности.

Влияние на правосознание человека оказывают такие факторы, как образование, функционирование государства, деятельность других членов общества. Оно формируется в диалектической связи с политическими, культурными, социальными аспектами общества.

Правосознание включает в себя аспект правовой культуры народа, к которому принадлежит конкретная личность, а познание правовой культуры, осмысление правовой мысли общества, возможно лишь в ходе общественной жизни.


Правосознание всегда имеет классово-политический характер, своим содержание оно выражает и охраняет отдельные интересы классов, социальных групп, по наиболее значимым вопросам жизни общества. Нередко правовые идеи становятся частью политических программ партий, объединений. При данных обстоятельствах важное значение имеет тот факт, что в правосознании разных классов остаются общие аспекты и ценности, такие как законность, справедливость, ориентирование на правопорядок.

Правосознание человека тесно связано с нравственностью и ориентировано на его идеалы. Формирующаяся годами нравственная составляющая имеет то же самое значение, что и правовая культура общества. Правосознание вбирает в себя нравственные основы общества в котором существует, как это делает с традициями, принципами, существующими в правовой культуре общества.

Основами общественной нравственности являются представления и идеалы о добре и зле, этичном и неэтичном, справедливости и несправедливости. Таким образом, правосознание также испытывает на себе влияние нравственных категорий общества и даже более того, они становятся непосредственно частью правосознания человека. В правосознании нравственные идеалы играют роль оценочных критериев, по которым личность оценивает поступающие извне факты и данные (знания о праве, поступки иных лиц) так и регулирует своё поведение. Нравственный аспект в правосознании помогает избежать «сухости», бесчеловечности правосознания, компенсирует недостатки и пробелы права. Его отсутствие в правосознании приводят к излишнему формализму, чёрствости, пренебрежительному отношению к окружающим людям. Высокий уровень правовых знаний в данном случае играет лишь негативную роль, становясь инструментом достижения корыстных целей.

Исходя из вышеизложенного, правосознание представляет собой сложное комплексное явление, состоящее из научно обоснованных, доктринальных концепций, идей, норм и правил и психологического аспекта человеческой личности.

1.2 Структура правового сознания

В настоящее время интерес к систематическому изучению правосознания не иссякает и по-прежнему остается одной из значимых тем. Сегодня сложилось несколько подходов к изучению структуры правосознания. Это психолого-правовой, исторический, гносеологический, социологический, духовно-культурный и другие подходы. Все они стремятся наиболее четко выделить основные структурные элементы правосознания с единой целью совершенствования направлений формирования у личности правовой культуры, так как «если современный «просвещенный» человек склонен сомневаться в значении родины, патриотизма и национализма или просто отвергать все эти драгоценные основы жизни, то о правосознании, о его сущности, о его глубоких источниках и о его жизненной необходимости он вряд ли и вспомнит»[3].


Правосознание – это один из аспектов нормативно-ценностной и оценочной функции человеческого сознания, включающий в себя представления о должном и справедливом»[4]. Оно является одной из форм общественного сознания и представляет собой целую систему правовых взглядов, которая основывается на различных теориях, идеях представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств отдельных индивидов и общества в целом, имеет соответственно и сложную структуру. Правосознание вырабатывает представления о необходимости и потребности принятия определенных нормативно-правовых решений.

Важное значение имеет уровень правосознания, правовой культуры всех субъектов, участвующих в создании нормативных правовых актов.

Правовое сознание граждан – это не только отношение людей к реальной жизни, но и основной элемент правовой системы общества. Как известно, в современной науке выделяют различные подходы к анализу структуры правосознания, которые непосредственно связаны между собой, но в то же время обращают внимание на различные аспекты правосознания личности.

Наиболее распространенным сегодня является такой подход, который ряд исследователей считают упрощенным, но все же, на наш взгляд, он является основополагающим, так как человек есть часть общества и его чувства и идеалы во многом определяются той средой, в которой он живет. Данный подход основан на выделении таких элементов правосознания, как правовая психология и правовая идеология.

Правовая психология – это в первую очередь психологическое восприятие правовых реалий: чувства, эмоции и переживания людей, связанных с правом. Прежде всего, содержание правосознания личности в основном зависят от знания права, которое в свою очередь является регулятором общественного поведения. Правовая психология структуры правосознания важна для социума особенно во времена постоянных перемен. Это взгляды, представления, идеи о праве. В течение года в Российской Федерации выпускается более 6000 законов, которые трудно освоить даже профессионалу, не говоря уже о простом гражданине. Именно поэтому часто люди не только не знают о существующих законах, но и часто выражают недоверие к деятельности судебного и законодательного сообщества, что является основой формирования в обществе правового нигилизма. Правовая идеология – это система взглядов, идей и теоретических концепций, которая является прежде всего осмыслением права и имеет под собой научную основу. Правовая идеология включает в себя систему идей, взглядов и теорий, которые разрабатывают профессионалы. Она играет важную роль в жизнедеятельности любого общества. Она оказывает воздействие как на общество в целом, так и на его граждан. Ее важность заключается в том, что она воздействует на практическую деятельность людей и ориентируется либо на изменение, либо преобразование существующих в обществе порядков и отношений. Правовая идеология относится к конституционному правосознанию, так как в Конституции содержатся основополагающие идеи, убеждения, ценности, цели, понятия. Правовая идеология по своей природе выражает саму сущность права, его основу. Так, согласно Конституции РФ, признается идеологическое многообразие; никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Близко к данному подходу стоит духовно-культурный подход, при котором также выделяется два компонента в структуре правосознания: правовая психология и правовая идеология, но при этом делает акцент на их тесную взаимосвязь и взаимозависимость. Так, правовая идеология есть результат деятельности законодателей, ученых-правоведов, юристов-практиков, установки которых зависят от особенностей их психологии, подвержены корпоративному влиянию и т. д. Поэтому творцы законов должны учитывать психолого-правовые традиции, сложившиеся в обществе. Например, низкий уровень правовой информированности граждан, явно выраженный скептицизм в оценке деятельности правоохранительных и судебных органов, качества и силы действующего законодательства Российской Федерации. Сторонники психолого-правового подхода в основу выделения структурных элементов правосознания положили его основные функции: познавательную, оценочную и регулятивную и, соответственно, выделили три его компонента: когнитивный, когнитивно-эмоциональный и интеллектуально-эмоционально-волевой. Первый реализуется в жизни человека через знания и умения; второй выражается в оценочных мнениях субъекта о праве, а третий – в правовых установках личности. Несмотря на разницу в подходах к структуре правосознания, все его авторы едины во мнении: невозможно сформировать высокую правовую культуру без воспитания уважения к правам и свободам человека и гражданина, уважении к традициям и законам.