Файл: Понятие и виды правосознания (Понятие и структура правового сознания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ранее перечисленные институты государства должны преследовать перед собой цель становления сильной демократической и социальной государственности, а достичь этого можно путем просвещения граждан. Для повышения уровня правовой культуры необходимо прежде всего правовое формирование и правовое воспитание личности. Эти два понятия с первого взгляда схожи, но на самом деле они не являются тождественными.

Под правовым формированием мы может назвать (правовое воспитание в широком смысле), – то есть весь процесс получения знаний о праве и формирование правовой культуры под влиянием самых различных факторов (идеологических, политических, экономических, социальных и т.д.).

А правовое воспитание содержит в себе ряд некоторых основных задач, которые формируют правовое сознания и правовую культуру у граждан. В задачи становления правового воспитания входит формирование: знаний о праве; умений применять эти знания на практике; а также привычки действовать в соответствии с правовыми предписаниями. Так же для повышения правовой культуры и правового сознание граждан, необходима так называемая пропаганда, которая будет освещать граждан знаниями о праве и его сущности. Так же, помимо этого, чтобы повысить уровень правовой культуры в государстве, необходимо правовое воспитание граждан. В этом заключается принятие каких-либо мер к правонарушителям, с целью их правового воспитания. Правовым воспитанием занимаются органы внутренних дел, суды, прокуратуры, а также органы, исполняющие наказания (ФСИН) и др.

Прежде всего заботиться о повышении правовой культуры граждан должно государство. Это должно быть в их интересах. Государство как орган власти должен проводить различного рода реформы, а также ставить перед собой задачи, которые будут направлены на повышение правового сознания и правовой культуры граждан.

Задачи могут быть различного рода и рассчитанные на значительный круг людей. Примером задач может служить: предоставление доступа гражданам к нормативно-правовым документам; проведение мероприятий среди школьников и студентов, связанных с правовыми процессами и явлениями. Государству тяжело одному преодолевать трудности, связанные с повышением правовой культуры граждан. Для реализации государственных задач, гражданам необходимо прислушаться к Государственным мероприятиям и иметь взвешенные идеи и представления о праве.

Порой, человеку приходится тяжело в понимании и осознании всех правовых явлений. Если рассматривать право с субъективной точки зрения, то оно делится на: индивидуальное и коллективное.


Наиболее эффективным способом повышения правосознания, является коллективный метод. Поскольку коллективное правосознание отражает представления отдельных достаточно широких по составу социальных слоёв населения, выделяемых в виде этноса (классы, сословия, нации, население того или иного региона и т.д.). В последствии чего они формируют единое представление о праве и ставят общие задачи для повышения правосознания.

Хотелось бы добавить тот факт, что странах Азии и Европы, граждане обладают развитой правовой культурой и чётко понимают грань своих прав и свобод. Этот факт свидетельствует о том, что в правовое сознание граждан этих стран на достаточном уровне развития. Если сравнивать РФ с развитыми странами Европы и Азии, то хотелось бы сказать только то, что нам необходимо повышать правовую культуру и формировать правовое сознание граждан для того, чтобы находится на одном уровне с развитыми странами, а также для нормального функционирования граждан во взаимодействии с правовыми процессами.

Государство не может задействовать все стороны общественной жизни, поэтому в качестве помощника выступает общество, которое так же помогает повышать уровень правового сознания. Если происходит так называемое нарушения правовых норм, то человек не должен молчать и оставлять всё так, как есть. А он должен предпринимать какие-то меры, бороться с лицами, которые нарушают права граждан и принимать необходимые меры для того, чтобы восстановить справедливость. Каждый гражданин должен не оставлять эти негативные явления без внимания, а наоборот, должен бороться за правду. Благодаря этим процессам, у граждан формируются некоторые представления о праве, в процессе которых люди повышают свою правовую культуру.

Важно повышение правового сознания граждан, поскольку оно предусматривает из себя построение полноценно функционирующего гражданского общества и правового государства со здравыми идеями и представлениями. Благодаря повышению правового сознания, общество сможет обезопасить себя от внутренних и внешних факторов влияния на целостность государства и зная свои права, будет уверенно в нём их осуществлять.

В заключение хотелось бы сказать, что повышение правовой культуры и правового сознания зависит прежде всего от правового формирования и правового воспитания граждан. Они занимают ведущую роль в процессе формирования правовой системы, а также и государства в целом. Без трезвых взглядов на право, идей и убеждений о всех правовых явлениях, общество не сможет окончательно стать гражданским, а государство – правовым и социальным. Поэтому нужно предпринимать как можно больше мер и ставить задачи по решению проблем, связанных с повышением правовой культуры граждан.


Глава 3. Проблемы деформации правового сознания

2.1 Правовой нигилизм

Чтобы понять проблему правового нигилизма, следует обратиться к истории. Это не дань прошлому, не слепая вера в традиции и авторитеты, а естественная потребность в формировании правосознания граждан для решения злободневных проблем, которые затрагивают важные аспекты жизни современного государства и общества, права и обязанности граждан, взгляды на власть и деятельность государственных органов, восприятие принимаемых законов в зависимости от степени их реализации на практике, то, как каждый индивидуально понимает законы, соблюдает их. Именно по тому, что понимание законов наступает у каждого индивидуально и возникают различные деформации правового сознания, такие как: правовой нигилизм, правовой инфантилизм, правовой дилентализм, правовой фетишизм (идеализм).

Что же такое правовой нигилизм? В широком смысле нигилизм (в переводе с латинского nihil-ничто, ничего) – отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культурных традиций. Это одна из форм мироощущения и социального поведения. Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии, главным образом в Западной Европе и в России. Поэтому особое внимание уделялось способам составления законов: законы должны быть однозначными, не допускающими разного толкования, «обладать совершенной непорочностью». Жан Жак Руссо полагал, что законы – необходимое условие гражданской ассоциации общежития. Знаменитый философ Платон в своем диалоге «Законы» отмечал, что государству, где закон – владыка над правителями, а они его рабы, уготовано спасение и всякие блага». Известный немецкий философ Ницше употреблял понятие нигилизма в социально-культурном значении, провозглашая «переоценку ценностей», то есть отрицание выработанных человечеством культуры, норм морали и справедливости.

Рассматривая природу проблемы правового нигилизма, необходимо затронуть понятие «правосознание». Правосознание – это совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей, социальных групп, классов к праву, законности, правосудию, их представление о том, что является правомерным или неправомерным. Правосознание есть отражение права в сознании общества, личности. Явление объективное, поскольку человек, рождаясь в обществе, впитывает в себя, в процессе социализации, те ценности, которые были созданы всеми предшествующими поколениями. Правосознание является основой правовой жизни общества, фундаментом для реализации законов гражданами. Проблема правового нигилизма как вариант современного российского правосознания – актуальнейшая проблема юридической науки. Невежество управленческого аппарата и народа, слабая информированность в законах, порой умышленное, а чаще всего неосознанное интуитивное желание проигнорировать, обойти и даже нарушить законодательные акты при условии, что санкция мала, а выгода при этом существенна. Преодоление правовой нигилизма – это длительный процесс, предполагающий изменение объективных факторов жизни общества и направленный на создание качественно-обновленной социально-правовой среды, утверждение в обществе идеи господства права как одной из важнейших общечеловеческих ценностей.


В целом правовой нигилизм, в традиционном его понимании, воспринимается как явление деструктивное, особенно в наше время, так как зачастую принимает разрушительные формы, ведь нигилизм – это стереотип мышления любого радикалиста, даже если он этого не осознает. Ведь правовой нигилизм характеризуется неверием в законодательство и его реальную возможность каким-либо образом воздействовать на жизнь в стране.

Для того, чтобы народ не потерял веры в сильную и суверенную власть от законодателей требуется тщательный анализ многих аспектов при принятии законов, а от народа проявлять компетентность в правовых вопросах, с пониманием относиться к тому, что для претворения закона в жизни требуется не только государственная инициатива, но и готовность граждан подчиняться и исполнять принятые нововведения, которые могут улучшить жизнь.

Синтез государства и общества поможет избежать деформации правового сознания и преодолеть правовой нигилизм, что в конечном счете обеспечит будущее России.

2.2 Правовой идеализм

Правовой идеализм – гипертрофированное отношение к юридическим средствам, переоценка роли права и его возможностей, убежденность, что с помощью законов можно решить все социальные проблемы. Сторонники «правового идеализма» убеждены, что рассмотрение и принятие грамотных законов помогут изменить положение дел в наилучшую сторону. Однако, представленное мнение неправильно и ошибочно, поскольку право не всесильно, а методы правового регулирования нуждаются в определенных условиях для их осуществления. Также не стоит забывать и про правовой нигилизм, который противостоит правовому идеализму, хотя в то же время тесно взаимосвязан с ним. Если правовой идеализм означает переоценку, идеализацию права, то правовой нигилизм означает недооценку и игнорирование права. Два этих термина зависят напрямую от юридического невежества, неразвитости и деформированного правосознания, дефицита политической и правовой культуры. Для того чтобы определить причины зарождения и возникновения как правового идеализма, так и правового нигилизма, нужно заглянуть в историю. Говоря о правовом нигилизме, можно рассмотреть острую фазу его развития в XIX в. Неверие в закон и само право характерно для России с далеких времен. Еще А.И. Герцен говорил: «правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школою. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, такого бы звания он ни был, обходит и нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно, совершенно также поступает правительство»[14].


В период перестройки у большого количества людей сложилось ошибочное мнение; считалось, что для того чтобы решить все сложнейшие и острейшие проблемы общества, необходимо лишь принять грамотные и четкие законы, и жизнь сразу улучшится. Но такого, естественно, не произошло, законы принимались, положение дел стояло на том же самом месте и нередко даже ухудшалось[15]. В России правовой идеализм получил особое развитие и распространение в правовом сознании на уровне государственного аппарата власти, а в 1990-х годах – и в широких народных массах, соревнуясь с правовым нигилизмом. Основные формы проявления правового идеализма выражаются в нереалистичности отношения к праву со стороны правоведов, в восприятии права как абстракции, оторванной от жизни, в слепой вере граждан в «четкие и грамотные законы», которые якобы способны быстро изменить жизнь. Буквальное восприятие права как средства регулирования общественных отношений, игнорирование того факта, что в реальной жизни общественные отношения регулируются не только правом. Неправильное понимание должностными лицами и государственными органами возможностей закона, а также пределов его правового воздействия, то есть не ко всем общественным отношениям можно применить право, также не все сферы жизни находятся в правовом поле зрении, например, личные, семейные отношения, отношения между детьми и т.д. Причины же, которые повлияли на распространение правового идеализма в России, разнообразны. Можно выделить такие, как особенности исторического развития государства, самодержавно-деспотический характер власти, отсутствие развитых демократических традиций, историческое всемогущество государства и вместе с ним подчиненного ему права и многие другие. Способами борьбы с правовым идеализмом можно считать следующие факторы, например, ужесточение порядка законности в стране, гарантированность законных прав, интересов и свобод граждан, уменьшение количества принятия нормативно-правовых актов в стране, улучшение их качества, внимание законодателя на саму реальность, выраженную в наложении к жизни принимаемых им актов, усиление юридических наук, создание и усовершенствование грамотных и четких механизмов для реализации законов и подзаконных актов, а также правовое воспитание[16]. Правовой идеализм и правовой нигилизм – схожие и взаимосвязанные понятия. С одной стороны, правовой идеализм оборачивается в правовой нигилизм, а правовой нигилизм порождает правовой идеализм. А это значит, что бороться необходимо, как и с правовым идеализмом, так и с правовым нигилизмом. На практике же неграмотно и ошибочно возлагать на право определенные надежды, поскольку оно не всесильно. Глупо требовать от права большего, чем оно заведомо может дать, как в частности обществу, так и в целом государству, ему необходимо определить соответствующие место и роль, из которых будут вытекать объективные возможности данного института. Непосильные праву задачи могут только скомпрометировать его. Исходя из этого, право нельзя возводить в абсолют. Кроме того, пресса часто и много писала в негативных и иронических нотах, о «буме» законотворчества, о «мертворожденных» и полузабытых законах. Стоит отметить, что это продолжалось и в период деятельности бывшего Верховного Совета России, а также ныне действующего Федерального Собрания. Однако быстрые и легкие решения найти очень тяжело. Необходимы такие меры, как социальные, экономические, политические, организационные и другие. Только совокупность действий данных факторов может дать нужный и желаемый эффект. У большинства людей правовой идеализм вызвал неверие в законодательные, конституционные пути разрешения настоящих проблем, а также и в новые прогрессирующие институты. Те же самые лозунги и фразы, употребляемые в период перестройки, страдали идеализмом, а после и в период реформации, а именно она заключалась в ускорении социального, экономического развития, в искоренении пьянства, в резком повышении жизненного уровня народа, в грамотном и правильном применении демократии, гласности и др.