Файл: Понятие и виды правосознания (Понятие и структура правового сознания).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и структура правового сознания
1.1 Понятие и характерные особенности правового сознания
1.2 Структура правового сознания
Глава 2. Правовые аспекты формирования правового сознания
2.1 Проблемы формирования правового сознания в российском обществе
2.2 Необходимость повышения и развития правового сознания граждан
Глава 3. Проблемы деформации правового сознания
Субъектами правосознания являются обычные люди, а им свойственно психологическое состояние. И. А. Ильин указывал, «что необходимо начать борьбу за укрепление и очищение современного правосознания». Когда большинство граждан имеет высокий уровень правосознания и правовой культуры, народ в состоянии правильно ориентироваться в них исходя из признания социальной ценности и важности права и осознания собственного избранного поведения. Это особо актуально в сегодняшних условиях, когда существует еще множество морально устаревших, не отвечающих интересам правового государства и гражданского общества социальных норм, когда процветают правовой нигилизм и коррупция. Здесь большое значение имеет исключительное право государства – принуждение. На наш взгляд, право обладает огромными возможностями в создании системы формирования массовой нравственно-правовой культуры. «Именно право регулирует деятельность и поведение при помощи соответствующих дозволений и запретов. Устанавливая взаимозависимость должного и возможного поведения, единство и равенство взаимных прав и обязанностей, право очерчивает границы свободы, становясь ее мерой»[5]. Принципы правовой законности и социальной справедливости играют большую роль в создании нравственной атмосферы, свободы, духовных ценностей, в которой любой человек может свободно жить.
Таким образом, все компоненты правосознания являются необходимыми для создания условий роста значимости права в жизни нашего общества. Правовое сознание граждан будет во многом зависеть от образования и последующего воспитания граждан посредством права.
Глава 2. Правовые аспекты формирования правового сознания
2.1 Проблемы формирования правового сознания в российском обществе
В российском обществе остро стоит проблема формирования правового сознания. В современной России роль правосознания при формировании правового государства и гражданского общества трудно переоценить[6].
Правосознание активно развивается и изменяется в зависимости от правовых и социальных условий, при которых реализуется. Это одна из форм общественного сознания, однако, следует отметить, что она в полной мере не достаточно изучена правоведами, специфика правосознания как правового феномена состоит в раскрытии взаимодействий общества, права и личности. Оно «занимает особое место в структуре форм общественного сознания российского общества, оно обладает своим социально-правовым статусом в социуме и является реальным фактором изменения действительности»[7]. Правосознание оказывает большое влияние на правовую культуру и правоотношения в обществе, однако, к сожалению, состояние современного правосознания можно характеризовать как кризисное, что находит свое выражение в распространении правового нигилизма[8].
Именно от развития уровня правосознания во многом зависит построение правового государства и гражданского общества в нашей стране, а также и возможность реализации прав и свобод человека и гражданина[9].
Исследователи данного процесса отмечают кризис правосознания современного общества как длительный процесс, который распространён как в пространстве, так и во времени. И.И. Шационок отмечает, что «для российской действительности данная проблема имеет практическую актуальность, так как в настоящее время Россия переживает период становления новой государственно-правовой системы»[10]. Теоретическое понимание сущности и содержания правосознания дает возможность осмыслить основополагающие правовые идеи, через которые оно оказывает влияние на формирование правовой сферы общественной жизни[11]. Природа правового сознания общества сложна, поэтому данное явление исследуют с различных методологических позиций культурология, психология, юриспруденция и философия.
В юридической науке правовое сознание исследуется как совокупность представлений о мире с точки зрения права, именно эти представления мотивируют правомерное поведение[12]. Они служат источником для законотворческого процесса, являются основанием для деятельности по осуществлению законодательства, реализации, применению и соблюдению права. Теоретики-правоведы в категориях правосознания раскрывают его основные признаки, анализируя правосознание как правовое явление, они рассматривают его социальное и правовое содержание.
Формирование правосознания обусловлено разнообразными факторами, поэтому анализировать его необходимо в тех общественных отношениях, в которых оно развивается. Правовой анализ с точки зрения теории государства и права дает возможность понять природу правосознания и процесс его развитие. Исследуя природу правового сознания в качестве объекта научного анализа, как особой формы общественного сознания, теория государства и права позволяет выявить его связи с другими формами, механизмом детерминации, уровнем отношения общества и личности.
Дефиниций правосознания в науке существует большое количество, можно выделить ряд его общих признаков. Правосознание - это продукт целенаправленной и сознательной деятельности людей, который отражается в совокупности идеологических представлений и взглядов, чувств и оценок, как форма общественного сознания. В правосознании отражаются субъективное отношение человека к государству, обществу и праву. «Правосознание проявляется в форме активных социально значимых действий в сфере общественных отношений, как урегулированных нормами права, так и требующих такого регулирования.
Правосознание – это отражение в сознании людей всех элементов правовых систем общества. Можно выделить ряд признаков правосознания, которые составляют его сущность: это одна из сфер общественного сознания, которое имеет свой предмет исследования – правовую действительность или правовые явления должное, позитивное право, право ушедших времен и естественное право. В правосознание входит деятельность организаций, связанную с правом, реализация права и правотворчество, источники права и юридическая практика. У правосознания есть свой специфический язык, который включает в себя правовые категории.
Как мы отмечали ранее, структура правосознания состоит из следующих элементов: правовая идеология и правовая психология.
Правовая идеология – это систематизированные убеждения, идеи и представления, которые вырабатываются в процессе осмысления права. Это рациональный компонент правосознания, можно выделить научную, поверхностную и бытовую идеологию. В правовую психологию входят: переживания, настроения, чувства, эмоции, желания, привычки и желания. Это теоретически не осмысленное, непосредственное отношение к праву. Например, страх перед наказанием, недоверие к правоохранительным органам, неверие в эффективность права. Некоторые исследователи выделяют сложные поведенческие элементы, которые включают в себя: идеологию, психологию (мотивы поведения), внутренние установки (готовность, предрасположенность) на какое-то поведение. Установки объединяются в систему личностных ориентаций и характеризуют жизненную позицию человека, его правовую ориентацию.
Правосознание можно классифицировать по субъектам, отражающим в своем сознании правовые институты: правосознание всего общества, групп и личности. Правосознание общества – это сознание, которое преимущественно господствует среди большинства членов общества. Общественное правосознание включает в себя знания, накопленные уже прошедшими поколениями, зафиксированные в книгах и источниках права. Правосознание отдельных социальных групп, это система, которая складывается из правосознания отдельных индивидов, входящих в данную социальную группу. Индивидуальное правосознание отдельного лица, которое анализируется при привлечении человека к ответственности. В зависимости от него определяется мера наказания правонарушителю. Особенность индивидуального правосознания – самооценка личности, т.е. оценка своего поведения с точки зрения соответствия праву, оценка своих знаний о праве и правовых явлениях.
Правовое воспитание – это процесс формирования определенного типа правосознания. Этот процесс может быть стихийным процессом формирования правосознания в обществе под воздействием окружающей среды (воздействия СМИ, деятельность госорганов), что может привести к антисоциальным последствиям, если человек видит вокруг себя массовое нарушение прав. Правосознание может быть и целенаправленным, систематическим, направленным на изменение правового сознания людей. Направленность правового воспитания может быть позитивной для общества или негативной. Воспитание, направленное на получение знаний о праве, умение их использовать, называется правовым обучением.
Правовое воспитание имеет различные цели: цели, связанные с объемом познаний. Формирование обыденного правосознания, правосознания профессионала юриста, научного мировоззрения юриста. Правовое воспитание формирует знания людей о праве, чувства, оценки, ценности, установки на правомерное поведение, оно нацелено на формирование потребностей, непротиворечащих правомерному поведению, способствующее уважению к праву, навыков и привычек реализации права, а также на подавление антиобщественных установлений. Эффективность правового воспитания показывает степень достижения поставленных целей. Средствами правового воспитания выступают: обучение, пропаганда права, самообразование и юридическая практика.
2.2 Необходимость повышения и развития правового сознания граждан
Существует множество научно-исследовательских работ по вопросу о правосознании граждан. Многогранность этих теорий проявляется в том, что учёные мыслители жили в различные исторические эпохи и имели специфические взгляды и представления о мире.
Если взять одного из учёных А.П. Плешакова, то он указывает тот факт, что для России проблема формирования правовой культуры граждан, является первичной. Эта одна из острых проблем в период, когда объективно происходит разрушение многих нормативных образцов, меняются ценности, идеи, представления и цели граждан, когда в обществе устанавливаются новые правила правового взаимодействия и регулирования[13].
В современном мире существует постоянно назревающая проблема о правосознании. В создании правового государства и гражданского общества правосознание играет важную роль. Считается необходимым повысить правовое сознание граждан. Это важно для того, чтобы граждане были прежде всего независимыми относительно своих прав. Проявление это вытекает из того, что гражданин будет знать свои права и в процессе чего сможет ими полноценно воспользоваться. Правовое сознание очень важный и неотъемлемый аспект в жизни каждого гражданина. В настоящее время, с развитием государства и демократии, с созданием социального государства, важное значение занимает минимальное отрицание права и повышение правового сознания.
Правовое сознание – это особый комплекс правовых взглядов, идей и оценок, а также убеждений, в которых выражается отношение индивида или общества к существующему праву.
Правовое сознание граждан занимает ключевое место в процессе образования и формирования социального государства. Правовое сознание основано на психологических, а также логических представлениях человека о праве и его сущности. Причиной большинства революций была не социальная обусловленность государства. Для формирования социальной обусловленности граждан, необходимо развитое правовое сознание.
Правовая культура определяет уровень правосознания, включает степень знания права, на которое опирается исполнительная власть и должностные лица, характеризуется она и интенсивностью убеждений в ценности и значимости права как неотъемлемой части каждого гражданина.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что правовое сознание и правовая культура соотносится как частное и общее. Правовая культура содержит в себе правосознание граждан и определяет его уровень и оценку.
Необходимость повышения правового сознание заключается в том, чтобы предотвратить нарушения прав гражданина и обезопасить его от всех истекающих негативных явлений и процессов. Нарушения могут быть выявлены в незаконных действиях правоохранительных и судебных органов, в необоснованном отказе от предоставления услуг органами власти, отказ гарантий защиты от преступных посягательств и т. д. Причиной безнаказанности данных нарушений является отсутствие у граждан знаний нормативно-правовых актов. При должном правовом сознании, гражданин должен понимать, что было нарушено его право и он обязан предпринять все необходимые процессуальные и материальные меры, для восстановления своего нарушенного права. Этот критерий помогает оценить уровень образования гражданского общества.
В формировании правового сознания граждан, главную роль и особое место занимают такие институты государства, как: семья, школа, университеты, правоохранительные органы, общественные организации и ассоциации, а также органы государственной власти.
Развитие правового сознания гражданина, способствует преодолению отсталых взглядов и идей отклоняющегося поведения, а также избегает случаев с различным произволом и определённым насилием над личностью. Гражданам необходимо иметь взвешенные правовые представления. Так, например, борьба с преступностью играет ключевую роль в сознании граждан, и на этих началах укрепляется законность и прежде всего правопорядок в государстве. Без таких взглядов невозможно построить гражданское общество и правовое государство.