Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (Жизненный цикл организации ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
Период замедления роста и структурных изменений, дифференциация товаров (рынков), предвидение новых потребностей (стремление к комплексности, децентрализация, диверсифицирование рынков).
Стадия старости. Этап спада.
Этап спада — период, характеризующийся резким падением сбыта и снижением прибыли; организация ищет новые возможности и пути удержания рынков (высокая текучесть кадров, нарастание конфликтов, централизация). Стадия старости организации определяется как противоречие между ней и окружающей средой, которое выражается или в появлении конкурентов на занятом рынке или в исчезновении рынка.
В такой ситуации получаемый организацией реальный опыт не фиксируется в существующих знаниях организации. В итоге базисные представления прекращают правильно трактовать настоящие действия, а объявленные ценности членами коллектива не воспринимаются как ценности. Это значит, что механизмы, которые обеспечивали трансформацию познаний организации, по любым причинам исчезают и случается разрыв в цепочках формирования познаний. Случается скопление неформализованных познаний, которые при этом никаким образом не встраиваются в существующую систему представлений.
По мере перехода организации от одной стадии развития к другой, происходит накопление организационных проблем. Менеджерам принципиально представлять, являются ли эти трудности следствием принятия неправильных управленческих решений, могут ли они быть разрешены путём незначимых поправок системы управления либо они говорят о приближении последующей стадии жизненного цикла, а следовательно, связаны с необходимостью проведения организационных изменений. В итоге, продуктивная и устойчивая деятельность организации почти во всем зависит от того, как менеджеры и сотрудники соображают, оценивают и учитывают в собственных действиях её актуальный цикл и каждую его стадию.
Методика анализа жизненного цикла организации.
- Временами любые организации, даже более удачные, обязаны приостанавливать собственный бег, чтобы посмотреть на себя со стороны, оценить текущее положение дел, осмыслить свой опыт и ответить на ряд принципиальных вопросов:
- Что представляет собой наша организация сегодня?
- Чего мы достигли, чего — нет?
- Какие у нас накопились противоречия и трудности?
- Почему их не удаётся в полной мере преодолеть?
- Что нужно изменить для того, чтобы эти проблемы и трудности преодолевались легче и быстрее?
Жизненный цикл организации (ЖЦО) — точки «перелома»: причины и антикризисные (инновационные) действия. Использование методики анализа ЖЦО производится для определения направления изменений в деятельности организации. Модель жизненных циклов является одним из инструментов менеджмента, наиболее объективно отражающим процесс развития предприятия. Согласно концепции жизненного цикла организации, её деятельность проходит пять основных стадий:
- рождение организации: основная задача состоит в выживании; управление производится одним лицом; главная цель — выход на рынок;
- детство и юность: главная цель — олучение дохода в наиблежайшей перспективе и ускоренный рост; стиль управления твердый; главная цель — укрепление позиций и захват рынка; задачка в области организации труда — планирование дохода, повышение зарплаты, предоставление различных льгот персоналу;
- зрелость: главная цель — систематический сбалансированный рост, формирование индивидуального имиджа; эффект руководства достигается за счёт делегирования полномочий; основная задача — рост по разным направлениям деятельности, завоевание рынка; задача в области организации труда — разделение и кооперация труда, премирование в соответствии с индивидуальными результатами;
- старение организации: главная цель — сохранение достигнутых итогов; эффект управления получается из-за координации действий, главная цель — обеспечить стабильность, вольный режим организации труда, участие в прибылях;
- возрождение либо исчезновение: основная задача заключается в обеспечении оживления всех функций; рост организации получается из-за единстве персонала, коллективизма; основная задачка — омоложение, распространение инноваторского механизма, распространение научной организации труда и коллективное премирование.
Организационная диагностика проводится в несколько шагов при помощи особых способов.
- Анализ характеристик организации
- Экспертная оценка
- Изучение и обсуждение стадий жизненного цикла
- Обработка и анализ результатов
Комментарии и выводы. Анализ управленческих ошибок.
Механизм управления организацией по стадиям её жизненного цикла и направления его совершенствования
Жизненный цикл организации (материальная основа, фазы цикла, средний срок жизни экономической организации, переход организации в новое качество). Масштабное обновление главного капитала — вещественная база финансового цикла и актуального цикла организации. Появление, становление, развитие, отмирание либо переход в новое качество как фазы актуального цикла.
Фазы жизненного цикла фирмы можно описывать и при помощи динамики объемов производства. Д достижение равновесия компании — того размера производства, когда прибыль становится наибольшей, — прямой путь к переходу в новое качество. Нерешение этой трудности — движение в направлении умирания финансовой организации, коей является компания.
Даже самые удачные компании, «живущие» длительно, не могут повытрепываться, что после каждого актуального цикла они становились крупнее, а их бизнес рос. Огромные компании более устойчивы по соотношению с маленькими, которые имеют меньше ресурсов.
Периоды, связанные с получением убытков, не являются исключениями в их «жизни». Главное для них — получение прибыли в конечном итоге, то есть за весь период жизненного цикла (сегодняшние убытки могут быть покрыты предыдущими прибылями и накопленным в предыдущих циклах капиталом). Нужно сообщить, что в актуальном цикле компании чрезвычайно принципиальное место принадлежит четвертой (последней) фазе. Появляющаяся «вилка» либо даёт организации возможность развиваться в дальнейшем, либо приводит к умиранию финансовой организации.
Возможности развития в организационном плане предоставляются самые разнообразные. Это — слияния и поглощения компаний, создание финансово-монополистических и финансово-промышленных групп. В итоге возникает новая внутрифирменная структура, хорошая от предшествующей. Она быть может, как больше высочайшей иерархией (возрастает число «этажей» управления и, при этом, издержек на координацию), так и поболее плоской (создание финансово-промышленных групп, переход к сетевым структурам и проч.).
Основным ориентиром при аргументировании выбора направления развития производства как и раньше являются технические возможности компании, но не изменения рыночной конъюнктуры. В данных критериях появляется надобность разработки инструментов руководства, которые позволяют обеспечить актуальную и адекватную реакцию компании на изменения наружной среды.
Одним из узнаваемых инструментов, которые используются для описания процесса развития хоть какой финансовой системы, является модель актуальных циклов. Управление развитием компании на базе модели актуальных циклов дает возможность производить направление необходимых преобразований и последовательно и целенаправленно проводить изменения. В текущее время в финансовых науках описание актуальных циклов носит в большей степени высококачественный характер, на практике применение модели достаточно ограничено из-за недостаточной проработки некоторых методологических моментов.
Рассмотрены главные ситуации взаимовлияния актуальных циклов спроса, технологии и продукта:
- Положение дел гармонического рынка;
- Положение дел нарушения гармоничности рынка в сфере сбыта;
- Положение дел нарушения гармоничности рынка в сфере производства;
- Ситуация нарушения гармоничности рынка в сфере сбыта при отсутствии спроса;
- Ситуация нарушения гармоничности рынка в сфере производства и сбыта при отсутствии спроса.
Разработан механизм управления развитием компании на базе модели актуальных циклов. Реализация механизма подразумевает применение способа QFD (развёртывание функции качества) и способа экспертных оценок в качестве инструмента управления внутриорганизационными изменениями. Распространение механизма позволяет обеспечить обоснованный выбор управленческих решений по развитию промышленного компании в согласовании с изменениями критерий окружающей среды. Модель актуальных циклов является одним из узнаваемых инструментов, которые используются для описания процесса развития хоть какой финансовой системы. На базе модели актуальных циклов можно всесторонне изучить некоторые причины, которые влияют на организационную эффективность. Разнообразие видов жизненных циклов позволяет анализировать изменения, происходящие на различных уровнях управления промышленным предприятием.
По аналогии с известной классификацией, выделено три иерархических уровня управления промышленным предприятием. На каждом уровне на предприятие оказывают влияние определённые группы факторов:
- Макроуровень — факторы внешней среды косвенного воздействия;
- Мезоуровень — факторы внешней среды прямого воздействия;
- Микроуровень — факторы внутренней среды.
Определена степень маневренности причин для разных видов актуальных циклов. Разработанная систематизации отражает надобность учёта связи разных видов актуальных циклов и причин наружной среды при разработке и реализации руководством при разработке и реализации менеджментом предприятия стратегических решений.
Изложены условия развития компании с учётом связи разных видов актуальных циклов. Рассмотрены главные ситуации сотрудничества актуальных циклов спроса, технологии и продукта.
Сочетания жизненных циклов спроса, технологии и товара наиболее объективно отражают изменения на различных уровнях управления промышленным предприятием. Для обеспечения конструктивности анализа взаимосвязи категорий «спрос», «технология» и «товар», в рамах диссертационного исследования сформулированы ограничения, обусловленные определениями данных категорий:
- Кривая жизненного цикла товара отражает количество проданного (и произведённого) товара в определённый период времени.
- Кривая жизненного цикла технологии отражает возможность производства товара, соответствующего потребительским требованиям в определённый период времени.
- Кривая спроса отражает потенциальный объём продаж конкретного товара.
- Спрос на протяжении всего жизненного цикла удовлетворен одним видом товара, который в свою очередь, реализован в рамках конкретной технологии.
- Длительности жизненных циклов спроса, технологии и товара равны, то есть являются элементами единого цикла развития.
- Кривая жизненного цикла товара не может быть выше кривой жизненного цикла технологии.
- Длительности стадий различных видов жизненных циклов могут не совпадать во времени.
Если результаты деятельности предприятия ведут к банкротству, может быть проведена санация (оздоровление) предприятия.
Санация – это комплекс мероприятий, направленных на предотвращение банкротства и ликвидацию предприятия. Суть санации состоит в передаче (но решению суда) функций, но управлению делами предприятия государственному органу или совету кредиторов из числа уполномоченных специалистов по делам о несостоятельности.
Процедура санации создает реальные возможности для решения следующих задач:
- – обеспечение выживания предприятия;
- – заключение мировой сделки между должниками и кредиторами;
- – достижение лучшей реализации активов предприятия, чем при его ликвидации.
Санация может осуществляться организационными и финансовыми методами. В первом случае меняется административный аппарат компании, устраняются либо сокращаются невыгодные отделения. Денежные меры могут предугадывать выпуск новых акций либо облигаций для мобилизации валютного капитала, повышение банковских кредитов и предоставление бюджетных субсидий, уменьшение дивидендов (процентов) по акциям (облигациям, депозитам), отсрочку их погашения (выплат), перевод краткосрочной задолженности в долгосрочную.
Если санация не принесла ожидаемых итогов, проводится процесс признания неплатежеспособности. В согласовании с Общегосударственным законом "О несостоятельности (несостоятельности)" под несостоятельностью (банкротством) понимается невозможность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.