Файл: ПОНЯТИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. После проведения ряда реформ, в том числе и реформирования Министерства внутренних дел Российской Федерации, следует отметить не только изменения административно-организационного характера, но и тенденцию к необходимости привлечения и обучения высококвалифицированных специалистов. В этих целях большое внимание уделяется, например, служебной подготовке, в рамках которой рассматриваются вопросы правого регулирования различных направлений деятельности органов внутренних дел (изучение правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, ведомственных приказов, указаний и т.д.).

Постоянное совершенствование не только профессионального мастерства, но и уровня правовой (наряду с иными видами) подготовки требуется и от оперативных сотрудников органов внутренних дел.

Учитывая специфику работы оперативно-розыскных органов (далее - ОРО) возможно представить проблематичность (особенно связанную с нехваткой времени) и в то же время необходимость повышения не только правовых, но и научных знаний оперативных сотрудников.

Учитывая тот факт, что оперативно-розыскная деятельность (далее – ОРД) осуществляется в основном посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее – ОРМ), вопросы, связанные с основаниями и условиями проведения ОРМ остаются крайне актуальными как с теоретической позиции, так и с точки зрения практического применения.

Степень изученности проблемы. В последние годы вопросы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в целом и оперативно-розыскных мероприятий в частности нашли отражение в научной литературе таких ученых, как В.М. Атмажитов, В.Г. Бобров, В.И. Брылев, О.А. Вагин, Н.П. Водько, А.Ф. Возный, К.К. Горяинов, Д.В. Гребельский, И.М. Гуткин, Е.С. Дубоносов, Л.Н. Калинкович, Ю.В. Кваша, О.В. Фирсов, А.Е. Чечетин, А.Ю. Шумилов, и других юристов.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении ОРД по законодательству РФ.

Предметом исследования являются закономерности, определяющие правовые основы оперативно – розыскной деятельности.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является комплекс анализ понятия оперативно-розыскной деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить комплекс взаимосвязанных задач:


  • дать понятие и содержание оперативно-розыскной деятельности;
  • исследовать субъекты и участники оперативно-розыскной деятельности;
  • определить основания проведения оперативно-розыскной деятельности;
  • вывить понятие и общая характеристика оперативно-розыскного мероприятия, предусмотренного оперативно-розыскным законом;
  • определить направления по совершенствованию регламентации оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации;
  • проанализировать проблемы, связанные с использованием в уголовном судопроизводстве результатов оперативно-розыскной деятельности.

Методологическую основу исследования составили диалектический метод и основанные на нем общенаучные, частно-научные и специальные методы познания. При проведении данного исследования использовались общенаучные методы познания: теоретические такие как обобщение, системно-структурный, научная абстракция и др. Из частно-научных методов познания применялись историко-логический, сравнительно-правовой и др.

1. ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Понятие и содержание оперативно-розыскной деятельности

Современная отечественная теория оперативно-розыскной деятельности стала формироваться с начала 1960-х годов, после принятия уголовно-процессуальных кодексов союзных республик, где впервые на законодательном уровне появился термин «оперативно-розыскные меры», осуществление которых было возложено на органы дознания.

Впервые термин «оперативно-розыскная деятельность» в 1966 г. ввел в научный оборот профессор А. г. Лекарь, который определил ОРД как основанную на законодательных и подзаконных актах систему разведывательных (поисковых) мероприятий, осуществляемых преимущественно негласными средствами и методами в целях предотвращения, раскрытия преступлений и розыска скрывшихся преступников [22]. В 1976 г. профессор В. А. Лукашов предложил следующую дефиницию понятия ОРД: это система регламентируемых подзаконными актами и взаимосвязанных по цели оперативнорозыскных и организационно-управленческих мероприятий, призванная в комплексе обеспечивать своевременное предотвращение, быстрое и полное раскрытие преступление, а также розыск скрывшихся преступников и лиц, без вести пропавших [22].


Вместе с тем качественное изменение в определении рассматриваемого понятия произошло в 1993 г., когда оно получило свое закрепление в Законе Российской Федерации от 13 марта 1992 г. № 2506-1 «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации». Этот закон предусматривал, что ОРД – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно уполномоченными на то настоящим законом государственными органами и оперативными подразделениями в пределах их компетенции путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Заметим, что ныне действующий Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - ФЗ об ОРД) [4] сохранил указанное определение, лишь несколько уточнив отдельные термины: «Оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств».

В целях выявления, раскрытия и расследования преступлений оперативное обеспечение осуществляется путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в ходе оперативно-розыскной деятельности [15].

Основные задачи оперативно-розыскной деятельности предусмотренной в ст.2 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года № 144 – ФЗ, где изложено: «Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывшихся от органов дознании, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации; установление имущества, подлежащего конфискации».

Основными принципами уголовно-процессуального законодательства и оперативно-розыскной деятельности являются законность, уважение чести и достоинства личности, неприкосновенность личности и жилища. В оперативно-розыскной деятельности дополнительными принципами являются: конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств получения информации.


Термин «Оперативно-розыскная деятельность» также имеет несколько значений: во-первых осуществляя оперативно-розыскные и поисковые мероприятия, содействуют органам предварительного следствия и дознания для выявления, предупреждения, раскрытия и расследования уголовных дел; во-вторых оперативно-розыскные мероприятия, осуществляемые в ходе оперативно-розыскной деятельности основываются на некоторых положениях норм уголовно-процессуального закона в целях предотвращения и раскрытия преступлений; в – третьих, розыск и задержание подозреваемых, обвиняемых, лиц, скрывшихся со следствия и суда преимущество не процессуальным способам с использованием негласных средств и методов борьбы с преступлениями.

Таким образом, уголовный процесс, уголовное судопроизводство и оперативно-розыскная деятельность тесно взаимосвязаны. Итоговым положением использования результатов оперативно-розыскной деятельности является ст. 89 УПК РФ [2] регламентирующая, что в процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявленным к доказательствам согласно ст. 87 и 88 УПК РФ

По мнению авторов, оперативно-розыскная деятельность, о которой говорится в уголовно-процессуальном законе, по своей природе, содержанию, непосредственным задачам, средствам и методам существенно отличается от предварительного следствия и дознания как уголовно-процессуальной деятельности Существенным признаком, указывающим, что оперативно-розыскная деятельность не являются частью уголовно-процессуальной деятельности.

Итак, с принятием Федерального закона данный вид деятельности правоохранительных органов получил официальный статус государственно-правовой формы борьбы с преступностью Дано определение ОРД с раскрытием ее содержания, определением основных задач и принципов. Сформулированы основные положения, устанавливающие правомерность, условия и порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий, использование их результатов в раскрытии преступлений. Закреплены права и обязанности лиц, связанных с ОРД, а также регламентированы вопросы их социальной и правовой защиты.

1.2 Субъекты и участники оперативно-розыскной деятельности

Действительно, разработать универсальную классификацию оперативно – розыскных правоотношений (далее – ОРП) чрезвычайно сложно. Это объясняется наличием объективных причин, одной из которых является то, что правоотношения, возникающие в процессе применения оперативно-розыскных сил, средств и методов, характеризуются своей неоднозначностью. Кроме того, каждое такое правоотношение состоит из нескольких отдельных, более простых по своему содержанию правоотношений. Каждому из таких отдельных правоотношений присущи определенная целостность и самостоятельность, собственные задачи, участники (субъекты), сроки и условия реализации. Очевидно и то, что ОРП являются многосистемными и многосубъектными.


Поскольку обязательным субъектом ОРП, как отмечается в литературе [17] является работник оперативного подразделения, то, на наш взгляд, учитывая правовой статус такого субъекта, ОРД реализуется через две группы правоотношений:

а) оперативно-розыскные правоотношения;

б) правоотношения, способствующие реализации задач ОРД и обеспечивающие законность ее функционирования.

Первая группа включает в себя правоотношения:

а) между оперативным работником и властными субъектами разного уровня подчинения;

б) между работниками оперативного подразделения;

в) между оперативным работником и негласным сотрудником, лицом, оказывающим содействие в ОРД, и объектом оперативно-розыскного дела.

Вторая группа включает в себя правоотношения:

а) между субъектом ОРД и следователем;

б) между субъектом ОРД и прокурором;

в) между субъектом ОРД и судом.

Каждая из указанных групп оперативно-розыскных правоотношений, а также правоотношений, способствующих реализации задач ОРД и обеспечивающих законность ее функционирования, имеет лишь ей присущие особенности и заслуживает право на подробное исследование. В каждой из них может разрабатываться своя классификация, поскольку каждому субъекту в каждых конкретных правоотношениях присущи свои конкретные правомочности. Основным субъектом, без которого не могут функционировать ОРП, является орган (подразделение), наделенный полномочиями на ведение ОРД в лице его должностных лиц (оперативного работника, руководителя оперативного подразделения, органа).

Правоотношения, возникающие, развивающиеся и прекращающиеся в процессе осуществления ОРД, имеют сложную структуру. В состав оперативно-розыскных, как и любых других, правоотношений входят: объект, субъект и содержание. Правильное выяснение структуры правоотношений в целом и каждого их элемента отдельно дает возможность четко определить статус субъектов этих правоотношений, создать оптимальные условия для их взаимоотношений и эффективного решения задач, стоящих перед ОРД.

Субъекты оперативно-розыскных правоотношений – это государственные органы и их должностные лица, а также юридические и физические лица, вовлекаемые в эту сферу государственно-правовой деятельности (лица, оказывающие содействие в ОРД на негласной конфиденциальной основе, объекты оперативно-розыскных дел и т. п.), наделенные законом и ведомственными нормативно-правовыми актами соответствующими правами и обязанностями.