Файл: Соотношение системы права и системы законодательства (Система права: понятие и структура).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На основании критериев выделены области законодательства, соответствующие отрасли права (конституционное право, конституционное право, трудовое право, трудовое право, гражданское процессуальное право - гражданское процессуальное право).

Вертикальная (иерархическая) структура отражает иерархию органов государственной власти и правовых актов в соответствии с их юридической силой. Он представлен в следующем виде:

1. Конституция Российской Федерации,

2. Федеральный конституционный закон,

3. Федеральный закон,

4. Нормативные указы Президента,

5. Нормативные постановления Правительства Российской Федерации,

6. Нормативные акты, постановления, распоряжения и акты других наименований министерств, государственных комитетов и других центральных органов исполнительной власти,

7. Нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления.

8. Нормативные акты, изданные администрацией предприятий и учреждений в пределах их полномочий (локальные акты).

2.2 Систематизация законодательства

Систематизация законодательства - это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативного материала путем его обработки и упорядочения в соответствии с критериями классификации, избранными в соответствии с разрешенными задачами данной деятельности.[33]

Систематизация законодательства направлена ​​на стабилизацию правопорядка, привнесение правового регулирования в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование общественной жизни, наиболее эффективное управление общественными делами в интересах личности.[34]

Результаты систематизации - коды, коды, сборники нормативов.

Если система права как следствие исторического развития является объективным явлением, не зависящим от воли людей, то систематизация и ее продукты являются субъективным явлением. От воли компилятора во многом зависит то, каким будет конкретный сводный акт.

Систематизация в конечном итоге также обусловлена ​​объективно существующей системой права (кодексы, например, сочетают правовые нормы одной и той же отрасли права), содержанием систематизированных правил поведения, объективной потребностью в сборниках нормативных актов одного вида или другое и т.д., но в форме своего выражения оно всегда субъективно.


В результате систематизации устранены противоречия между правовыми нормами, отменены и созданы новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они сгруппированы по особым системным признакам, сведены в кодексы, законодательные собрания и другие систематические акты.[35]

В странах, где действует прецедентное право или обычное право, систематизация правовых норм представляет собой сложную проблему, поскольку современное законодательство лишь формально признает юридическую силу прецедентов и законных обычаев.[36]

Систематизация законодательства является постоянной формой развития и упорядочения действующей правовой системы. В современных цивилизованных государствах существует значительное количество нормативных актов, принятых различными законодательными органами. Законотворчество не может остановиться на определенном этапе, и все время находится в движении, развитие обусловлено динамизмом общественных отношений, появлением новых потребностей общественной жизни, которые требуют правового регулирования.[37]

Постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных актов, внесение в них поправок, отмена устаревших нормативных решений объективно определяют порядок всего комплекса действующих нормативных актов, их консолидацию, привнесение определенной научно обоснованной системы, публикация различных сборников и сборников законодательства. Такая деятельность по приведению нормативных актов в единую упорядоченную систему обычно называется систематизацией законодательства.

Систематизация законодательства необходима, во-первых, для дальнейшего развития законодательства. Анализ и обработка существующих нормативных актов, группировка правовых норм по определенной схеме, создание единой внутренне системы актов являются необходимыми условиями эффективности законотворческой деятельности, способствуют устранению пробелов, морального износа и противоречий в действующее законодательство.[38]

Во-вторых, это обеспечивает удобство реализации права, возможность быстро найти и правильно интерпретировать все необходимые правила. Наконец, систематизация является необходимой предпосылкой для целенаправленного и эффективного юридического образования, исследований и обучения студентов.


В разные периоды жизни государства необходимость систематизации законодательства различна. Когда большое количество нормативного материала накапливалось в течение многих лет, когда значительное количество нормативных актов было принято в разное время и перекрывают друг друга, работают в усеченном объеме или просто устарели, фактически утратили свою силу, Систематизация законодательства особенно необходима.[39]

Сейчас в России темпы законотворчества и, прежде всего, законодательной активности, как никогда высоки. Создаются сотни и тысячи новых нормативных актов, которые существенно меняют характер и основные принципы правового регулирования. Однако, если мы не будем сейчас заниматься оптимизацией существующей нормативно-правовой базы, которая очень быстро растет, в будущем возникнут большие трудности в поиске и использовании существующих норм права, хаоса и путаницы в российской регулирующей экономике. Дело осложняется тем, что сейчас, когда в Российской Федерации создается практически новая правовая система, также необходимо срочно решить судьбу формально действующих российских нормативных актов и их частей, которые полностью или частично противоречат новой нормативные решения или просто безнадежно устарели.[40]

Обычно понятие систематизации законодательства включает в себя четыре самостоятельные формы правовой деятельности:

1) сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и размещение в определенной системе, хранение;

2) подготовка и публикация различных видов сборников и сборников нормативных актов (включение законодательства);

3) подготовка и принятие сводных актов на основе объединения норм отдельных актов, изданных по одному вопросу (консолидация законодательства);

4) подготовка и принятие новых актов (например, кодексов), в которых обоснованы нормы предыдущих актов и новые нормативные акты (кодификация законодательства).

Теория права различает два основных типа систематизации: инкорпорация и кодификация. Однако в настоящее время используется другая форма систематизации правовых актов - консолидация.[41]

Кодификация законодательства - это форма радикального пересмотра существующих нормативных актов в определенной сфере отношений, способ качественного упорядочения законодательства, обеспечения его согласованности и компактности, а также очистки нормативного массива, освобождение от устаревших, неоправданных норм.[42]


Кодификация имеет ряд характеристик:

1) в акте кодификации обычно формулируются правила, регулирующие наиболее важные, фундаментальные вопросы общественной жизни, определяющие нормативно-правовую базу конкретного отраслевого (институционального) законодательства;

2) такой акт регулирует значительную и довольно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, брачно-семейные отношения, борьба с преступностью и т.д.);

3) в результате совершенствования законодательства акт кодификации является сводным актом, упорядоченным набором взаимозависимых нормативных актов. Это единый, внутренне связанный документ, который включает в себя как проверенные жизнью, социальной практикой, действующими нормами, так и новыми правилами, обусловленные динамикой общественной жизни, насущные потребности развития общества;

4) кодификация предназначена для создания более стабильных, стабильных правил в долгосрочной перспективе. Эффективность кодификационного акта во многом зависит от того, сможет ли законодатель учесть объективные тенденции развития отношений, являющихся предметом регулирования такого акта, их динамику;

5) предмет кодификации обычно определяется делением законодательной системы на ветви и учреждения. Кодификация усиливает последовательность правил, их правовое единство и последовательность;

6) акт кодификации всегда значительный по объему, имеет сложную структуру. Это своего рода расширенный блок законодательства, который обеспечивает более четкое построение системы нормативных актов, а также удобство их использования.[43]

Обычно в юридической литературе и практике различают несколько видов кодификации.

Первый тип - универсальная кодификация, что означает принятие ряда актов кодификации во всех основных областях законодательства и, в качестве следующего шага, создание единой, внутренне согласованной системы таких актов, таких как «кодексы».[44]

Отраслевая кодификация, охватывающая законодательство отрасли (например, уголовный или гражданский кодексы),

Специальная (комплексная) кодификация - это публикация актов, регулирующих то или иное правовое учреждение (например, таможенный кодекс, кодекс торгового мореплавания, кодекс административных правонарушений и т.д.).

Три основных типа кодификационных актов:

1. Основы законодательства - нормативно-правовой акт, устанавливающий важнейшие положения определенной отрасли права или сферы государственного управления;


2. Кодекс является наиболее распространенным видом кодификационных актов, действующих в основных сферах общественной жизни, требующих правопорядка (Уголовный кодекс, Таможенный кодекс и т.д.). Кодекс (кодифицированный акт) представляет собой единый, консолидированный, юридически и логически целостный, внутренне согласованный закон, другой нормативный акт, обеспечивающий полное, обобщенное и систематическое регулирование этой группы общественных отношений.

3. Устав, нормативные акты являются кодификационными актами особого действия, которые издаются не только законодательными, но и другими законотворческими органами (президентом или правительством).[45]

Инкорпорация - это, в принципе, постоянная деятельность государственных и других органов с целью поддержания законодательства в текущем (контрольном) состоянии, обеспечения его доступности и видимости, предоставления широкому кругу субъектов достоверной информации о законах и других правилах в их текущей версии.[46]

Особенность инкорпорации заключается в том, что каких-либо изменений в содержании актов, размещаемых в коллекциях, обычно не вносится, а содержание правового регулирования не изменяется по существу. Именно это свойство инкорпорации - содержание регулирования остается неизменным - отличает его от кодификации и консолидации.

Инкорпорация - это комбинация из набора или набора существующих правил в определенном порядке (алфавитный, хронологический, предметный и т.д.) без изменения содержания.[47]

В результате инкорпорации действующее законодательство обрабатывается извне:

1. При внешней обработке правовые акты располагаются в определенном порядке: алфавитном, хронологическом или предметном, то есть достигается их внешнее упорядочение.

2. Содержание нормативно-правовых актов, включенных в объединенные сборники или сборники законодательства, существенно не изменилось.

Разделение объединения на отдельные виды может быть сделано на разных основаниях.

Официальная инкорпорация - это утверждение собраний нормативных актов их издавающими органами (например, собраний законов, изданных парламентами). Официальное включение - это рационализация правовых норм путем публикации компетентными органами сборников существующих правовых актов.

Официальное включение - это публикация сборников и сборников законодательства от имени законодательного органа (органов) специально уполномоченными органами (например, Министерством юстиции), а законодательный орган официально не одобряет и не утверждает такое собрание (сборник) и, следовательно, тексты размещенных в нем актов не приобретают официального характера.