Файл: Соотношение системы права и системы законодательства (Система права: понятие и структура).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теоретически существуют автономные (диспозитивные) и императивные (авторитарные) методы правового регулирования. Автономный метод позволяет участникам правоотношений самостоятельно определять тот или иной вариант поведения в рамках, установленных правовыми нормами. Характеризуется относительной свободой поведения сторон, их равным положением в правоотношениях. Например, в гражданском праве имущественные отношения регулируются методом равенства и свободной воли сторон.

В каждой отрасли права должны быть выделены как общие методы правового регулирования, так и их частные, вытекающие из характеристик регулируемых общественных отношений.

В системе современного российского права в зависимости от предмета и способа правового регулирования можно выделить следующие основные отрасли права.[16]

1. Во главе всей правовой системы страны находится отрасль конституционного права, которая является основной отраслью для всех других отраслей права. Конституционное (государственное) право является областью публичного права. Основной задачей конституционного права является организация осуществления государственной власти и ее ограничение в рамках правового права. Государственное право регулирует отношения, возникающие между обществом, человеком и государством.

2. Административное право является областью публичного права. Нормы административного права регулируют отношения в сфере государственного управления, то есть отношения власти и подчинения. Это исполнительная и административная деятельность органов государственной власти. Нормы административного права регулируют отношения, устанавливающие принципы организации и деятельности исполнительных органов государственной власти, систему этих органов, их структуру и полномочия. Административное право устанавливает, какие общественно опасные деяния являются административными правонарушениями, определяет меры административного взыскания за эти правонарушения и систему органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.[17]

3. Гражданское право является областью частного права. Гражданское право регулирует имущественные отношения и связанные с ними определенные личные неимущественные отношения. Имущественные отношения, регулируемые гражданским законодательством, подразделяются на имущественные отношения, связанные с владением имуществом (право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления) и обязательственные отношения, связанные с передачей имущественных выгод от одного лица другому. Личные неимущественные отношения, регулируемые нормами гражданского права, подлежат нематериальным выгодам (честь, достоинство, доброе имя, деловая репутация, право на авторство).[18]


4. Уголовное право является областью публичного права. Уголовное право регулирует отношения, связанные с совершением преступления и заявителем уголовное наказание. Нормы уголовного права дают понятие преступления и определяют виды преступлений, раскрывают состав преступления.

5. Процессуальное право является областью публичного права. Он делится на гражданское и уголовное производство. Предметом регулирования уголовно-процессуального права являются отношения, связанные с деятельностью органов дознания, следствия и суда по возбуждению, расследованию и рассмотрению уголовных дел.

Помимо вышеперечисленных отраслей права, в системе права также можно выделить отрасли, в свое время отделенные от основных: трудовое право, семейное право, финансовое право, земельное право, коммерческое право, банковское право, экологическое право, криминология уголовно-исполнительное право и др.

Отрасли права, в свою очередь, делятся на подсекторы и правовые институты. Подотрасль права - часть отрасли права, регулирующая относительно самостоятельную единицу однородных общественных отношений, присущих ее методу правового регулирования. Например, в конституционном праве - избирательное право; в экологическом праве - горное право, водное право, лесное право; в гражданском праве, жилищном праве, авторском праве, наследственном праве и др.[19]

Правовой институт является элементом отрасли права, которая включает в себя свод правовых норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений.[20]

Институт права - это относительно небольшая, стабильная группа правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений. Если правовая норма является «начальным элементом,« живой »ячейкой правового вопроса, то правовой институт является первичным правовым сообществом».

Правовые институты призваны регулировать отдельные разделы, фрагменты, аспекты общественной жизни. Институт является неотъемлемой частью, блоком, звеном отрасли, их много в каждой отрасли. Они обладают относительной автономией, поскольку они в определенной степени связаны с независимыми вопросами.[21]

Примеры правовых институтов в уголовном праве - институт необходимой защиты, институт чрезвычайных ситуаций, снижена ответственность; в гражданском праве - институт исковой давности, институт дарения, сделки купли-продажи; в государственном праве - институт гражданства; в административном - институт чиновника; в семейном праве - брак и т.д. Все учреждения работают в тесной взаимосвязи друг с другом - как внутри отрасли, так и за ее пределами.


Прежде всего, институты подразделяются по сферам права на гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д. Сколько в филиалах столько соответствующих групп учреждений. Отраслевая принадлежность правовых институтов является наиболее распространенным критерием их дифференциации. На этом же основании они делятся на материальные и процессуальные. Далее, учреждения подразделяются на отраслевые и межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или сложные), регулирующие, защитные и составляющие (фиксирующие).[22]

Внутриучрежденческий состоит из норм одной отрасли права, а межотраслевой - из норм в двух или более отраслях. Например, институт государственной собственности, институт опеки и попечительства.

Простой институт обычно невелик и не содержит никаких других единиц. Комплекс или комплекс, хотя и относительно большой, состоит из небольших автономных сущностей, называемых суб-институтами. Например, институт доставки в гражданском праве включает в себя институт штрафа, пени, ответственности.[23]

Регулирующие учреждения направлены на регулирование соответствующих отношений, защитные - для их защиты, защиты (типичные для уголовного права), учредительные - устанавливают, устанавливают, определяют положение (статус) отдельных органов, организаций, должностных лиц и граждан (характерных для государства и административный закон).

Разделение правовой системы на частное и публичное право выходит за рамки секторальных рамок. Это крупные, чем промышленность, структурные образования.

Как и при разделении системы права на отрасли, группировка отраслей права в публичный и частный блок происходит в соответствии с предметом и методом правового регулирования. Однако роль этих критериев в каждом из этих случаев не совпадает.[24]

Материальное и процессуальное право. В юридической науке все правовые нормы делятся на материальные и процессуальные. Первые регулируют отношения, которые фактически развиваются между людьми и их объединениями, связанные с владением, использованием и распоряжением имуществом, его продажей и покупкой, формами собственности, трудовой и политической деятельностью, государственным управлением, осуществлением субъектами прав и обязанностей, брак и т.д.[25]

Второе - определить порядок разрешения споров, конфликтов, расследования и судебного рассмотрения преступлений и других правонарушений, т.е. регулировать чисто процедурные или организационные вопросы, которые, тем не менее, имеют принципиальное, принципиальное значение.


2. Система законодательства: юридическая природа, сущность

2.1 Понятие и структура системы законодательства

Определение законодательства является не только теоретической проблемой. Подход к этому вопросу связан с пониманием права и характера правового регулирования. Словари трактуют понятие законодательства по-разному:

Законодательство - общность и дух всех нормативных актов, законов страны;

Законодательство - совокупность всех правовых норм, действующих в данном государстве;

Законодательство - свод законов;

Законодательство - свод нормативных актов, принятых властями;

Законодательство - это система законодательных актов, принимаемых законодательным (представительным) органом или непосредственно населением и действующих на территории страны. Законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, включает общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, федеральные законы (федеральное законодательство), конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации (законодательство субъектов Российской Федерации);

Законодательство - совокупность всех правовых норм, действующих в государстве.[26]

Широкое понимание закона уменьшает роль закона и объединяет законы и правила в единое целое[27]. Но это понимание очень удобно для власти, для общества, которое не хочет или не может связать себя рамками закона. Широкое понимание законодательства - это способ размыть закон, заменив его управленческими решениями. Распространенность управленческих решений, их большой объем по сравнению с законами характерны для обязательного правового регулирования. Дело в том, что закон по своей природе - универсальная правовая норма и поэтому открывает широкие возможности для правоохранительных органов, а это просто характеризует дискреционное регулирование. Управленческие решения носят более конкретный и оперативный характер, чем закон, свободы правоприменения мало, и это характеризует обязательное регулирование.[28]


В течение многих лет при функционировании системы командования и управления мы руководствовались (как в теории, так и на практике) широким пониманием законодательства.

Однако понятие законодательства нельзя определить исходя из того, что узкое понимание является хорошим и правильным, а широкое - плохим и неправильным. Все зависит от целей, для которых используется понятие законодательства. Когда мы говорим об определенной отрасли законодательства (гражданское, трудовое, земельное и т.д.), мы имеем в виду не только законодательные акты, но также связанные и основанные на них подзаконные акты. Когда мы изучаем какую-либо отрасль законодательства, мы включаем в сферу изучения как законодательные, так и подзаконные акты. При составлении сборников нормативных актов они включают как законодательные, так и подзаконные акты. Широкое понимание законодательства настолько широко распространено, что от него почти невозможно быстро избавиться.[29]

Это не означает, что широкое и узкое понимание закона может применяться одинаково. Мы повторяем, что понимание законодательства - это не только теоретический вопрос, но и чисто практический. Как видим, положение закона в механизме правового регулирования зависит от правильной постановки этого вопроса. Поэтому в процессе нормотворчества правоохранительные органы могут и должны применять только узкое понимание законодательства, основанное на разной природе и юридической силе законов и нормативных актов.[30]

Под системой законодательства понимается совокупность нормативных правовых актов, которые объективируют внутреннее содержание и структурные характеристики закона. Эта система является внешним выражением системы права. Наконец, его истинное Бытие выражается в четких, формальных актах определенных документов. Однако частичное совпадение между системой права и системой законодательства, варьирующейся от единого правила до закона в целом, не является абсолютным.

Система законодательства формируется в результате публикации правовых норм, закрепления их в официальных актах и ​​систематизации этих актов. Он имеет сложную структуру. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную, вертикальную, федеральную и комплексную систему законодательства.[31]

Горизонтальная (отраслевая) структура системы законодательства обусловлена ​​субъектом правового регулирования - актуальными общественными отношениями.[32]