Файл: Соотношение системы права и системы законодательства (Система права: понятие и структура).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Система права: понятие и структура
1.2 Структурные элементы системы права
2. Система законодательства: юридическая природа, сущность
2.1 Понятие и структура системы законодательства
2.2 Систематизация законодательства
3. Система права и система законодательства в сравнении
3.1 Соотношение и взаимосвязь системы права и системы законодательства
Неформальная инкорпорация - осуществляется любым лицом или организацией без особых полномочий (например, публикация нормативных актов университетами для образовательных целей), то есть неформальная инкорпорация - это внешняя обработка законодательства, которая осуществляется организациями или частными лицами без особые полномочия законодательных органов. Сборник законодательных актов предоставляется законодательным органом и осуществляет эту деятельность по собственной инициативе.[48]
По характеру расположения материала все сборники законодательства можно разделить на хронологические и систематические.
Хронологическая инкорпорация - это форма систематизации, при которой упорядочение правовых актов производится во время их публикации и вступления в силу.
Систематическое включение - упорядочение действующих нормативно-правовых актов на предметной основе, то есть по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности.
При подготовке и публикации законодательных собраний можно объединить хронологические и предметные методы, когда разделено все тематически, в соответствии с предметным принципом, а внутри каждого раздела действия расположены в хронологическом порядке.[49]
Наконец, включение законодательства может быть классифицировано в соответствии с областью охвата нормативного материала.
Разница между кодификацией и включением заключается в следующем. Инкорпорация довольно поверхностная, внешняя систематизация. При этом регламент, входящий только в сборники и содержание отчетов, не изменяется, исключаются явные противоречия и вносятся уже принятые поправки.
Консолидация - это форма систематизации, когда существует объединение нескольких правовых актов, действующих в одной сфере общественных отношений, в единый свободный правовой акт без изменения содержания.
Особенность консолидации заключается в том, что она содержит некоторые особенности кодификации и инкорпорации. В форме систематизации правовых актов консолидация более близка к систематической инкорпорации. Используется там, где нет необходимости или возможности кодификации. В этих случаях консолидация выступает в качестве эффективного средства объединения однородного нормативного материала, сокращения количества актов и улучшения формы правового регулирования.[50]
В настоящее время система отраслей российского законодательства может быть представлена следующим образом.
В его основе лежит законодательство о государственном устройстве с Основным законом - Конституция. Эта отрасль законодательства охватывает государственную систему, основные права и свободы граждан, организацию органов власти и управления, избирательную систему. Законодательство о государственном устройстве (прежде всего - Конституция) распространяется на все отрасли законодательства.[51]
Существует много отраслей законодательства, их можно сгруппировать по-разному. Мы сгруппируем их в блоки с учетом направленности правового регулирования.[52]
Система отраслей законодательства постоянно развивается, появляются новые отрасли. Такое развитие является естественным результатом усложнения общественных отношений и дифференциации их правового регулирования. Это также отражает растущую роль закона как социального регулятора.
3. Система права и система законодательства в сравнении
3.1 Соотношение и взаимосвязь системы права и системы законодательства
Систему права следует отличать от системы законодательства. Первая характеризует внутреннюю структуру права, группировку его норм по отраслям и институтам, вторая - внешние формы выражения права, характеризует состояние источников права.
Система законодательства объединяет все нормативные правовые акты (законы, указы, постановления, постановления, инструкции) во всей их совокупности и взаимосвязи.[53]
Между системой права и системой законодательства существует тесная взаимосвязь как отношения содержания и формы. «Система права» соответствует философской категории «содержание» и представляет внутреннюю структуру права, соответствующую природе регулируемых им общественных отношений.[54]
Система права и система законодательства являются тесно взаимосвязанными, но отдельными категориями, представляющими два аспекта одной и той же сущности права. Они относятся друг к другу как к содержанию, так и к форме.[55]
Система права - это содержание, внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений.
Система законодательства является внешней формой права, которая выражает структуру его источников, то есть систему нормативных правовых актов. Закон не существует вне законодательства, и законодательство в его широком смысле является правом. Структура права носит объективный характер, обусловлен экономической основой общества. Он не может быть построен по воле законодателя.[56]
Его элементами являются верховенство права, промышленность, подотрасль, институт и подинститут, которые в совокупности призваны учитывать разнообразие регулируемых общественных отношений, их специфику и динамизм.
Обновление системы права в первую очередь связано с развитием и совершенствованием социальных процессов, актуальность которых способствует появлению новых правовых институтов и отраслей.
Однако структура системы права не может быть раскрыта с достаточной полнотой и точностью, если вы не видите ее органического единства с внешней формой права, системой законодательства.
Законодательство является формой существования, прежде всего правовых норм, средством придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты. Но система законодательства - это не просто совокупность таких актов, а их дифференцированная система, основанная на принципах подчинения и согласования ее структурных составляющих. Связь между ними обеспечивается различными фактами, основным из которых является предмет регулирования и интерес законодателя к рациональному, всестороннему построению источников права.[57]
Структура закона для законодателя выступает объективной закономерностью. Поэтому в своем решении о системе законодательства структура нормативно-правовых актов неизбежно свидетельствует о реальной, объективно обусловленной необходимости существования независимых отраслей права, подсекторов, институтов, правовых норм[58]. В процессе законотворчества законодатель должен исходить из особенностей отдельных единиц права, оригинальности их взаимоотношений друг с другом. Система права и система законодательства не идентичны. Между ними есть существенные различия, которые позволяют говорить об их независимости.
Во-первых, это выражается в том, что основным элементом системы права является норма, а основным элементом системы законодательства - нормативно-правовой акт. Правовые нормы отраслей права - это строительный материал, из которого формируется та или иная отрасль законодательства. Но при конструировании каждой законодательной ветви этот строительный материал может использоваться в разных наборах и в разных сочетаниях определенного нормативного акта. Вот почему отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права, и это несоответствие имеет две стороны.
В некоторых случаях мы можем констатировать тот факт, что существует отрасль права и отсутствует отрасль законодательства (финансовое право, право социального обеспечения и т.д.).
Такие отрасли права не кодифицированы, а существующий нормативный материал в этой области разбросан по различным правовым актам, требующим унификации.
Не исключается обратная ситуация, при которой отрасль законодательства существует без отрасли права (таможенное законодательство). Может быть идеальным, когда отрасль права совпадает с отраслью законодательства (гражданское право, уголовное право и т.д.). Этот вариант наиболее желателен, поскольку сближение двух систем, их гармоничное развитие повышает эффективность всего правового механизма.
Во-вторых, система законодательства с точки зрения представленного в ней материала шире, чем система права, поскольку включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к закону (различные положения политики и т.д.).
В-третьих, разделение права на отрасли и институты основывается на предмете и методе правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права имеют высокую степень однородности. Отношения, регулирующие определенные сферы общественной жизни, выделены только на предмет регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя совершенно иные отношения, и поэтому отрасль законодательства не столь однородна, как отрасль права.
В-четвертых, внутренняя структура правовой системы не совпадает с внутренней структурой правовой системы. Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативных правовых актов, компетенцией органа выдачи в системе субъектов нормотворчества.
В этом отношении система права напрямую отражает государственность страны и, если государство является федеративным, имеет два уровня законодательства: федеральное законодательство и законодательство субъектов Федерации, а если государство унитарное, то право один - централизованное законодательство.[59]
В-пятых, если система права является объективной, система законодательства в большей степени зависит от субъективного фактора и во многом зависит от воли законодателя. Объективность системы права объясняется тем, что она обусловлена разными типами и сторонами общественных отношений. Субъективность законодательства является относительной, поскольку она также определяется в определенных пределах определенными объективными социально-экономическими процессами.
Необходимость проводить различие между системой права и системой законодательства обусловлена, в частности, необходимостью систематизации законодательства, то есть деятельности государственных органов, направленной на упорядочение законодательства, приведение его в целостную логическую систему. Установление правильного баланса между системой права и системой законодательства является важной теоретической и практической задачей.[60]
Его правильное решение предназначено для обеспечения доступности, уменьшения ненужной множественности актов, их последовательности и правильного применения на практике.
К особенностям взаимоотношений двух систем относятся:
* В системе права волевой принцип права воплощается более конкретно и более глубоко, чем в системе законодательства. Только в системе права его нормы приобретают реальное значение.
* Объективно существующая система права является основой для рационализации законодательства, поскольку объединить нормы права в учреждениях и отраслях можно только с научной точки зрения, исходя из критериев предмета и метода правового регулирования.
* Система законодательства в некоторых частях более свободна от системы права и зависит от усмотрения законодателя (создание сложных отраслей законодательства).
* Правильное понимание правовой системы является ключом к успешному функционированию правовой системы. Нормы права должны регулировать только те отношения, для которых они предназначены. Пренебрежение системой права в процессе правоприменения является причиной дезорганизации общественных отношений.
Таким образом, систему права следует отличать от системы законодательства. Первая характеризует внутреннюю структуру права, группировку его норм по отраслям и институтам, вторая - внешние формы выражения права, характеризует состояние источников права.[61]
Они относятся друг к другу, как к содержанию, так и к форме. Содержание системы законодательства отражает внутреннюю структуру права, система законодательства - внешнюю форму права, выражающую структуру системы правовых актов.
3.2 Тенденции развития системы права и системы законодательства
Основные направления развития и совершенствования законодательства связаны с проводимыми в стране социально-экономическими и политическими реформами. В то же время происходят глубокие процессы изменения содержания права, обновления законодательства и осознания новой роли правовых явлений в жизни человека и обществе. Здесь можно выделить следующие тенденции: