Файл: Соотношение системы права и системы законодательства (Система права: понятие и структура).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Система права: понятие и структура
1.2 Структурные элементы системы права
2. Система законодательства: юридическая природа, сущность
2.1 Понятие и структура системы законодательства
2.2 Систематизация законодательства
3. Система права и система законодательства в сравнении
3.1 Соотношение и взаимосвязь системы права и системы законодательства
Содержание:
Введение
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день эта проблема остается в юридической науке такой же сложной и противоречивой, как и прежде.
В последние годы в Российской Федерации происходит быстрое и масштабное развитие законодательства, направленного на реализацию принципов верховенства права и проведение фундаментальных реформ в различных сферах общественной жизни. Российское законодательство является сложным, многоотраслевым субъектом, в котором вертикальные и горизонтальные связи переплетаются при структурировании нормативных правовых актов, в то время как многоуровневые законодательные акты остаются в силе. К сожалению, при осуществлении своих полномочий законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления допускают нарушения федерального законодательства.
Различия в системах законодательства субъектов Российской Федерации, актов местного самоуправления, между ними и федеральной системой законодательства обусловлены рядом причин. Низкий уровень взаимодействия законодательной и исполнительной власти, отсутствие программирования и планирования законодательных работ, слабая научная экспертиза, нарушение правовых и технических регламентов оказывают существенное влияние на законотворческую деятельность субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
Объект исследования – подходы современных ученых к рассмотрению системы законодательства и системы права.
Предмет исследования – соотношение системы права и системы законодательства.
Целью исследования является комплексный анализ соотношения системы права и системы законодательства.
Данной целью обусловлены следующие задачи:
– исследовать понятие системы права;
– проанализировать структурные элементы системы права;
– изучить понятие и структуру системы законодательства;
– рассмотреть систематизацию законодательства;
– исследовать соотношение и взаимосвязь системы права и системы законодательства;
– проанализировать тенденции развития системы права и системы законодательства.
Методы исследования. В данной работе были применены общенаучные методы: анализ, аналогия, классификация, обобщение материалов исследования. Частнонаучную методологию составили: сравнительно-правовой, технико-юридический метод, метод нормативно-правового анализа.
Теоретической значимостью отличаются работы таких авторов, как: Аблёзгова О.В., Афонина А.В., Бондаренко В.А., Братановский С.Н., Венгеров, А. Б., О. Н., Димитров, Н. Н., Есенгалиева, Б. К., Захарова, Ю. Б., Казаков, В. Н., Колоткина, О. А., Малахов, В. П., Никодимов, И. Ю., Оксамытный, В. В., Соловьев, А. Ю., Старков, О. В., Честнов, И. Л., в которых подробно рассмотрены общие вопросы темы исследования.
Структура курсовой работы содержит в себе введение, три главы, разделенные на 6 параграфов, заключение и список использованной литературы.
1. Система права: понятие и структура
1.1 Понятие системы права
Понятие «система права» часто раскрывается в результате систематизации правовых норм, т. е. как продукта рациональной деятельности государственных органов. Такой взгляд хорошо вписывается в общую теорию научного коммунизма, которая была объявлена концепцией систематического движения общества к его коммунистическому будущему.[1]
Рационально построенное здание светлого будущего, рационально выстроенная и система права. Эта точка зрения не менее соответствовала пониманию права как функции государства. Если государство создает закон, оно создает свою систему, то есть сознательно создает его в форме системы.
Наше понимание права исключает характеристику системы права как искусственной структуры и результат того, как государство строит логически целостную структуру. Если закон является продуктом естественно-исторического развития, то его объективная система имеет то же происхождение. Он изначально структурирован, упорядочен, и рассматривать его структуру (систему) в отрыве от себя можно только условно, понимая, что речь идет только об искусственном расслоении для частных познавательных целей. После их достижения нам придется вернуться к рассмотрению системы как партии, моменту самого закона. В конце концов, изучать право - значит изучать его систему, а изучать его - значит изучать право с одной из его основных сторон.[2]
В свою очередь, право является лишь стороной (моментом) общества, и изучение общества означает изучение права, а изучение права - изучение общества, как оно представлено в правовой реальности.[3]
Первоначально общество существовало как относительно простая единица, в которой семейно-бытовые, экономические и политические сферы функционировали в едином единстве. Например, в античный период в Древнем Риме римлянин был одновременно гражданином политики (вспомним знаменитый афоризм Аристотеля: «Человек есть политическое существо») и, как следствие, совладельцем политика собственности. Формирование сначала патриархального, а затем моногамного семейного и натурального хозяйства изолировало от этой целостности семейные и семейные отношения. Производство, основным предметом которого была эта семья, оставалось зависимым от случайных особенностей природной среды, экономических возможностей производителей и их культуры, включая культуру потребностей.[4]
Развитие простого товарного производства с привлечением на рынок семейных фермерских хозяйств специализировало их, подчиняясь законам общественного разделения труда. Последующее появление фабрик, сопровождавшееся разрушением крестьянского хозяйства и изгнанием крестьян из земли, превратило их в наемных рабочих и включило в промышленное производство, некоторые из которых были буржуазными, другие - пролетариями. Семья выжила, но перестала быть предметом хозяйственной жизни. Он стал человеком, свободным от всех зависимостей. Таким образом, вторая сфера - экономическая, то есть сфера материального производства, - отличалась от социально-политической целостности.[5]
Свободные люди для решения общих для всех своих дел вступают в политические отношения - сферу политики - и стремятся через участие в делах государства влиять на принятие общественно значимых общественных решений.[6]
В результате гражданское общество возникло как единство трех относительно независимых и в то же время взаимозависимых сфер - социальной, экономической и политической - которые, однако, имеют общую основу - обмена. В каждом из них развиваются характерные только для него общественные отношения и типичные виды деятельности, а следовательно, и правила поведения. Общая основа объективно определяет только то, что все они - и общественные отношения, и деятельность, и правила поведения - во всех сферах соответствуют основополагающим принципам обмена-свободы и равенства частных собственников.
Способ правового регулирования - обусловлен предметом регулирования влияния права на общественные отношения. Поскольку закон - это правила поведения человека, он в первую очередь влияет на действия человека, а через них - на общественные отношения. Поэтому метод правового регулирования можно определить как способ влияния закона на поведение людей-субъектов общественных отношений. Соответствующая оговорка может быть сделана в отношении определения предмета правового регулирования.[7]
Здесь целесообразно предупредить о недопустимости противопоставления субъекта правового регулирования его методу и, наоборот, методу правового регулирования его субъекту. Метод определяется субъектом и, следовательно, является не чем иным, как юридическим выражением его (субъектных) особенностей. Понятие «юридическое выражение признаков субъекта правового регулирования» означает, что данный субъект в процессе его правового развития, т. При формировании правовых норм в них отражаются те свойства, стороны, особенности, которые способны воспринимать правовое воздействие и реагировать на него.
Регулирующие полномочия права, конечно, ограничены общими законами общественного развития - прежде всего принципами обмена как основы современного общества, закрепленными в правовых принципах свободы и равенства.[8]
Нет необходимости указывать на неприемлемость толкований метода правового регулирования как особого способа, которым государство на основе этого набора правовых норм обеспечивает желаемое поведение людей как участников общественных отношений. На самом деле роль государства в механизме правового воздействия совершенно иная. Этот подход, как и многие другие, страдает от антропоморфизма, то есть неоправданной передачи чисто человеческих свойств и способностей процессам, происходящим в природе и обществе.[9]
Итак, характер общественных отношений определяет способ правового воздействия на них. Однако социальные отношения как таковые являются теоретической абстракцией. В реальной жизни существуют определенные отношения того или иного рода. Но тогда логично предположить, что метод правового регулирования как таковой также является лишь теоретической абстракцией, и в реальной жизни должно быть столько методов, сколько существует типов социальных отношений, которые подвержены правовому влиянию.[10]
Наконец, мы не должны забывать, что общество - это органическая система, в которой все виды социальных отношений существуют и функционируют в целом. Эта целостность также определяет внутреннее единство отраслей права. Каждая отрасль регулирует отдельный тип общественных отношений, но все они вместе обеспечивают нормальное функционирование общества в целом.[11]
Система общественных отношений соответствует системе права, которая в теории относится к историческому единству правовых норм, разделенных на правовые сообщества и отрасли. Другими словами, система права представляет собой совокупность правовых общностей и отраслей, которые дифференцированы по признакам, присущим им, соответствующим специфике системы общественных отношений исторического периода.
1.2 Структурные элементы системы права
Структурными элементами правовой системы являются:
а) норма права;
б) отрасль права;
в) подотрасль права;
г) институт права;
д) субинститут.
Они формируют правовую основу рассматриваемого явления.
Правовая норма является основным элементом правовой системы. Это общеобязательное правило поведения властного характера, исходящее от государства. Правовые нормы регулируют не все, а только определенные типы и разновидности общественных отношений, объективно нуждающихся в таком посредничестве. Другие отношения регулируются другими социальными нормами.[12]
Отрасль права представляет собой совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений, которая изолирована внутри этой системы. Объективная необходимость предопределяет выделение отрасли права. Законодатель только осознает и формализует («фиксирует») эту потребность.
Отрасли права могут относиться к частному или публичному праву, а также к «материальному» или процессуальному праву.
Каждая отрасль права отличается от другой отрасли своим особым предметом и методом правового регулирования. Предмет правового регулирования относится к тем общественным отношениям, которые регулируются законом.[13]
Если субъект правового регулирования каждой отрасли права указывает нам, что регулируется отраслевыми правилами (какие социальные отношения), то метод правового регулирования показывает, как эти отношения регулируются, какие приемы и средства. Метод правового регулирования служит дополнительной основой или критерием построения системы правовых норм[14]. Метод правового регулирования - правовые средства и способы обеспечения и реализации требований правовых норм. Этот метод характеризуется следующими основными качествами:
- порядок установления субъективных прав и правовых обязательств;
- степень их достоверности и «автономности» действий субъектов;
- правовые средства и способы обеспечения субъективных прав и правовых обязательств.
Эти особенности наглядно проявляются в сравнительном анализе отраслей права и законодательства. Например, в гражданском или семейном праве допускается автономность поведения субъектов правоотношений в рамках закона. А для уголовного права характерен авторитетный метод правового регулирования, устанавливающий запреты на совершение определенных действий (действий или бездействий), указанных в нормах особой части уголовного закона.[15]