Файл: Выбор стиля руководства в организации (СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ. ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Несомненно, каждая теория имеет свои достоинства и недостатки, поэтому было бы неправильно использовать только один определенный стиль руководства.

Естественно, к неопытному новичку не стоит применять стандартный авторитарный стиль управления, так как это может его отпугнуть и погасить желание учиться и развиваться. Также и либеральный стиль не подойдет в данном случае из-за отсутствия достаточного объема знаний и опыта, чтобы самостоятельно принимать решения []. Поэтому стоит искать подход к каждому сотруднику и стараться комбинировать стили управления.

Данный вариант выбора стиля руководства будет легко применить на практике, так как от руководителя потребуется только лишь установить степень подготовки сотрудников к определенной работе, разобраться какой категории подчиненных необходимо дать ту или иную задачу. Лидер должен научиться определять наиболее эффективный метод управления в каждой конкретной ситуации, чтобы работа в коллективе была не только эффективной, но и доставляла удовольствия всем подчиненным.

ГЛАВА 3 АНАЛИЗ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «Оренбург Водоканал»

3.1 Характеристика ООО «Оренбург Водоканал».

ООО «Оренбург Водоканал» ведет отсчет своей истории с первой трети XIX века. Еще в 1827 году была предпринята первая попытка организации водоснабжения города, а к 1861 году стал функционировать первый летний водопровод. Постоянный водопровод в Оренбурге стал функционировать в 1864 году. Уже в конце 19 века оренбургский водопровод уже имел несколько веток и был вторым в России после Петербургского. 

Возвращаясь к современной истории ООО «Оренбург Водоканал» необходимо отметить, что водоканал осуществляет водоснабжение областного центра с населением более 560 тысяч человек – это огромный механизм, который рос и развивался в течение полутора веков.

В 2003 году состоялась государственная регистрация ООО «Оренбург Водоканал» в качестве юридического лица. Управляющей компанией с 2003г., под руководством которой ООО «Оренбург Водоканал» осуществляет свою деятельность, является ООО «Росводоканал» (г. Москва).


За прошедшие 16 лет работы водоканала обеспечено бесперебойное и стабильное водоснабжение города; в три раза сократилось количество аварий в системе водоснабжения, в полтора раза – в системе водоотведения,  на 41 процент уменьшились потери воды. Повышена энергетическая эффективность водозаборных сооружений, водопроводных и канализационных насосных станций путём модернизации оборудования. Улучшены качество поставляемой воды и очистка стоков.

ООО «Оренбург Водоканал» сегодня – это динамично развивающееся предприятие, одно из крупнейших предприятий города Оренбурга в коммунальной сфере, в эксплуатации которого находится более полутора тысяч километров водопроводно-канализационных сетей, 59 насосных станций, 262 водопроводных скважины. Объем поднимаемой воды более 200 тысяч кубических метров в сутки.

ООО «Оренбург Водоканал» осуществляет свою деятельность на коммерческой основе в целях разработки и реализации программ эффективного водоснабжения и водоотведения потребителей жилищно-коммунального хозяйства и иных хозяйствующих субъектов, получения прибыли его участниками.

Для достижения целей ООО «Оренбург Водоканал» имеет право в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, осуществлять следующие основные виды деятельности:

  • производственная эксплуатация водопроводно-канализационного комплекса (ВКХ) с осуществлением хозяйственной и финансовой деятельности по предоставлению услуг водоснабжения и водоотведения потребителям;
  • организация и реализация экономически целесообразных, выгодных, надежных и эффективных систем водоснабжения и водоотведения различных потребителей ЖКХ и иных хозяйствующих субъектов;
  • осуществление строительно-монтажных, ремонтно-строительных работ по реконструкции, модернизации и сооружению новых объектов системы водоснабжения и водоотведения ВКХ муниципальных образований, сооружение энергообъектов;
  • совершенствование системы платежей за предоставляемые услуги в области ВКХ с учетом адресной социальной поддержки населения в муниципальных образованьях;
  • разработка и реализация проектов и мероприятий по рациональному использованию энергоресурсов, охране недр и окружающей среды, переработка промышленных отходов;
  • водоснабжение и водоотведение хозяйственно бытовых стоков;
  • оптово-розничная торговля и прочие виды деятельности

и другое.

Уставный капитал составляется из номинальной стоимости долей его участников, определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы его кредиторов, равен 100 000 (сто тысяч) рублей и формируется за счет вкладов его учредителей.


Прибыль, остающаяся у общества после уплаты налогов, иных платежей и сборов в бюджет и внебюджетные фонды, поступает в полное его распоряжение и используется обществом самостоятельно.

Структура органов управления и контроля ООО «Оренбург Водоканал» следующая:

1. Органы управления общества:

- Общее собрание участников;

- Совет директоров.

2. Органом контроля за финансово-хозяйственной и правовой деятельностью общества является ревизионная комиссия.

Руководство текущей деятельностью ООО «Оренбург Водоканал» осуществляется генеральным директором, который избирается на должность Общим собранием участников на срок 2 года и подотчетен Совету директоров и Общему собранию участников общества.

В январе 2013 года руководством ООО «Оренбург Водоканал» было принято решение о разработке и внедрении системы менеджмента качества (далее – СМК). Для успешной реализации данного проекта на предприятии в марте 2013 года был создан отдел контроллинга, основная цель деятельности которого заключается в организации и координации работы в области внедрения и функционирования СМК.

В марте 2013 года проходил сертификационный аудит на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2008. Проверить систему менеджмента на предприятии доверили признанным в России и за рубежом независимым экспертам-аудиторам Ассоциации по сертификации «Русский регистр».

Ежегодно предприятие проходит инспекционный контроль экспертами Ассоциации по сертификации «Русский Регистр» для подтверждения соответствия ISO 9001 и выявления областей для улучшения СМК.

В 2018 году в «Оренбург Водоканале» успешно реализована программа по переходу на новую версию международного стандарта и в апреле 2018 года получено соответствующее подтверждение международным органом по сертификации в виде сертификата соответствия ISO 9001:2015. Пройденная проверка стала подтверждением результативности последовательной работы по улучшению СМК, которая проводится в «Оренбург Водоканале» более пяти лет.

Основой организационной структуры ООО «Оренбург Водоканал» является специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам предприятия. По каждой подсистеме формируется иерархия служб, которые работают на получение эффективности и качества работы в целом.

Организационная структура ООО «Оренбург Водоканал» представлена следующими подразделениями:

- дирекция по производству, в т.ч.: технический отдел; отдел капитального строительства; энергомеханический отдел; отдел снабжения; производственно-диспетчерская служба; лаборатория по контролю качества воды и состава строчных вод; цех водопроводных сооружений; цех транспортировки воды; цех транспортировки стоков; городская станция аэрации; энергомеханический цех; автотранспортный цех;


- дирекция по экономике и финансам, в т.ч.: отдел бухгалтерского учета; финансовый отдел; планово-экономический отдел; отдел труда и заработной платы;

- административная дирекция, в т.ч.: юридический отдел; служба персонала; административно-хозяйственный отдел; отдел информационных технологий и процессов;

- дирекция по сбыту, в т.ч.: отдел по работе с юридическими лицами; отдел по работе с населением; инспекция водных ресурсов;

- дирекция по региональному развитию;

- служба экономического мониторинга и безопасности;

- отдел гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций и промышленной безопасности.

Успех развития любой организации, независимо от рода и масштабов ее деятельности, напрямую зависит от эффективности работы сотрудников. Высококвалифицированный и компетентный персонал, удовлетворенный условиями и оплатой своей работы, демонстрирует высокую производительность труда. Поэтому грамотно организованный процесс набора, оценки, распределения и мотивации сотрудников позволяет достигать поставленных руководством организации целей.

Как понять, что совершенствование системы управления персоналом необходимо организации? Необходимо провести анализ существующей системы для выявления ее недостатков, и усовершенсовования эффективности работы.

3.2 Анализ стиля руководства в ООО «Оренбург Водоканал»

С целью определения наиболее распространенного управленческго стиля в ООО «Оренбург Водоканал» было проведено исследование с использованием интернет-анкетирования на портале Google Формы, в котором респондентами выступили руководители структурных подразделений предприятия (дирекций и отделов) и их непосредственные подчиненные. Для проведения интернет-анкеты на портале Google Формы использовалась авторская анкета, составленная специалистом в области социальной, организационной и экономической психологии Анатолием Лактионовичем Журавлёвым[1].

Анализ ответов руководителей структурных подразделений показал, что 11% опрошенных руководителей в своей работе часто опираются на общественные организации, 34% большинство вопросов принимают совместно с коллективом на общих собраниях, 33% поддерживают внедрение различных форм самоуправления в управляемом коллективе, что характеризует данных руководителей с демократической стороны. Остальные 22% самостоятельно решают большинство вопросов и никак не привлекают к этому подчиненных. Такие руководители используют авторитарный стиль управления. Кроме этого ни одного из руководителей организации не удовлетворил ответ «некоторые важные дела решаются фактически без моего участия, мои функции выполняют другие», что свидетельствует об отсутствии использования методов либерального стиля управления (Рис. 1.).


Рис.1 Методы руководителей по привлечению подчиненных к выработке решений

Все это свидетельствует о том, что более половины руководителей придерживаются коллегиального стиля управления, поддерживая активное участие в принятии различных решений со стороны подчиненных. Пятая часть административного персонала предпочитает «держать власть в своих руках» и не давать подчиненным право на участие в управлении организации. При этом большинство управленцев предприятия не приемлют попустительского управления в отношении руководства организации и не позволят, чтобы операционная деятельности предприятия велась без их участия.

Проведенная диагностика стилей руководства в ООО «Оренбург Водоканал» после обработки данных позволила сформировать совокупный стиль управления и сделать вывод о том, что в данной организации преобладает демократический стиль руководства, чему способствует такое понятие как «общительность». Общительностью является способность, состоящая в умении строить межличностные отношения, а также в потребности к установлению широких социальных контактов. Она имеет многочисленные проявления, начиная от позитивного восприятия контактов как таковых и кончая искусством строить межличностные и профессиональные отношения, эффективно влиять на других. Важность этой способности для руководителя определяется тем, что она лежит в основе коммуникативной и организационной функций [].

Для формирования полной картины опрос былпроведен и среди подчиненных. Вопросы анкетирования остались прежними, что позволило провести сравнительный анализ совокупного мнения подчиненных и их руководителей относительно используемого стиля руководства.

Наибольшее несовпадение замечено в вопросах, связанных с восприимчивостью руководителей к критике их деятельности со стороны окружающих, преобладающих методах воздействия на подчиненных, взаимоотношениями между людьми в коллективе, оценки деятельности руководителей в нестандартных ситуациях.

Проведенная экспресс-диагностика стилей руководства показала, что 9% опрошенных подчиненных считают, что их непосредственный руководитель время от времени навязывает свое мнение, выдавая его за мнение большинства сотрудников. Четвертая часть подчиненных придерживается мнения, что они работают больше по указаниям руководителя, нежели самостоятельно. 10% высказались по поводу того, что они имеют самостоятельность лишь время от времени.

Анализ вышеприведенных результатов приводит к тому, что 43% сотрудников считают, что их руководитель применяет директивные методы управления. По мнению других 5% подчиненных, в работе они предоставлены сами себе (Рис. 2). Это говорит о либеральном подходе руководства. Но большинство опрошенных сотрудников (52%) считает, что их начальник способствует развитию самостоятельности у своих подчиненных (Рис. 2), что характеризует его как руководителя-демократа.