Файл: Менеджмент человеческих ресурсов (Теоретические аспекты менеджмента в организации).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты менеджмента человеческих ресурсов в организации
1.1 Понятие и сущность управления
1.2 Цели и функции управления персоналом
Глава 2. Анализ системы управления ООО «Инвент-Пром»
2.1 Общая характеристика ООО «Инвент-Пром»
2.2 Структура управления ООО «Инвент-Пром»
Содержание:
Введение
Актуальность темы исследования. Ключевой задачей менеджмента является управление имеющимися в распоряжении предприятия ресурсами с целью получения оптимального результата. Современная деловая среда представляет собой не только кризисный момент, но и реальную возможность выхода организаций на новый виток развития. Основой развития организации является персонал компании, или человеческий капитал.
В условиях рыночной экономики предприятия испытывают давление конкуренции: быстро меняются потребительские предпочтения, сравниваются цена, качество, ассортимент товаров.
Основой конкурентоспособного предприятия является его способность адекватно реагировать на изменения внешней среды, своевременно прогнозировать эти изменения и выпускать востребованную, конкурентоспособную продукцию.
Чтобы остаться на плаву, предприятию необходимо внедрять новую технику, технологии, иные информации, что невозможно без постоянного совершенствования человеческих ресурсов и создания условий для их эффективного труда. В данных условиях особо важное внимание необходимо уделять формированию и развитию эффективной системы управления персоналом, так как она напрямую влияет на конкурентоспособность предприятия в целом.
Современная деловая среда представляет собой не только кризисный момент, но и реальную возможность выхода организаций на новый виток развития. Основой развития организации является персонал компании.
Система управления персоналом организации имеет стратегический, тактический и оперативный аспекты. Развитие стратегии управления персоналом, разработка и реализация кадровой политики в большой мере определяют успех и конкурентоспособность любой организации, ее адаптацию к динамично изменяющейся внешней среде.
Особенность политических и хозяйственных отношений, многообразие форм собственности обусловливают необходимость разработки современных подходов в теории и практике менеджмента, обеспечивающих эффективное воздействие на организацию, ее структурные подразделения.
В связи с этим исследование проблемы формирования и развития системы менеджмента, способного эффективно функционировать в условиях рыночной экономики, представляется актуальным и современным. Основываясь на аргументации об актуальности выбранной темы, можно определить целевую ориентацию работы.
Проблематика совершенствования управления в организации является достаточно изученной. Работы отечественных ученых, посвященных проблемам управления, таких, как: Базаров Т.Ю., Веснин В.Р., Виханский О.С., Наумов А.И., Герчиков В.И., Кибанов А.Я. и др.
Объектом курсовой работы является ООО «Инвент-Пром»/
Предметом – особенности управления персоналом в конкретной организации.
Целью работы является анализ менеджмента человеческих ресурсов в ООО «Инвент-Пром».
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть сущность и функции управления.
- Рассмотреть цели и функции управления персоналом.
- Проанализировать управление в ООО «Инвент-Пром».
- Дать характеристику системы управления персоналом в организации.
- На основе анализа предложить мероприятия, способствующие совершенствованию управления в ООО «Инвент-Пром».
В работе использовались труды российских и зарубежных авторов в области менеджмента, а также данные рассматриваемого объекта курсовой работы.
При написании работы использовались методы исследования такие, как системный анализ, сравнение, опрос, индукция и дедукция.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы для совершенствования деятельности компании.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты менеджмента человеческих ресурсов в организации
1.1 Понятие и сущность управления
Термин «организация» в переводе с латинского - «стройный вид». В современном менеджменте любая деловая организация рассматривается как социотехническая система, состоящая из двух неразрывно взаимосвязанных подсистем: социальной и технической. Эти подсистемы взаимозависимы, каждая функционирует только во взаимодействии с другой для поддержания стабильной и эффективной деятельности организации в целом (рис. 1) [13, c. 37].
Рис. 1. Организация как социотехническая система
Каждая из подсистем состоит из определенных элементов, выполняющих специфические функции внутри и вне организации.
Термин «менеджмент» по своей сути является аналогом термина «управление». Термин «менеджмент» применяется к управлению социально-экономическими процессами на уровне предприятий, действующих в рыночных условиях и предпринимательской деятельности [4, c. 11].
Управление представляет собой динамичный процесс, осуществляемый и направляемый менеджерами за счет использования различных приемов и способов [6, c. 15]. Именно из последних и образуется система методов управления в менеджменте. Правильно подобранные методы должны оказывать содействие в осуществлении эффективного функционирования управляющей, а также управляемой подсистем управления.
Понятие управления основывается на системных характеристиках системы управления организацией, в частности - наличие в ней двух специфических подсистем, одна из которых (субъект управления) осуществляет управляющее воздействие, а другая является объектом, на который это управленческое воздействие направлено. То есть, большинство из существующих определений системы управления вполне основательно представляются в рамках системного подхода к управлению. Но, кроме того, что система управления организацией является, прежде всего, системой, она имеет и другие специфические характеристики, установка которых приобретает существенное значение в контексте ее исследования. Определяющим здесь должно стать установление особенностей системы управления предприятием исходя из того, что она является комплексным явлением, объектом исследования различных наук и, соответственно, ее определение должно базироваться на методологии разных отраслей науки [14, c. 22].
В процессе управления компания и её часть - система управления - образуют структуру, подчинённую вектору целей. Ошибки в построении структуры могут свести практически на нет высокую функциональную пригодность элементов структуры; поэтому при функционально пригодных (хороших в этом смысле) элементах, образующих структуру, ошибка управления тем не менее, будет вне допустимых пределов. При разработке архитектуры системы управления компании необходимо учитывать, что компания представляет собой производственно-хозяйственную, социальную, экологическую систему [21].
Система управления компании, как по составу, так и по структуре, формируется на основе системы процессов производства продукта (хотя и видится иначе). Эта система нанизывается на систему производственных процессов (функциональную структуру) и поддерживает их стационарный режим, своевременно реагируя на возможные отклонения [18, c. 12].
Помимо этого компания вынуждена поддерживать взаимодействия с внешней средой, стимулировать благоприятные условия во внешней среде для компании и своевременно реагировать на различные аспекты среды, результат, - дополнительные звенья (посты, подразделения и т.д.) в системе управления (рис. 2) [21, c. 67].
Система управления инструмент руководства компании для достижения поставленных целей, путем воздействия на объект управления, при отклонениях процессов и производимых продуктов от заданного значения (по количеству, качеству и себестоимости), под влиянием внутренних изменений в компании и под влиянием внешних воздействий [20].
Рис. 2. Особенности системы управления
Система управления представляет собой созданную до начала процесса управления, совокупность: административной структуры; бизнес процессов управления; управленческой документации; коммуникаций; системы контроля и мотивации, а также внештатных рабочих групп, стратегии компании (рис. 3) [5, c. 83].
Рис. 3. Структура системы управления
Например, бизнес-процессом будем считать совокупность различных видов деятельности, организовано ради создания некоторого конечного результата (продукта, услуги), имеющий ценность для потребителя, клиента, заказчика. Клиентом одного бизнес-процесса может быть второй бизнес-процесс. Бизнес-процесс представляет собой последовательность работ (функций, операций). Выполнение этих работ (функций, операций) закрепляется за определенными структурными подразделениями, которые являются элементами организационной структуры предприятия [6, c. 16].
Классификация бизнес-процессов можно провести, разбив их на такие разновидности: основные (разработка продукции, производство продукции, управления поставками, сбытом и доставкой, продажи и обслуживание клиентов), обеспечивающие бизнес-процессы. Конечным результатом основных бизнес-процессов является продукт или услуга. Эти процессы непосредственно обеспечивают поступление дохода для предприятия. Обеспечительные (функциональные) бизнес-процессы являются вспомогательными процессами, предназначенные для обеспечения бесперебойного выполнения основных бизнес-процессов, эти процессы обеспечивают необходимыми ресурсами все бизнес-процессы предприятия [10].
Немаловажную роль играют не только методы, но и функции управления в менеджменте. Их появление связано с разделением и специализацией труда, так как все управленческие процессы предприятия осуществляются посредством функционального разделения. Любая функция должна создавать такие управленческие условия, посредством которых обеспечивались бы самые эффективные связи между элементами управляемой системы. На современном этапе развития выделяют такие основные функции управления в менеджменте, как [14]:
Планирование – функция управления, сущность которой заключается в установлении целей и путей по их достижения. Конечным результатом планирования должна быть система планов, состоящих из корпоративных, функциональны планов, планов работников и др.
Организация (организовывание) – функция управления, занимающаяся разработкой структуры управления, а также распределением полномочий и ответственности.
Мотивация – функция управления, сущность которой заключается в побуждении человека к деятельности, которая имеет определенную целевую направленность [12].
Деятельность сотрудников и работников того или иного предприятия или компании на производстве возможно рассматривать в нескольких существующих аспектах [8].
Аспект номер один. Человек, который обладает определенным набором профессиональных навыков и способностей, является частью трудового процесса или процесса производства. Этот человек должен непосредственно подчиняться всем требованиям и нормативным актам, которые были приняты на данном производстве, в данной компании, на данном предприятии или в данной организации.
Второй аспект. Человек, который обладает определенным набором профессиональных навыков и способностей, является активным и автономным (относительно) агентом производства. Он может самостоятельно выбирать линию своего поведения на производстве, самостоятельно принимать решения, за которые он будет полностью ответственен. Каждый человек отображает в своем сознание различные компоненты среды производства. Человек соотносит эти компоненты со своими умениями, навыками, способностями и потребностями, а после он выбирает свою собственную, отлично подходящую именно для него, линию трудового поведения, линию поведения на производстве. На выбор человеком той или иной линии поведения оказывает довольно сильное влияние определенная побудительная сила, которую принято именовать мотивом. Процесс формирования этой побудителей силы или просто мотива принято называть мотивацией [8].
В огромном множестве различной научной и научно-популярной литературы существует ряд определений понятий «мотив» и «мотивация». Довольно большое число авторов определяет мотивацию, как то, что реально побуждает человека совершать ту или иную активность, активную деятельность. Мотив определяется как вербализация программы или цели, которая помогает какому-то лицу начать или приступить к определенному виду деятельности. Считает, что мотивацией является все то, чем можно объяснить совершение какого-либо действия, целенаправленности того или иного действия человеком. Он определяет мотив, как целевое состояние, которое существует в рамках отношений между средой и человеком [17].