Файл: Понятие и виды толкования правовых норм (Понятие и значение толкования права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Телеологический (целевой) – это способ толкования права, при котором, прежде всего, учитываются цели, для достижения которых была принята исследуемая правовая норма. Считается, что особое значение данный способ тол­кования права приобретает, когда в стране резко меняется соци­ально-политическая обстановка и происходят коренные измене­ния в правовом регулировании общественных отношений. КС РФ в одном из своих актов охарактеризовал телеологи­ческий способ толкование права следующим образом: «...уяс­нение смысла нормы в контексте целевых установок законода­теля, когда правоприменитель учитывает не только исторически обусловленное намерение законодателя, но и цель, которую он ставил перед собой».

Положения ст. 431 ГК РФ предписывают суду (в случае не­возможности буквального установления смысла отдельных поло­жений гражданско-правовых договоров) определять содержание договоров исходя из общей воли сторон с учетом цели договора.

Нередко такие цели указываются в самом акте, как правило, в преамбуле (во вступительной части). Но цели закона могут также логически вытекать из его содержания, общей направленности. Иногда о целях говорит уже название закона или отдельных его разделов, норм, статей. Например, в Уголовном кодексе РФ есть такие главы: "Преступления против личности", "Преступления в сфере экономики", "Преступления против государственной власти". Думается, что цели здесь могут быть легко понятны даже неспециалисту. Если не принимать в расчет общую цель закона, то можно допустить ошибку при его применении. И напротив, правильное представление о целях того или иного юридического акта способствует его эффективной реализации. В юридической практике телеологическому способу толко­вания права редко придают самостоятельное значение, включая его в состав исторического и других способов толкования права.

Функциональный способ основан на знании факторов и условий, в которых применяется толкуемая норма. Этот способ характерен для специалистов соответствующих отраслей права - гражданского, уголовного и других. Широкое применение данный подход находит в период становления новой правовой системы. В этих условиях продолжают действовать устаревшие законы, которые неизбежно приходится приспосабливать к новым условиям. В условиях стабильного развития общества, при наличии развитого и обновленного законодательства, функциональный способ толкования права используется главным образом при установлении смысла правовых норм, содержащих оценочные понятия («крупный ущерб», «хулиганские побуждения», «уважительные причины», «тяжкие последствия» и т. д.). Такие понятия толкуются путем их «привязки» к конкретным ситуациям и нахождения общих стандартов для их оценки, которые с течением времени могут изменяться. Известно, что правовые нормы, обладая некоторыми общими чертами, далеко не одинаковы по своему конкретному содержанию, характеру действия, функциональному назначению. Они по-разному опосредуют регулируемые общественные отношения. Есть нормы разрешающие и запрещающие, регулятивные и охранительные, обязывающие и управомочивающие, поощрительные и стимулирующие и т.д. У них разные функции, и это важно иметь в виду при их толковании и применении. Здесь учитываются тип и механизм правового регулирования, его направленность.


Деление на способы толкования в значительной мере условно. Следует заметить, что в процессе уяснения смысла правовых норм используется обычно не один, а целая совокупность способов толкования права, поскольку только всесторонний и полный анализ способен привести к выяснению подлинного, действительного содержания толкуемых правовых норм. Смысл правовой нормы, как и ее внутреннее логическое содержание, составляют основу для использования грамматических и логических приемов, а смысл нормы, понимаемый как ее цель, исследуется с помощью телеологического способа толкования. Конкретные пути (сочетание, последовательность) использования приемов и способов зависят от интерпретируемой нормы: ее отраслевой принадлежности (материальная или процессуальная), характера заключенного в ней государственного веления (запрещающая, обязывающая или управомочивающая норма), ее вида (общая, специальная, исключительная, отсылочная и т.д.), формы изложения правовых предписаний и конкретной интерпретационной ситуации: уровня толкования права, практического назначения предпринимаемой деятельности по выяснению смысла нормы, субъекта, уровня его общей и юридической подготовки.

В зависимости от юридических последствий, которые наступают в результате толкования-разъяснения, его подразделяют на два вида официальное и неофициальное.

Глава IV Виды толкования права

4.1 Толкование норм права по субъектам

Если рассматривать виды толкования норм права, то выделяют толкование норм права по объему и субъектам.

Субъекты толкования права – это лица, которые могут давать толкование действующим правовым нормам, уяснять и разъяснять их смысл. Поскольку в законодательстве нет никаких запретов относительно субъектов толкования права, толковать правовые нормы могут любые лица: и органы государства, и должностные лица, и негосударственные организации, и профессиональные юристы, и простые граждане. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что есть лица, которым официально разрешено толковать нормы права, и есть лица, которые такими полномочиями не обладают, хотя толковать правовые нормы им не запрещено. Вследствие этого толкование права, исходящее от разных субъектов, имеет разное юридическое значение. В зависимости от субъектов, осуществляющих толкование норм права, принято различать официальное и неофициальное толкование права.


Официальное толкование норм права дается правомочными органами государственной власти. Оно является юридически значимым и имеет обязательное значение для других субъектов права, реализующих данную правовую норму. Субъекты официального толкования определяются законом или их статусом в системе органов государства.

Официальное толкование находит выражение в специальных интерпретационных актах, которые издают компетентные органы государственной власти (постановления, инструкции и др.). Юридическая сила этих актов зависит от полномочий издающих органов. Интерпретационные акты представляют собой разъяснение содержания правовых норм, и, следовательно, они могут действовать только в единстве с теми нормативно-правовыми актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы.

Существуют следующие виды официального толкования. Толкование, которое дается органом государственной власти, принявшим норму права. Необходимость такого толкования возникает тогда, когда есть опасность неправильного толкования определенной нормы другими органами государства в результате противоречия между тем, что хотел выразить законодатель, издавший норму, и тем, что вытекает из словесной формы ее выражения. В таком случае орган государственной власти, принявший норму права, издает правовой акт, разъясняющий ранее изданную норму. Такое толкование называют аутентичным (авторским). Акты аутентичного толкования общеобязательны и обладают юридической силой. Примером этого толкования может послужить аутентичное толкование указов Президента РФ, которое имеет право осуществлять только сам Президент. В данном случае Президент выступает и в качестве правотворца, и в качестве интерпритатора. Государственная Дума РФ имеет право давать толкование принятым ею законам.

Официальное толкование осуществляется государственными органами, на которые возложены полномочия толковать нормативные акты независимо от того, кем они изданы. Такое толкование называют легальным (делегированное). Это толкование происходит тогда, когда вышестоящий орган государственной власти наделяет правом другие органы государственной власти разработать правовые нормы, конкретизирующие принятые нормативно-правовые акты.

Например, официальное толкование норм права по отношению к конкретным юридическим фактам дают органы судебной власти, разъясняя права и обязанности субъектов правоотношений. В соответствии с ч.5 ст. 125 Конституции РФ «Конституционный Суд РФ по запросам …. Дает толкование Конституции РФ». Так же официальное толкование дают административные органы, когда они в рамках своей компетенции, применяя или исполняя нормы права, выступают одновременно в качестве органа, дающего обязательное толкование норм права по тем правоотношениям, которые возникают между ними и другими субъектами права.


Официальное толкование может носить как нормативный, так и казуальный характер. Нормативное толкование представляет собой официальное разъяснение текста закона компетентным органом государственной власти, призвано обеспечить единообразие в понимании и применении норм права, то есть имеет значение для всех случаев применения данной нормы и распространяется на неопределенный круг субъектов правоотношений. При нормативном толковании издается акт, распространяющий свое действие на неперсонифицированный круг субъектов и рассчитанный на применение каждый раз, когда реализуется интерпретируемая норма права.

Актами нормативного толкования являются акты-разъяснения Конституционного Суда РФ, руководящие разъяснения Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ. В частности: постановление Пленума Верховного Суда РФ №5, Пленума ВАС РФ №18 от 15.11.2001 « О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ об исковой давности».

Конституционный Суд в ходе толкования создает в отдельных случаях обязательные для всех заинтересованных лиц судебные прецеденты, выступающие уже источником права. Судебный прецедент не признан в России официально в качестве источника права. Но многие российские правоведы, ученые и практики, уже давно выступают за то, чтобы его узаконить. Например, председатель Конституционного Суда РФ М.В. Баглай во вступительной статье к книге выдающегося израильского юриста, Председателя Верховного суда Израиля А. Барака "Судейское усмотрение" пишет: "Если бы у меня спросили, полезно ли было бы признание у нас прецедентных судебных решений, я бы в определенном смысле ответил положительно". Более того, М.В. Баглай допускает возможность судебного правотворчества: "Совершено очевидно, - полагает он, - что судейское усмотрение часто проявляет себя как форма правотворчества... Выбирая из нескольких законных вариантов решения дела один и устанавливая этот вариант в качестве единого обязывающего образца, судья тем самым создает новое право". Мнение, заслуживающее внимания, особенно применительно к деятельности Конституционного Суда, где большую роль играет судебное усмотрение.

Однако важно отметить, что Конституционный Суд не может давать толкование Конституции и других нормативных актов по собственной инициативе, а только по письменным запросам соответствующих субъектов, указанных в ст. 125 Конституции РФ (Президент Российской Федерации, Государственная Дума, Совет Федерации, Правительство, органы законодательной власти субъектов Федерации), а также жалобам граждан. Конституционный Суд рассматривает также соответствие издаваемых в РФ законов, других правовых актов, отдельных норм Конституции, и в случае признания их неконституционными они теряют свою юридическую силу.


Казуальное толкование сводится к разъяснению нормы нрава по конкретным юридическим фактам, то есть установление юридических прав и обязанностей субъектов права в рамках конкретного случая (казуса). Казуальное толкование осуществляется судебными и административными органами государственной власти применительно к данному казусу. Соответственно подразделяется на судебное и административное. Оно имеет нормативное значение и не носит общего характера.

Судебное толкование возникает в ходе осуществления судами своих функций по отправлению правосудия, где нет цели разъяснять смысл какой-либо нормы. В этом случае акт толкования является частью решения (приговора) суда.

Административное толкование возникает в деятельности иных государственных органов, когда правоприменитель разъясняет смысл правовой нормы, которая применяется в конкретном случае. Административное толкование не ограничивается рамками конкретного дела, так как содержит указания нижестоящим либо подконтрольным органам по поводу решения аналогичных дел. В результате создается некий прецедент толкования. Но он источником права в Российской Федерации не является, т.к. решения вышестоящих судебных или административных органов не обязательны для нижестоящих органов при рассмотрении ими аналогичных дел. Такие акты имеют вспомогательный уточняющий характер.

Неофициальное толкование - это разъяснение смысла правовых норм, которое не носит обязательного характера. Оно исходит от субъектов, не обладающих соответствующими полномочиями. Результаты неофициального толкования юридического значения не имеют. Субъектами неофициального толкования могут являться: общественные организации, научные организации, отдельные ученые, адвокаты, юрисконсульты и даже простые граждане. Результаты неофициального толкования никакой юридической силы не имеют и для кого-либо не обязательны. Вместе с тем они играют подчас неоценимую роль в плане уяснения норм права теми или иными лицами. Неофициальное толкование права, в зависимости от компетентности интерпретатора, принято подразделять на обыденное и профессиональное.

Обыденное толкование представляет собой процесс разъяснения смысла правовой нормы лицами, не имеющих специальных познаний в области права. Обыденное толкование проявляется в публикациях и выступлениях граждан на правовые темы. В нем проявляется уровень правосознания различных категорий субъектов в виде правовых чувств, эмоций, переживаний, представлений. Такое толкование права опирается не столько на знание правовых норм, сколько на житейский опыт и имеет большое значение при соблюдении гражданами запретов, исполнении ими юридических обязанностей или использовании субъективных прав. Такое толкование в наибольшей степени подвержено ошибкам в уяснении смысла правовых норм и, как следствие, в разъяснении. Именно поэтому к обыденному толкованию нужно относиться с осторожностью.