Файл: Понятие и виды толкования правовых норм (Понятие и значение толкования права).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Понятие и значение толкования права
1.2 Значение толкования права.
1.3 Функции и необходимость толкования права.
Глава II. Уяснение и разъяснение содержания норм права.
Глава III Способы толкования права
Глава IV Виды толкования права
4.1 Толкование норм права по субъектам
4.2 Толкование норм права по объему
Глава V. Акты толкования права
Профессиональное толкование предполагает наличие специальных правовых знаний у интерпретаторов. Его осуществляют члены коллегий адвокатов и юрисконсульты, для которых разъяснение норм права представляет собой профессиональную обязанность. Здесь, однако, необходимо иметь в виду, что не всякое толкование, даваемое специалистами в области права, в частности юристами-практиками, является неофициальным. Например, толкование, которое, скажем, в уголовном процессе дают прокурор и адвокат будет неофициальным. Но вот толкование, которое в этом же процессе дает судья, будет уже официальным. Поэтому когда речь идет о неофициальном профессиональном толковании, важно обращать внимание на то, что такое толкование не является обязательным и юридической силы не имеет. Толкование, которое дают нормам права прокурор и адвокат как участники уголовного процесса, не носит обязательного характера. Оно не влияет на судебное решение и судья не связан их мнением относительно понимания той или иной нормы права. А вот толкование, которое даст нормам права в этом же процессе судья, будет иметь юридическую силу, поскольку результаты его толкования лягут в основу судебного решения.
В рамках профессионального можно выделить практическое и научное (доктринальное) толкование.
Практическое толкование осуществляется субъектами, связанными с правоприменением по роду своей деятельности (следователи, судьи, юрисконсульты, прокуроры и т.д.). Результатами такого толкования могут быть практические рекомендации и пособия, основанные на профессиональном опыте подготовивших их авторов.
Научное (доктринальное) –прерогатива научных и учебных учреждений, а также отдельных ученых, являющихся признанными авторитетами в определенной научной области. Результаты доктринального толкования могут получить свое отражение в статьях, монографиях, комментариях и т.д. Несмотря на неофициальный характер, доктринальное толкование оказывает большое влияние как на реализацию и применение права, так и на правотворчество. Большое значение имеют научно-практические комментарии к кодексам и другим нормативно-правовым актам, которые широко используются в правоприменительной практике и служат незаменимым справочным пособием для правоприменителей.
4.2 Толкование норм права по объему
Подавляющее большинство норм в современном праве обладает, как известно, формальной определенностью. Это значит, что нормы права в основной своей массе имеют письменную форму и выражены в определенном тексте. Но за текстом правовой нормы всегда стоит известный смысл. В этой связи в норме права условно можно выделить два объема: текстовой (буква закона) и смысловой (дух закона). Текстовой и смысловой объемы правовой нормы могут совпадать, а могут и не совпадать. На основании результатов всестороннего анализа правовой нормы интерпретатор решает, понимать ли ему текстуальное выражение нормы буквально, сузить или расширить то содержание, которое содержится в тексте нормы. В принципе текст правовой нормы должен адекватно отражать ее смысл, т. е. буквальное выражение правовой нормы должно совпадать с ее действительным смыслом. Иначе говоря, буква закона должна адекватно выражать дух закона. По тем или иным причинам законодателю не всегда удается в тексте правовой нормы адекватно выразить ее смысл, и в этом случае текстовой и смысловой объемы правовой нормы оказываются несоразмерными. Следовательно, различают буквальное, распространительное и ограничительное толкование.
Поскольку текст правовой нормы в принципе должен адекватно отражать ее действительный смысл, толкование права должно быть буквальным. Толкуя правовую норму, интерпретатор устанавливает, что ее текст адекватно отражает ее смысл и дает ей буквальное толкование. В этом случае, как говорят французы, «что написано, то написано».
Буквальное (адекватное) толкование – это такое толкование, при котором словесное выражение нормы права и ее действительный смысл совпадают, иными словами, дух и буква адекватны. В случае же противоречий между духом и буквой закона следует отдавать безоговорочное предпочтение применению буквы (текста) закона. Буквальное толкование является наиболее распространенным и самым результативным, так как оно не порождает споров и разногласий.
Однако в юридической практике встречается иной результат толкования правовых норм. Когда буквальное понимание тех или иных терминов, включенных в текст закона, может привести к более широкому или, наоборот, более узкому истолкованию нормы права, чем то содержание, которое имел в виду законодатель. Поэтому орган государственной власти, дающий толкование нормы права, установив в тех или иных случаях несоответствие между текстуальной формой выражения правовой нормы и ее истинным содержанием, прибегает к ее ограничительному или расширительному толкованию.
Ограничительное толкование считается применимым в том случае, когда действительный смысл нормы права уже, чем ее текстуальное содержание. Например, ч.1 ст. 59 Конституции РФ определяет, что «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ». Если приведенный текс толковать буквально, то получается, что любой гражданин России должен защищать свою страну. Но наряду с лицами, чья дееспособность позволяет им эту обязанность реализовать, гражданами являются и те, кто в силу частичной или ограниченной дееспособности (дети, пожилые, инвалиды, осужденные, отбывающие наказание в местах лишения свободы, и т.д.) этого сделать не могут. Значит, текст названной статьи подлежит ограниченному толкованию. Или, например, норма, закрепленная в части 1 ст. 120 Конституции РФ, гласит: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». Если данную норму толковать буквально, то получится, что судьи не должны подчиняться федеральным подзаконным нормативным правовым актам, а также нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Но так ли это на самом деле? Из общих положений о понятии права мы знаем, что нормы права – это общеобязательные правила поведения. Следовательно, каждый, кто окажется в сфере действия той или иной нормы права, должен следовать ее предписаниям. А значит и суд, если он окажется в сфере действия норм подзаконного федерального нормативного правового акта или нормативного правового акта субъекта Федерации, должен следовать этим нормам, и они для него также обязательны, как нормы Конституции и федерального закона. Поэтому норма, закрепленная в части 1 ст. 120 Конституции РФ, подлежит расширительному толкованию, и это означает, что судьи подчиняются не только Конституции РФ и федеральному закону, но и вообще любому нормативно-правовому акту и даже любому источнику права. В Конституции многие статьи начинаются со слов: "каждый может", "каждый вправе", "каждому гарантировано", "все свободны", "все равны" и т.д. Но при внимательном изучении оказывается, что далеко не каждый и не все. Объясняется это тем, что законодатель не может без конца делать соответствующие оговорки, он надеется на то, что его правильно поймут и без этого.
Ограничительное толкование правовой норме дается тогда, когда интерпретатор устанавливает, что текст правовой нормы расширяет ее подлинный смысл. Так, например, в пункте 1 ст. 34 СК РФ записано: «Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью». Буквальное толкование данной нормы приводит к выводу о том, что любое имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. Однако из смысла пункта 2 этой же статьи вытекает, что к имуществу, нажитому супругами во время брака, относится только общее имущество супругов. А пункт 2 ст. 36 СК РФ прямо говорит, что «вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, хотя и приобретенные в период брака за счет общих средств супругов, признаются собственностью того супруга, который ими пользовался».
Расширительное (распространительное) толкование - это такое толкование, когда действительный смысл и содержание правовой нормы шире, чем ее словесное выражение. В данном случае законодатель оставляет за субъектом правоприменения возможность самостоятельно расширять содержание закрепленной текстом нормы предписания. К нормам, предполагающим расширительное толкование, относятся текстуальные конструкции, содержащие слова «другие», «и так далее», «прочие», «иные» (т.е.закрепляющие перечень содержательных элементов). Например, как уже отмечалось, часть 1 ст. 61 УК РФ определяет незаконченный перечень обстоятельств, смягчающих наказание, «при назначении наказания могут учитываться в качестве смягчающих и обстоятельства, не предусмотренные частью первой настоящей статьи» и поэтому подлежит, по мнению многих исследователей, расширительному толкованию. Думается, однако, что ни эта, ни подобные ей другие нормы права в расширительном толковании не нуждаются, поскольку законодатель предусмотрел возможность усмотрения правоприменительным органом. И это прямо вытекает из смысла соответствующих норм права. Как совершенно обоснованно отмечает В. М. Сырых, «…во всех таких случаях толкование не будет распространительным, поскольку здесь нет рассогласования буквы и духа нормативно-правового акта. Текстовое содержание изложено таким образом, что не только позволяет, но и прямо предусматривает возможность его дополнения интерпретатором…».
В ряде случаев законодатель, чтобы не допустить неправильного применения правовых норм, указывает, какие нормы могут быть разъяснены расширительно, а какие – ограничительно. С этой целью в одних случаях законодатель дает исчерпывающий перечень квалифицирующих обстоятельств, а в других – предусматривает возможность расширительного толкования, предоставляя это право суду. Необходимо еще раз подчеркнуть, что интерпретатор не может произвольно давать нормам права расширительное или ограничительное толкование, поскольку это неминуемо приведет к произволу и беззаконию. Расширительное или ограничительное толкование может иметь место только тогда, когда текст правовой нормы неадекватно отражает ее действительный смысл.
Глава V. Акты толкования права
5.1 Понятие и особенности актов толкования
Чтобы получить обязательный характер, результаты официального толкования должны быть формально закреплены. Для этого существуют интерпретационные акты (акты толкования). Функция актов состоит в том, что они призваны способствовать правильной, законной и эффективной реализации права, претворению воли законодателя в жизнь. Акты толкования права могут быть выражены в форме действий и в форме письменных документов. В форме действий выступают акты устного разъяснения права (например, устное разъяснение адвокатом смысла правовой нормы гражданину). Однако наибольший интерес для науки и практики представляют письменные акты толкования права, особенно акты официального толкования. Акты официального толкования права можно определить как вынесенные в процессе толкования права официальные документы, содержащие предписания, разъясняющие действующие правовые нормы.
Акты толкования - один из видов правовых актов, служащих для правоприменительного органа внешним источником для определения смыслового значения правовой нормы. Существуют основные особенности актов толкования права:
1) они не содержат в себе общих правил поведения, а, следовательно, не относятся к числу нормативных актов;
2) не являются источником права;
3) адресуются должностным лицам;
4) носят подзаконный, но обязательный характер;
5) по форме они могут облекаться в те же акты, что и нормативные - указы, постановления, инструкции и т.д., т.е. имеют свою форму и реквизиты;
6) их цель - толковать, разъяснять, но не создавать и не изменять нормы права.
7) закрепляют разъяснительное решение соответствующего компетентного органа;
8) принимаются компетентными органами. Если толковать нормы права могут любые субъекты, то давать нормам права официальное толкование и выносить соответствующие акты могут только компетентные на то органы. К ним относятся правотворческие органы, которые, как известно, могут давать принимаемым ими нормативно-правовым актам толкование (аутентическое толкование). Кроме правотворческих органов субъектами официального толкования права, как уже отмечалось, могут быть и другие государственные органы (например, суды), которым делегировано право толковать нормативно-правовые акты (легальное толкование).
9) принимаются в определенной процедурно-процессуальной форме;
10) по мнению некоторых специалистов (А.С. Пиголкин), обладают обратной силой, т. е распространяют свое действие на факты, события, обстоятельства, которые имели место до принятия акта толкования.
Поскольку интерпретационные акты — акты правовые, они имеют форму выражения и публикуются в официальных источниках. Например, интерпретационные акты Верховного Суда РФ издаются в форме постановлений Пленума Верховного Суда и публикуются в «Бюллетене Верховного Суда РФ». Конституционный Суд издает свои акты в форме постановлений, которые публикуются в «Собрании законодательства РФ» и в «Вестнике Конституционного Суда РФ». Центризбирком свои интерпретационные акты издает в форме разъяснений, которые публикуются в «Вестнике Центральной избирательной комиссии» и в «Российской газете» и т. д.
5.2 Виды актов толкования
Интерпретационные акты можно классифицировать по различным основаниям:
1. по форме выражения они подразделяются на письменные и устные. Письменные акты выражены в форме письменных рекомендаций и имеют определенные реквизиты: кто издал акт, по какому вопросу, к каким нормам права относится толкование, когда акт вступает в действие и др. Обычно акт толкования облекается в ту же форму, что и толкуемый акт - указ, постановление, инструкция и т.д. Устные акты толкования права внешне выражены в форме устного совета или устной рекомендации.
2. по юридической силе и сфере действия акты толкования права подразделяются с учетом места, которое занимает интерпретационный орган в системе органов государственной власти: а) акты законодательных органов (например, постановления Государственной Думы, где даются официальные разъяснения принятых законов; б) акты судебного толкования - Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которые обобщают судебную и арбитражную практику и разъясняют применение действующего законодательства; в) акты толкования исполнительных органов власти, например Правительства, конкретного министерства, имеющего соответствующие поручения Правительства, и др.; г) акты органов прокуратуры. Так, Генеральный прокурор Российской Федерации может издавать указания, разъясняющие содержание толкуемых норм для практики их реализации в деятельности органов прокуратуры.
3. по юридической значимости акты толкования делятся на акты нормативного и казуального толкования. Акты нормативного толкования носят общеобязательный характер. Они распространяют свое действие на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на неоднократное применение. Акты казуального толкования носят индивидуальный характер. Они касаются конкретных лиц и относятся к конкретному случаю.