Файл: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА В РОССИИ (Возникновение налогового учета в мировой практике).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА
Возникновение налогового учета в мировой практике
Характеристика этапов становления налогового учета в России
СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО УЧЕТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Проблемы понятия налогового учета
Сходства и различия бухгалтерского и налогового учета
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА В РОССИИ
3.1. Современные проблемы налогового учета
Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета»(ст. 313 НК РФ)[26].
Важным моментом является прямая норма НК РФ, гласящая, что «в случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета» (ст. 313 НК РФ). Таким образом законодательно определена взаимосвязь регистров бухгалтерского и налогового учета, но только в части налога на прибыль организаций.
Для других налогов понятие налогового учета хотя в НК РФ и не введено, но используется.[27]
Так, в статье 11 НК РФ введено понятие учетной политики для целей налогообложения, что подразумевает и ведение учета в целях налогообложения, то есть как раз налогового учета.
При исчислении налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) согласно ст. 230 НК РФ «налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета».
То есть обязанность вести регистры налогового учета по НДФЛ установлена в НК РФ, а понятие налогового учета по НДФЛ – нет.
Кроме этого, в пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков «в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета...».
Рассматривая регламентацию ведения налогового учета применительно к отдельным налогам, следует отметить имеющиеся существенные отличия (Приложение 2).
Неопределенность с понятием налогового учета является важной проблемой, требующей скорейшего решения.
Для устранения этой проблемы предлагается:
1) Внести в ст. 11 НК РФ понятие налогового учета, определив его как
«Систему обобщения информации для определения налоговой базы, суммы налога и иных необходимых показателей по соответствующему налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ»;
2) Внести в соответствующие главы части 2 НК РФ дополнения по ведению налогового учета на основе норм ст. 313, 314 НК РФ, либо перенести содержание этих статей из главы 25 НК РФ в часть 1 НК РФ, распространив на все налоги, а не только на налог на прибыль организаций.
Сходства и различия бухгалтерского и налогового учета
Бухгалтерский и налоговый учет являются неотъемлемой частью комплексной системы функционирования предприятия, выполняя следующие функции:[28]
- информационная (предполагает предоставление информации о деятельности хозяйствующего субъекта заинтересованным пользователям в виде отчетности);
- контрольная (заключается в наблюдении за правильностью отражения финансово-хозяйственной деятельности предприятия, то есть она обеспечивает системный контроль правильности и точности данных бухгалтерского учета при завершении каждого учетного цикла).
Однако было выявлено немало существенных отличий, не позволяющих отождествить эти два вида учета.
Во-первых, различны цели учетов. Целью бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации для принятия эффективных управленческих решений. Налоговый учет преследует цель - формирование показателей, необходимых для расчета того или иного налога.
Во-вторых, данные бухгалтерского и налогового учета и отчетности ориентированы на интересы разных групп пользователей. В частности бухгалтерский учет ориентирован на запросы руководителей и собственников, в то время как данные налогового учета и отчетности предназначены для налоговых органов.
В-третьих, самое существенное различие бухгалтерского и налогового учета, которое влечет за собой немалые трудности в определении финансового результата предприятия, состоит в порядке признания доходов и расходов[29].
Что касается доходов, то и в бухгалтерском и в налоговом учете выручка как доход выделена в отдельную группу, перечень же доходов отличных от выручки в бухгалтерском и налоговом учете различный. В частности в бухгалтерском учете он открытый, а согласно НК РФ перечень внереализационных доходов четко определен и является закрытым, то есть в налоговом кодексе представлено более четкое разграничение доходов.
Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, несколько шире, чем перечень доходов, которые не следует учитывать в бухгалтерском учете[30].
Также дата признания доходов в целях бухгалтерского учета может отличаться от даты их признания в целях налогового учета. Согласно налоговому законодательству организации вправе вести учет доходов не только методом начисления, но и кассовым методом. Бухгалтерский учет, в общем случае, организации могут вести только методом начисления, за исключением субъектов малого предпринимательства.
Расходы в бухгалтерском учете понимаются как уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации. Согласно НК РФ расходами организации являются экономически оправданные документально подтвержденные затраты, выраженные в денежной форме. Условия признания расходов также отличаются: если в бухгалтерском учете расходы признаются независимо от намерения получить выручку, или иные доходы, то в целях налогообложения прибыли расходами признаются любые затраты, при условии, что они осуществляются относительно деятельности, направленной на получение дохода.
Перечень расходов, не признаваемых в бухгалтерском учете, является закрытым и содержит 6 пунктов. Состав расходов, не уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, состоит из 49 пунктов,но остается открытым, то есть организация вправе дополнять расходы, которые не будут учитываться в целях налогообложения самостоятельно.
Для нахождения путей сближения бухгалтерского и налогового учета предприятиям необходимо решить следующие задачи[31]:
- определить и изучить особенности бухгалтерского и налогового учета активов и обязательств в зависимости от специфики деятельности предприятия;
- оценить грамотность составления учетной политики для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения.
Итак, сделаем краткие выводы по данной главе курсовой работы.
В настоящее время налоговый учет можно определить как систему обобщения информации для определения налоговой базы, суммы налога и иных необходимых показателей по соответствующему налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.
По нашему мнению, для сближения бухгалтерского и налогового учета необходимо, чтобы цели и задачи данных видов учета были едины. В этом случае данные бухгалтерского учета могут служить информационной базой для ведения налогового учета. Но на сегодняшний день это невозможно, поскольку налоговая нормативная база доходов и расходов значительно отличается от реальных бухгалтерских данных.
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА В РОССИИ
3.1. Современные проблемы налогового учета
Главной причиной, которая определяет возникновение налогового учета, стали финансовые отношения хозяйствующего субъекта по поводу исчисления и уплаты налогов.
Несмотря на то, что налогообложение существует ни один век, сложно или даже невозможно найти идеальную систему налогов и сборов. Она никогда не вызывала одобрения общества со стороны налогоплательщиков того или иного государства, Россия не стала исключением. В связи с этим
отечественной системе налогообложения и, как следствие, налоговому учету, необходима постоянная модернизация.
После принятия Государственной Думой РФ главы 25 НК РФ появились значительные изменения в системе формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций.[32]
До этого момента данные, требующиеся для исчисления налога на прибыль, формировались на основании сведений бухгалтерского учета и после некоторых корректировок вносились непосредственно в налоговые декларации. В соответствии новыми требованиями налоговая база по итогам каждого отчетного, а именно налогового периода обязана определяться на основе сведений налогового учета[33].
Таким образом, официально установлено понятие "налоговый учет". На сегодняшний день налоговый учёт характеризуется наличием законодательных норм, находящихся в главе 25 НК РФ, и рекомендаций по их использованию. Практический опыт по ведению налогового учета пока еще не совершенен[34].
Необходимо отметить, что на данный момент времени обозначился существенный разрыв между запросами документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, разработанных Министерством финансов РФ, и положениями налогового законодательства. Различаются не только принципы группировки доходов и расходов предприятия, их принятия в бухгалтерском учете и учете для целей налогообложения, но и принципы квалификации и классификации амортизируемого имущества, методы оценки материально-производственных запасов, основных средств, незавершенного производства, готовой продукции, методы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, регламент распределения расходов и определения той их доли, которая относится к затратам текущего периода.
В связи с этим необходима подготовка как методологического, так и организационного фундамента, обеспечивающего вероятность наиболее целесообразно, с наименьшими временными и финансовыми потерями вести налоговый учет. В силу представленных аспектов данную тему исследования можно охарактеризовать как актуальную и современную. за годы реформирования бухгалтерского и налогового учета в России сформирована нормативно-правовая база, в целом отвечающая необходимым запросам рыночной экономике[35].
Вместе с тем существуют и негативные явления. В частности, наметился разрыв в регулировании бухгалтерского учета и налогообложения, что повлекло за собой появление главы 25 НК РФ.
Вопреки международному опыту и отечественной практике, данные налогового учета не основываются на показателях бухгалтерского учета, абсолютно не воспринимается системный подход к отражению фактов хозяйственной деятельности и калькуляционной принцип исчисления затрат.
Стремительное распространение МСФО указало на конфликт бухгалтерского и налогового учёта, так как международные стандарты не допускают никаких уступок в налогообложении. Разделение налогового и бухгалтерского учета так или иначе возникало во всех национальных экономических системах в разное время.
Основной причиной такого разделения стало значительное различие между целями расчёта налогов и налогового администрирования с одной стороны и целями формирования достоверной финансовой информации для принятия экономических решений с другой стороны. Государственные органы в процессе разделения бухгалтерского и налогового учёта ставили перед собой задачу возможности корректировки налогового притока в бюджет за счёт преобразования налогооблагаемой базы[36].
Средством таких преобразований и стало ведение параллельного налогового учёта. Разные цели требовали использования не только различных, но и противоположных регулятивных принципов[37].
По итогу запросы к исходящей конечной информации, предоставляемой налоговым и бухгалтерским учётом, оказались несовместимыми.
Важно то, что при данной модели учёта появляются дополнительные издержки, а также усложняются принципы учёта доходов, расходов и других объектов учёта. Это влечёт за собой допущение погрешностей при исчислении налоговой базы и сумм налогов а, как следствие, недостаточное поступление обязательных платежей в бюджет и появление задолженностей[38].