Файл: Президент в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Институт права

Кафедра: Конституционное и административное право


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине (учебному курсу)

Конституционное право 2
на тему: Президент в Российской Федерации
Группа


Студент



(И.О. Фамилия)




Руководитель


(И.О. Фамилия)






Оценка:

________________

Дата:

________________

________________

(подпись руководителя)



Тольятти 2022

Оглавление




Введение 3

Глава 1. Происхождение поста Президента в России 5

Глава 2. Участие президента РФ в реализации принципа разделения властей 8

Глава 3. Президент РФ 11

3.1 Форма правления в Российской Федерации 11

3.2 Статус Президента РФ и его место в системе разделения властей 12

3.3. Порядок избрания и сроки пребывания на должности Президента РФ 15

Заключение 19

Список используемой литературы 21




Введение


Современную Россию невозможно представить без института Президента Российской Федерации. Традиционно Президента Российской Федерации относят к исполнительной ветви власти. Исходя из положений Конституции РФ Президент РФ необходимо для обеспечения четкого и согласованного взаимодействия существующих ветвей власти. Президент вовлечен в деятельность всех властей, для полной и всесторонней реализации принципа разделения властей.

Выборы Президента в нашей стране носят особый и значимый характер для всех граждан страны. Граждане выбирают своего дальнейшего внутриполитического и внешнеполитического лидера на, достаточно, долгий период времени – 6 лет.

Актуальность и важность данной курсовой работы подтверждается развитием института Президента Российской Федерации, разрастанием его полномочий, а также узурпации власти со стороны нынешнего президента страны. В ходе написания работы мы определим проблемы, которые присутствуют в современном институте президентства, а также предложим пути решения существующих несоответствий.


Объектом работы будет являться конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации.

Предметом работы будет являться регулирование правосубъектности Президента Российской Федерации.

В результате чего целями работы будут являться:

- изучение статуса Президента исходя из Конституции и законодательства Российской Федерации;

- определение основных полномочий, делегированных Конституцией Российской Федерации.

Для достижения поставленных целей необходимо решить задачи, встающие на пути написания курсовой работы. Такими задачами являются:

- определение понятия «главы государства»;

- определение основных функций и задач главы государства;

- определение порядка выборов Президента Российской Федерации.

В ходе написания курсовой работы автор использовал труды и работы таких ученых как: Б.Н. Чичерина, В.Н. Хропанюк, О.А. Иванюк, Б.А. Кистянского, А.Ф. Ефремова, Р.Л. Хачатурова и других ученых, которые посвятили свои труды изучению проблем, связанных с предметом курсовой работ.

Для написания настоящей работы применялись такие общенаучные методы исследования как: формально-логический, анализ, классификация и обобщение материалов исследования. Также применялись отдельные честно-научные методы исследования: дедукция и индукция, некоторые приёмы рационального и эмпирического мышления.

Глава 1. Происхождение поста Президента в России



Должность Президента в нашем государстве появилась в 1990 году. Именно от этого момента стоит отсчитывать историю института президентства в России. Из истории мы знаем, что единственным президентом Советского Союза был Михаил Горбачев.

Высшим должностным лицом в СССР считался пост Председателя Верховного Совета СССР. В результате изменений данная должность был трансформирована в должность Президента СССР. Выборы Президента СССР основывались на Конституции СССР. Выборы основывались на принципах прямого и тайного голосования. Устанавливались и цензы на должность Президента СССР. Президентом мог стать гражданин СССР, достигший возраста 35 лет, но не старше 65 лет. Избирался на эту должность сроком на 5 лет не более двух сроков.

25 декабря 1991 года должность Президента СССР была упразднена в связи с отставкой Михаила Горбачева.

Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России 12 июня 1990 года. Был проведен всероссийский референдум по вопросу учреждения должности президента.



«Голосование об учреждении поста Президента РСФСР было 17 марта 1991 г. одновременно с общесоюзным референдумом о сохранении СССР. Всего в списки избирателей были включены 101 млн. 776 тыс. 550 человек. Из них приняли участие в референдуме 76 млн. 425 тыс. 110. За введение поста президента республики проголосовало 53 млн. 385 тыс. 275 человек. Против - 21 млн. 406 тыс. 152. Голосование не проводилось в Северо-Осетинской, Татарской, Чечено-Ингушской и Тувинской автономных республиках, так как органы власти этих субъектов бойкотировали проведение референдума. 24 апреля 1991 г. Верховный Совет РСФСР утвердил и признал итоги референдума, вступили в юридическую силу законы "О Президенте РСФСР" и "О выборах Президента РСФСР". 24 мая 1991 г. такие же изменения были внесены в действующую на тот момент Конституцию 1978 г. Президент становился высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в стране. Президент должен был избираться путем прямых, тайных выборов, что и произошло 12 июня 1991 года» [15].  На этот пост мог быть избран гражданин республики не моложе 35 и не старше 65 лет. Срок президентских полномочий составлял пять лет. В 1993 году в результате принятия новой Конституции России срок пребывания на посту президента сократился до 4 лет. Право быть избранными на этот пост получили граждане РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающие в стране не менее 10 лет. Первым президентом Российской Федерации стал Борис Николаевич Ельцин.

В результате решения Верховного Совета РСФСР, наша страна получила новое наименование – Российская Федерации, а должность президента РСФСР была упразднена. Появилась новая должность – Президент Российской Федерации.

Первого июля 2020 года в ходе общероссийского голосования в конституцию нашей страны были внесены поправки. Теперь одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков. Здесь можно проследить за изменениями. Исчезло слово «подряд». Действующее правило не действует на нынешнего Президента России. Изменился срок, на который избирается президент – 6 лет. Ужесточились требования к кандидату на пост Президента. Теперь на этот пост может претендовать человек, который не имеет иностранного гражданства и прожил на территории России не меньше 25 лет. Статья 81 Конституции РФ.

В результате чего можно сделать вывод, что институт Президента в нашей стране существует чуть больше 30 лет, тогда как в Соединенных штатах Америки данный пост существует с 1787 года.


Должность президента вводилась из-за причины перехода от командно-административной экономике, к более продвинутой и эффективной рыночной.

В 90-х годах 20 века Советскому союзу необходимо было перестраивать свою систему государственной власти в кротчайшие сроки, с целью перестроится на новый уклад и темп жизни.

Глава нашей страны по-прежнему имеет название Президент исходя из республиканских и демократических принципов Конституции Российской Федерации.


Глава 2. Участие президента РФ в реализации принципа разделения властей


В начале работы стоит определить, что же такое разделение власти?

«Разделение власти – это политико-правовая теория, которая гласит, что государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга ветви» [10]. Принцип разделения власти впервые нашел свое отражение в работах ученых, примерно, 300 лет назад и с тех пор его реализуют все демократические государства современности

Данный принцип впервые нашел свое отражение в Конституции США 1787 года.

Принцип разделения властей применяется в современных странах с демократическим режимом. Статья 1 Конституции Российской Федерации говорит нам, что Российская Федерация - это «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»

Согласно ст.10 Конституции РФ «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную» [1].

В Российской Федерации существует разделение власти по горизонтальному и вертикальному принципу.

Разграничиваются предметы ведения и полномочия органов государственной власти и органов власти субъектов РФ. Власть делится непосредственно внутри субъектов РФ.

«Главы местных органов назначаются вышестоящим руководством административно-территориальных единиц. Им подведомственны в пределах, установленных законом, местные предприятия, местный бюджет, вопросы местного правопорядка, местного образования. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» [15].

«Присвоение властных полномочий в Российской Федерации запрещено. Захват власти или присвоение властных полномочий влечет за собой уголовное наказание» [1].

Государственную власть в Российской Федерации согласно статье 11 Конституции РФ осуществляют:

- Президент Российской Федерации;


- Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

- Правительство Российской Федерации;

- суды Российской Федерации.

Исходя из нынешней редакции Конституции РФ, принцип разделения властей номинально существует. «Разделение властей подразумевает разграничение компетенций между органами государственной власти, что совместно с рационализацией государственного управления обеспечивает взаимный контроль компетенции органов государственной власти» [14].

Система сдержек и противовесов служит для всецелого поддержания принципа разделения властей. Систему сдержек и противовесов характеризуют как систему мер, которая не допускает узурпации власти, а также концентрирования большого объема полномочий «на одних плечах».

Предлагаем рассмотреть принцип сдержек и противовесов более подробно.

«Государственная Дума имеет права импичмента президенту, если за него проголосуют 2/3 депутатов, после рассмотрения и подписания его в Верховном и Конституционном судах, президент обязан покинуть свой пост» [1].

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы.

«Конституционные и Верховные судьи назначаются Федеральным собранием РФ. Президент РФ обладает правом на помилование заключенного, а Государственная Дума имеет законные основания на амнистию группы заключенных. Тем самым проявляется система сдержек и противовесов законодательной и исполнительной власти над судебной» [2] .

«Президент имеет права назначить Председателя Правительства Российской Федерации, после того, как кандидатура будет утверждена Государственной Думой по представлению президента» [1].

Представляет Государственной думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации.

Принцип сдержек существует должен реализовываться в неразрывной связи с принципом разделения властей. При несогласованной реализации этих принципов, невозможно будет достигнуть высокого уровня демократизации и правового государства.