Файл: Президент в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 3. Президент РФ

3.1 Форма правления в Российской Федерации


Российская Федерация провозглашает себя независимым, суверенным государством, которое не позволяет вмешиваться иностранным государствам в ее внутриполитические и внешнеполитические дела. Российская Федерация также устанавливает форму правления на всей своей территории. Это необходимо для урегулирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также для установления процессуального порядка реализации властных полномочий в области управления.

Конституция Российской Федерации определяет признаки правовые признаки России. Демократическое, федеративное, правовое государство, где форма правления определена в форме республики. Теория государства и права определяет две формы правления. К ним относятся Монархия и Республика. Отличие монархии заключается в процедуре перехода властных полномочий главы государства к последующему главе в результате унаследованиях их по родословной линии. В республике происходит избрание главы государства гражданами по установленной процедуре.

Российская Федерация, провозглашая себя демократическим правовым государством с республиканской формой (ч.1 ст1 Конституции РФ), закрепляет в своей Конституции следующие принципы:

1. не допускается длительное и бесконтрольное обладание государственной властью;

2. органы управления создаются на основе принципов равенства и свободного доступа для поступления на государственную службу;

3. государственные органы в своей деятельности руководствуются принципами гуманности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Демократические принципы реализуются государством посредством его уполномоченных представителей. Такой подход необходим для корректного функционирования процессов в обществе и государстве.

Принципы демократии и форма правления как республика не могут быть в раздельном сосуществовании.

Существует три разновидности республик:

Президентская

Парламентская

Смешанная

В президентской республике происходит процесс сращивания полномочий главы страны и главы исполнительной власти. По совокупности вещей в таком государстве отсутствует должность премьер-министра.

В парламентской республике главная роль отводится парламенту. Правительство подотчетно в своей деятельности перед парламентом. В парламентской республике, в отличие от президентской, правительство пребывает у власти до того момента, пока оно не потеряло поддержку парламентского большинства.


Все больше ученых-юристов приходят к выводу, что Российская Федерация относится к смешанной республике, с некоторыми проявлениями черт парламентской и президентской республик.

Российская форма правления переняла авторитарную де-голлевскую модель, построенную по формуле: из президентской формы правления взято всё то, что усиливает роль президента в стране, а из парламентской – всё то, что ослабляет парламент. Ведь в нашей стране Президент может распустить парламент.

Высшее должностное лицо в РФ по Конституции РФ – это Президент, который осуществляет свои полномочия в строго установленный период. На мой взгляд, в России действует суперпрезидентская республика, так как в последнее время значительно расширились полномочия Президента во внутренней и внешней политике нашего государства.

3.2 Статус Президента РФ и его место в системе разделения властей



Президент занимает особое место в системе органов государственной власти. Де-юре, он не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей. Глава государства находится над ними, осуществляя полномочия арбитра-гаранта, который обеспечивает правильное функционирование и взаимодействие государственной власти.

Де-факто, Президент России является главой исполнительной власти, которому подчиняются: Председатель Правительства, федеральные министерства, возглавляемые федеральными министрами, федеральные службы, агентства.

Институт президентства новый для России. Для его успешного функционирования необходимо четкое разграничение власти, сложившаяся исполнительная вертикаль, легитимность. Ни одно из этих условий в России до сих пор не выполняется.

Согласно Конституции Российской Федерации взаимоотношения Президента РФ с законодательной властью регулируются тем, что Президент РФ:

1. Назначает выборы в Государственную Думу

2. Распускает Государственную Думу в случаях и порядке, которые предусматривает Конституция РФ (с поправками от 01.07.2020 г. предоставили Президенту не распускать Госдуму, если она три раза отклонит кандидатуру премьера. Раньше Президент обязан был распустить Госдуму. ч. 4 ст. 111 Конституции РФ)

3. Назначает референдум, который предусмотрен федеральным конституционным законом.

4. Имеет право вносить законопроекты в Государственную Думы РФ



5. Подписывает и обнародует законы

6. Обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внешней и внутренней политики нашей страны.

Таким образом, Президент РФ, фактически, является главой не только исполнительной власти, но и законодательной, имея обширные полномочия и рычаги давления на неё. Но всё же больше влияния он имеет над исполнительной властью.

Президент имеет право:

1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации после утверждения его кандидатуры Государственной Думой (вправе уволить премьера без отставки Правительства. Ранее отставка премьера означала отставку всего Правительства) назначать министров;

2. Может председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

3. Может принимать решения об отставке Правительства РФ;

4. По предложению Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

5. Формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

6. Формирует Администрацию Российской Федерации;

7. Вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, когда эти акты противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или происходит нарушение прав и свобод человека и гражданина.

Подводя итог, можно сказать, что Президент РФ непосредственно контролирует деятельность Правительства РФ. Огромный объём полномочий Президента и его всеобъемлющий статус гаранта и Конституции РФ, национальной безопасности, прав и свобод граждан Российской Федерации, регламентированный в статье 80 Конституции РФ, приводит к тому, что Президент руководит страной в режиме ручного управления, поскольку весь механизм власти держится на нем. Именно он формирует, согласно ч.3 ст.80 Конституции РФ, основные направления внутренней и внешней политики. Это под силу только очень харизматической личности.


Обозначим взаимоотношения Президента РФ с судебной ветвью.

1. По представлению Президента Российской Федерации, Совет Федерации назначает судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ;

2. По представлению Президента РФ, Совет Федерации назначает и освобождает от должности Генерального прокурора РФ;

3. Назначает судей федеральных судов в процессуальном порядке, установленными федеральным законами.

4. Ввели дополнительные обязанности для Конституционного суда, например, должен проверять конституционность законов по запросу Президента

5. Президент вправе обращаться в Конституционный суд до того, как подпишет закон, который одобрила Госдума. Если суд не подтвердит конституционность закона, то Президент возвращает его в парламент

В результате чего можно сделать вывод, что назначение судей Конституционного и Верховного судов относится к ведению Совета Федерации, судьи федерального уровня назначаются Президентом РФ единолично.

3.3. Порядок избрания и сроки пребывания на должности Президента РФ


Согласно статье 81 Конституции Российской Федерации на 2021 год Президент избирается на срок 6 лет, напомним, что до 2008 года, срок полномочий президента был 4 года. Избрание Президента происходит по принципам всеобщности, равенства, прямого избрания и тайности. Конституция также регламентирует возрастной и оседлые цензы для того, чтобы занять пост Президента – 35 лет на момент избрания (данный срок признается необходимым, обязательным и достаточным для того, чтобы кандидат на пост «Президента страны, не только в полной мере обладал знаниями и практическим опытом управления, но и понимал устройство жизни в нашей стране) и постоянное проживание на территории РФ не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков» [10].

Согласно статье 102 Конституции РФ выборы президента назначает Совет Федерации, в случае неисполнения этой обязанности, выборы назначает Центральная избирательная комиссия.

Активным избирательным правом на выборах Президента РФ обладают все граждане РФ, достигшие на день голосования 18 лет, за исключением недееспособных и находящихся в местах лишения свободы по приговору суда. При этом каждый избиратель независимо от каких-либо цензов, пола, места проживания и имеет один голос.


Выдвижение кандидатов возможно:

1. политическими партиями, избирательными блоками, при этом партия, блок могут выдвинуть только одного кандидата, в том числе и не являющегося членом данной партии или партий и объединений, входящих в избирательный блок;

2. в порядке самовыдвижения, самим гражданином, обладающим пассивным избирательным правом при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей численностью не менее 500 человек.

Регистрацию кандидатов в президенты проводит Центральная Избирательная Комиссия, после проверки собранных в поддержку кандидата не меньше чем 2 миллионов подписей избирателей. От сбора подписей освобождаются политические партии и избирательные блоки, которые были допущены к распределению депутатских мандатов на ближайших предшествующих выборам Президента РФ выборах депутатов Государственной Думы.

Согласно федеральному закону «О выборах Президента Российской Федерации» выборы Президента РФ могут быть альтернативными: если за 35 дней до дня голосования будет зарегистрировано менее двух кандидатов, то выборы по решению ЦИК откладываются на срок до 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов. По одной кандидатуре возможно повторное голосование, если после выбытия всех зарегистрированных кандидатов останется только один кандидат, но и в этом случае единственный кандидат будет избранным Президентом РФ при условии получения не менее 50 % голосов избирателей, которые приняли участие в голосовании.

«Выборы Президента РФ, согласно закону проводятся по единому одномандатному избирательному округу, все результаты определяет и опубликует Центральная Избирательная Комиссия. Результаты определяются по мажоритарной избирательной системе, с использование принципа абсолютного большинства. То есть кандидат, набравший более половины голосов избирателей (50% + один голос), которые приняли участие в голосовании, является избранным на пост Президента РФ. Также, для признания выборов состоявшимися, нужно пройти порог явки избирателей в 50% от числа избирателей, которые обладают активным правом голосования. Если число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по сравнению с другими кандидатами, будет меньше числа голосов, поданных против всех кандидатов, а также если из двух зарегистрированных кандидатов ни один не получил более 50 % голосов избирателей, выборы признают несостоявшимися. Если абсолютного большинства не получил ни один из трех или более кандидатов, то через 21 день проводится повторное голосование (так называемый второй тур) по двум лучшим кандидатурам, получившим в первом туре наибольшее число голосов избирателей. Если ко дню повторного голосования один из них выбывает, то в борьбу за пост Президента РФ включается следующий по числу полученных в первом туре голосов кандидат» [5].