Файл: Содержание 1конструкция колёсной пары электровоза вл10 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основными неисправностями являются эксплуатационные дефекты. Их появление может быть связано с неправильной регулировкой тормозной рычажной передачи или с неправильным управлением торможением и тягой. Риски возникновения данных неисправностей возможно уменьшить, повышая квалификацию и замотивированность работников эксплуатационных депо и ремонтных бригад. Также уменьшить риски возникновения наваров и наплывов и снизить уровень вибрации может внедрение прорезиненных колёс, однако это довольно сложный узел, который в основном применяется на пассажирских скоростных и высокоскоростных поездах или поездах метро.

Появление дефектов, которые возникают из-за некачественной отливки деталей колёсной пары, возможно устранить обточкой, если это незначительный дефект (например, раковина небольших размеров). Значительные дефекты и неудовлетворительное качество литья являются основанием для списания колёсной пары полностью, либо отдельных деталей.

Неисправности, связанные с некачественной сборкой, зачастую являются критическими, поэтому их возникновение на производстве является браком. Снизить брак при сборке возможно повышением квалификации сотрудников и повышением качества технической оснастки и оснащения. Особое внимание при этом нужно уделить различным измерительным инструментам и приборам, чтобы обеспечить повышение качества операционного и предварительного контроля.

    1. 1   2   3   4   5   6

Способы очистки, осмотра и контроля деталей колёсной пары



Колёсная пара может быть очищена различными способами, в том числе вручную или с помощью определённых механизированных приспособлений. Помимо использования механизированного труда, могут использоваться различные средства автоматизации: устройства для очистки колёсных пар. Согласно одному из патентов устройства для очистки колёсных пар, их очистка и мойка производится в автоматическом режиме при вращении самой колёсной пары.

При этом колёсная пара может очищаться металлическими щётками и раствором каустической соды и горячей воды. В таком устройстве два комплекта щёток: активной и пассивной очистки. Щётки активной очистки представляют собой вращающиеся металлические щётки с дополнительным возвратно-поступательным механизмом. Щётки пассивной очистки – профильные щётки с механизмами качения.

Существует и аналогичное устройство, в котором мойка колёсных пар проводится с помощью горячей воды, подаваемой программируемыми форсунками на поверхности под высоким давлением.

В самом патенте зарегистрировано устройство мойки колёсных пар раствором каустической соды в горячей воде. Моющая смесь подаётся из баков с жидкостью с помощью насоса, который создаёт водо-воздушную смесь и подаёт её в моющую камеру. Сама мойка производится форсунками плоской формы под высоким давлением. Устройство, указанное в патенте представлено на рисунках 2.8 и 2.9.



Рисунок 2.8 – Схема работы и общий вид устройства для очистки колёсных пар


Рисунок 2.9 – Устройство для очистки колёсных пар (вид спереди)

После чистки проводится осмотр колёсной пары. Осмотр включает в себя общий визуальный осмотр деталей колёсной пары, её обстукивание, измерение геометрических параметров профиля катания колёсной пары и других её частей. При обстукивании проверяют, есть ли риск ослабления бандажа и бандажного кольца. Если звук при обстукивании не соответствует звуку исправного колеса, то проверяется визуально, с помощью фонарика и, при необходимости, лупы. При наличии следов ржавчины

, грязи, металлического блеска на одной из поверхностей колёсного центра, либо сдвига бандажной метки, колёсная пара считается неисправной в связи с ослаблением бандажа. При наличии тех же следов на внутренней грани колёсного центра измеряется суммарная длина ослабленного места: допускается ослабление бандажного кольца, не более чем в трёх местах, суммарной длиной ослабленного места не более 30% и не ближе 100 мм к замку кольца. Помимо стандартных проверок, бандажи могут проверяться щупом на наличие внутренних трещин.

Ось колёсной пары проверяют на наличие трещин и протёртых мест. Трещины и протёртые места на оси являются критическими неисправностями, поэтому такая ось подлежит замене.

Помимо визуального осмотра, при полном освидетельствовании колёсная пара подлежит и неразрушающему контролю, чтобы убедиться в отсутствии напряжений в основном металле новых деталей и исправном состоянии старых.

Согласно ГОСТ 34650-2020 неразрушающий контроль (далее – НК) бандажей и цельнокатаных колёс проводят акустическим (ультразвуковым), оптическим, магнитным, радиационным (рентгеновским) видами НК. По согласованию изготовителя и заказчика могут применяться и другие виды НК, верифицированные в ГОСТ 33514. При этом, магнитопорошковый вид НК может использоваться только для чистового контроля

Для ультразвукового контроля осей колесных пар. Сущность: заключается в том, что вводят ультразвуковые колебаний под разными углами во вращающуюся ось с помощью преобразователей ультразвуковых колебаний, принимают эхо-сигналы, по параметрам которых определяют качество оси, при этом преобразователи устанавливают на предподступичную часть и разворачивают их относительно геометрической оси таким образом, что излучение первого преобразователя направляют в часть шейки оси, расположенную в зоне нахождения промежутка между двумя подшипниками, излучение второго преобразователя направляют в область галтели между предподступичной частью и шейкой оси, а отраженный сигнал принимают третьим преобразователем, излучение четвертого - в часть оси, расположенную в зоне расположения внешней кромки ступицы, излучение пятого - в часть оси, расположенную в зоне расположения внутренней кромки ступицы, излучение шестого направляют перпендикулярно геометрической оси, причем первый и четвертый - шестой преобразователи выполнены в виде приемоизлучающих преобразователей, углы ввода преобразователей изменяют в диапазоне 0-65°, а углы разворота изменяют в диапазоне 0-60°. Схематичное изображение того, каким образом проводится НК колёсной пары, приведено на рисунке 2.10.




Рисунок 2.10 – Схематичное изображение метода ультразвукового контроля колёсной пары электровоза
Согласно технологической инструкции, разработанной Научно-исследовательским институтом мостов и дефектоскопии, перед проведением магнитопорошкового контроля колёсной пары, её проверяют визуально. На поверхности колёсной пары не должно быть глубоких задиров и особо явных дефектов, а также загрязнений, которые будут мешать проведению дальнейшему контролю. После этого проверяется оборудование. Затем колёсная пара намагничивается, наносится магнитопорошковая суспензия на контролируемую поверхность и после выдержки поверхность проверяется визуально под естественным или дополнительным светом, либо с использованием синего и ультрафиолетового света.

Помимо ультразвукового и магнитопорошкового видов контроля, согласно Инструкции 2631р при полном освидетельствовании применяется вихретоковый контроль зубчатого колеса и нового бандажа.

Приспособления, технологическая оснастка, средства механизации и оборудование, применяемое при ремонте колёсных пар

При снятии бандажа с колёсного центра его нагревают до 300 С, предварительно вырезав бандажного кольца и спрессовывают с колёсного центра. Если снять бандаж таким способом не удаётся, то допускается его разрезание газовой горелкой с особой осторожностью, чтобы не повредить обод колёсного центра. Оборудование и оснастка, которые применяются при полном освидетельствовании указаны в таблицах 3.1 и 3.2

Таблица 2 – Оборудование, применяемая при полном освидетельствовании

Наименование

Тип

Карусельный станок

Оборудование, предназначенное для обработки крупных деталей колёсной пары, например бандажа

Колёсотокарный станок

Оборудование, предназначенное для обточки колёсной пары

Центровочный станок

Оборудование, предназначенное для обточки круговых деталей (валов)

Токарные станки

Оборудование, предназначенное для чернового и чистового точения цилиндрических заготовок





Продолжение таблицы 2

Название

Тип

Стенд для балансировки колёсных пар

Оборудование, на котором проводят балансировку вибраций колёсной пары в целом и каждого колеса в частности

Установка индукционного нагрева

Оборудование, необходимое для нагрева бандажа до необходимой температуры, чтобы выполнить запрессовку или спрессовку бандажа

Комплект для магнитопорошкового контроля

Оборудование, позволяющее совершить соответствующий вид неразрушающего контроля качества изготовленных или обработанных деталей колёсной пары

Ультразвуковой дефектоскоп

Оборудование для ультразвуковой дефектоскопии колёсной пары

Вихретоковый дефектоскоп

Оборудование, с помощью которого проводится вихретоковый контроль наружной поверхности колёсной пары

Гидравлический пресс с самопишущим прибором для записи диаграмм запрессовки и проверки на сдвиг

Оборудование, позволяющее организовать запрессовку бандажа с одновременным операционным контролем

Установка для очистки колёсных пар

Оборудование предварительной подготовки колёсной пары к освидетельствованию

Станок или приспособление для накатки осей

Оборудование, которое позволяет упрочнить ось колёсной пары накаткой

Гидравлический пресс для накатки бандажного кольца

Оборудование, которое позволяет упрочнить поверхности бандажа накаткой

Приспособление для гибки бандажных колец

Оборудование, позволяющее произвести бандажное кольцо и установить его на колесо






Продолжение таблицы 2

Название

Тип

Кран-балка

Оборудование для перемещения колёсной пары и её деталей в пределах цеха

Шеечные и шеечно-шлифовальные станки

Оборудование, которое позволяет обточить шейки оси и упрочнить их накаткой