Файл: Налоговые отношения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одними из итогов в результате реализации проекта «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» стали:

  • создание единого инструмента управления налоговых и таможенных платежей;
  • улучшение управления и увеличения собираемости страховых взносов;
  • введение инвестиционного налогового вычета;
  • изменение структуры задолженности бюджетов регионов РФ по бюджетным кредитам;
  • вступление в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

Также, в тексте проекта сказано о том, что бюджетная политика строилась по следующему принципу: все обязательства, связанные с расходами, должны финансироваться не во вред макроэкономической стабильности, а также в пределах такой налоговой нагрузки, которая для добросовестных налогоплательщиков не является низкой. Данный подход стимулировал создание таких мер, как, рост отдачи от государственных активов, сокращение неэффективных расходов, а также увеличение собираемости налоговых доходов за счет уменьшения теневого сектора, что, в свою очередь, повлияло на доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации.

В основе бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019-2021 гг. лежат цели и задачи, направленные на улучшение качества жизни и обеспеченности населения, сокращение бедности и неравенства, повышение качества и доступности здравоохранения и образования, создание современной инфраструктуры.

Стоит отметить, что с субъектами РФ заключаются соглашения, которые устанавливают меры, направленные на стимулирование развития социально-экономической сферы, а также на оздоровление государственных финансов регионов РФ.

В части бюджетной политики для стимулирования инвестиционной активности необходимо принять меры по трем ключевым направлениям:

  1. Системные меры:
  • формирование стабильных налоговых условий;
  • создание стабильности и предсказуемости неналоговых платежей;
  • завершение кодификации бюджетного законодательства. В 2019 году планируется принять новую редакцию Бюджетного кодекса, которая учтет результаты проведенных бюджетных реформ, а также объединит в одну систему нормы всех принятых в течение последних лет федеральные законы, регулирующие бюджетные правоотношения.

2. Стимулирующие налоговые и финансовые меры:

  • отмена налога на движимое имущество;
  • ускорение возмещения НДС экспортерам;
  • регулирование инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций;
  • понижение тарифов страховых взносов и других налогов резидентам ТОСЭР в Дальневосточном федеральном округе и резидентам свободного порта Владивосток;
  • создание источников финансовых ресурсов в долгосрочной перспективе посредством разработки прочной системы пенсионных накоплений и создания инструментов страхования жизни.

3. Отраслевые меры:

  • развитие инфраструктуры;
  • введение нового режима налогообложения для нефтяного сектора;
  • завершение нефтегазового налогового маневра. Маневром предполагается равномерное снижение экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты на протяжении 5 лет, с эквивалентным увеличением ставки НДПИ.

Для выполнения регионами задач необходимо ресурсное обеспечение. Вследствие этого был предложен комплекс мер в сфере межбюджетных отношений, а также комплекс мер, направленных на повышение эффективности использования бюджетных средств.

В тексте проекта отмечается, что по прогнозу стабильный ежегодный прирост расходов консолидированных бюджетов субъектов составит 4%-5% к предыдущему году. В то же время доля расходов консолидированных бюджетов субъектов в процентах к ВВП сократится. Дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации постепенно уменьшится с -97 млрд рублей в 2019 году до - 36 млрд рублей в 2021 году. Регионам будет предоставлена поддержка со стороны федерального бюджета в финансировании первоочередных расходов в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов.

Государственное управление учитывает множество аспектов в бюджетной, и как следствие в налоговой политике, и стремится сохранить налоговую нагрузку. Анализ того, какие факторы влияют на налоговые поступления в бюджет субъектов Российской Федерации, даст возможность более детально понимать механизмы их взаимодействия. Отсюда следует, что, влияя определенным образом на показатели, можно изменить налоговые поступления в региональные бюджеты субъектов РФ, как в сторону увеличения, так и в сторону снижения.

Рассмотрим работу Косарева, который провел анализ факторов, влияющих на налоговые поступления в региональные бюджеты субъектов Центрального федерального округа. Исследование проводилось с использованием информационно-аналитической системы «Налоги РФ». Применяемая автором методика заключается в рассмотрении количественных совпадений положительных и отрицательных взаимосвязей, между отдельными видами налоговых поступлений и социально-экономическими показателями. Так, например, он выяснил, что по налогу на доходы физических лиц оказывают положительное влияние такие показатели, как валовый региональный продукт, объем платных услуг, продукция сельского хозяйства, средние душевые доходы, средние душевые расходы, стоимость основных фондов и число собственных автомобилей на 1 тыс. человек. В свою очередь общая численность населения оказывает отрицательное воздействие на налоговые поступления в региональные бюджеты субъектов ЦФО. По налогу на имущество организаций были получены аналогичные результаты. Автор отмечает, что налог на прибыль, а также аналогичный ему налог, уплачиваемый по УСН, слабо зависят от социально-экономических показателей. Таким образом, можно сделать вывод, что налоги на прибыль являются менее надежными источниками доходов региональных бюджетов, чем налог на доходы физических лиц и налог на имущество организаций.


В другой, более поздней статье Косарев (2016) проводил аналогичное исследование налоговых доходов на примере Белгородской области. Автор расширил список социально-экономических показателей с 16 до 31 (табл.2). Однако, среди представленных факторов, Косарев оценивал влияние лишь 4 из них: относительный показатель налоговой нагрузки, коэффициент долей относительно совокупных налоговых поступлений и численности занятого населения, индекс потребительских цен и среднюю заработную плату.

Таблица 2

Перечень социально-экономических показателей

Наименование показателя

Наименование показателя

1

Валовый региональный продукт

17

Занятое население

2

Индекс потребительских цен

18

Безработное население

3

Стоимость основных фондов

19

Общая численность населения

4

Инвестиции в основной капитал

20

Экономически активное население

5

Фактическое потребление домашних хозяйств

21

Уровень безработицы

6

Износ основных фондов

22

Число предприятий и организаций

7

Уровень собираемости налогов

23

Средние душевые доходы

8

Объем продукции сельского хозяйства

24

Число собственных легковых машин на 1 тыс. чел.

9

Объем платных услуг

25

Средние душевые расходы

10

Уровень заболеваемости

26

Средняя пенсия

11

Число пенсионеров

27

Средний показатель зарплаты

12

Относительный показатель налоговой нагрузки (ОПНН)

28

Собственные финансовые ресурсы

13

Индекс налоговых рисков

29

Индекс налогового потенциала

14

Налоговые доходы бюджетов

30

Индекс ОПНН

15

Коэффициент отношения долей совокупных налоговых поступлений и занятого населения субъекта относительно федерального округа

31

Коэффициент отношения долей совокупных налоговых поступлений и занятого населения субъекта относительно страны

16

Индекс ОПНН по видам экономической деятельности


Еще в одном российском исследовании Белогорская, Сорокина и Тетерина (2016) проводили анализ факторов, оказывающих влияющие на налоговые доходы бюджета региона, а именно Чувашской Республики. Авторы систематизировали факторы и отнесли каждый по условным характеристикам в одну из групп (рис. 2). Некоторые, по мнению авторов, оказывают большее влияние на налоговые поступления, чем другие. Среди таких факторов они выделили: ВРП (валовый региональный продукт),систему налогового администрирования и налоговую культуру, а также уровень инфляции и инвестиционный климат, сформировавшийся в регионе.

Рис. 2. Классификация факторов налоговых поступлений

В данной работе анализ проводился на панельном типе данных. В качестве результирующей переменной использовались налоговые доходы бюджета Чувашской Республики, в качестве независимых регрессоров выступали:

– инвестиции в основной капитал;

–фонд оплаты труда;

– сальдированный финансовый результат деятельности предприятий;

– объем платных услуг населению;

–оборот розничной торговли;

– ВРП.

При рассмотрении корреляционной матрицы выяснилось, что некоторые факторы дублируют друг друга, поэтому авторы решили включить в уравнение линейной регрессии только те, которые имеют более сильную связь с результативным признаком. Таким образом, авторы остановились на исследовании влияния таких детерминант налоговых поступлений, как инвестиции в основной капитал и фонд оплаты труда. Также результаты исследования показали, что инфляция и ВРП оказали влияние на рост налоговых поступлений в 2015 году.

На фоне представленных выше работ явно выделяется исследование Кортяева (2013). Среди всех показателей он анализировал такой социально-экономический параметр, который не использовался в работах других авторов, а именно - изменение законодательной базы. Автор отмечает, что изменение законодательной базы может как негативно, так и позитивно отразиться на динамике налоговых поступлений.

Самые значительные изменения произошли в 2009 году. Во-первых, ставка по налогу на прибыль организаций снизилась с 24 процентов до 20 процентов. Причем, данное снижение негативно отразилось на налоговых поступлениях лишь в первые два года, после чего наблюдался рост налоговых платежей.

Во-вторых, по словам автора, нововведения в 2009 г. оказали негативное влияние на поступления в федеральный бюджет, поскольку доли распределения от общей суммы налога на прибыль организаций в федеральный и региональный бюджет изменились. Ставка по налогу на прибыль, зачисляемая в федеральный бюджет снизилась с 6,5 до 2 процентов, в то время как ставка по налогу на прибыль, зачисляемая в региональный бюджет увеличилась с 17,5 до 18 процентов. Безусловно, фактор, выделяемый автором данной статьи, имеет важное значение, поскольку налоговые поступления бюджетов при изменении законодательной базы также изменялись.


Теперь рассмотрим работы зарубежных авторов, принцип исследования которых отличается от российских работ. Главным отличием является то, что фокус работ был направлен на выявление и анализ факторов, влияющих на налоговые доходы бюджетов стран, а не их регионов.

Среди более ранних исследований в данной области можно выделить работу Tanzi (1977), который оценивал влияние инфляции на налоговые поступления. В работе было выявлено, что страны, которые сталкиваются с сильным инфляционным давлением должны уделять гораздо больше внимания задержкам в уплате налогов. На первый взгляд, инфляция увеличивает ставку налога, однако, результат зависит от лага, который используется в модели. Другими словами, представляется целесообразным основывать авансовый платеж на доходах предыдущего года, скорректированных с учетом изменения цен за год. Также автор отмечает, что в долгосрочной перспективе инфляция приводит к снижению налоговых поступлений.

В другой работе авторы StotskyandWoldeMariam (1997) оценивали доли налоговых поступлений в ВВП 43 стран Африки к югу от Сахары за период с 1990 по 1995 гг. Результаты этого исследования показывают, что существенными определяющими факторами доли налоговых поступлений являются доля сельского хозяйства в ВВП и доля горнодобывающей промышленности в ВВП. Данные переменные отрицательны и статистически значимы. Другими значимыми переменными являются доля экспорта и, в некоторых спецификациях, доход на душу населения или импорт, которые, в свою очередь, все положительно связаны с долей налога. Страновые факторы, также являются важными детерминантами доли налога. Помимо этого, авторы исследовали индекс налоговых усилий стран, показывающий эффективность и отлаженность налоговой системы страны. Чем он ближе к единице, тем эффективнее работает система налогообложения. Авторами были даны рекомендации странам с низкими показателями уделять больше внимания увеличению доходов, а не сокращению расходов.

Спустя несколько лет изучения данной области сформировался такой набор показателей, который можно заметить в большинстве работ. Так, например, Gupta(2007) в своем исследовании анализировал некоторые структурные и институциональные переменные, используя такой набор данных, который охватывал более чем сто стран за временной промежуток равный двадцати пяти годам. Автор считает, что структурные факторы являются статистически значимыми и сильными детерминантами эффективности доходов. Среди них он использовал: