Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность исследования, связана с тем, что профессиональный стресс оказывает негативное воздействие, как на эффективность трудовой деятельности, так и на всю жизнедеятельность человека, в рамках которой происходит изменение его психосоматического состояния. Находясь в таком состоянии длительное время, общее здоровье субъекта может существенно ухудшиться. С человеком могут происходить дифференцированные личностные трансформации, а так же появляются различные психологические проблемы.

Причинами профессионального стресса часто могут выступать факторы, связанные с трудовой деятельностью, а так же ее места, времени и условий.

Как правило, профессиональный стресс является многомерным феноменом, который выражается в физиологических и психологических реакциях на сложную трудовую ситуацию.

Основанием такого стресса могут выступать как физические, так и психологические факторы, притом, что они могут быть как реальными, так и предполагаемыми. Физиологическими стрессорами являются негативные внешние воздействия профессиональной деятельности, вроде повышенной физической нагрузки, плохой разработке эргономических составляющих и прочее.

Психологические стрессоры выражаются в повышенной ответственности, недостатке или переизбытке информации, неопределенности ситуации, повышенной мотивации, временном дефиците, частой или быстрой перестройке стратегий поведения в процессе образовавшейся ситуации, отсутствия удовлетворенности карьерным ростом, повышенной конфликтностью в коллективе и т.д.

В профессиональном стрессе выделяют стресс-синдромы, которые рассматриваются как комплекс относительно стабильных проявлений стрессового реагирования в производственно сложных ситуациях.

Цель исследования: определить гендерные различия проявлений профессионального стресса.

Объект исследования – профессиональный стресс.

Предмет исследования – гендерные различия профессионального стресса.

Гипотеза исследования: наиболее выраженные показатели профессионального стресса и нервно-психологической неустойчивости наблюдается у женщин.

Задачи исследования.

1. Раскрыть понятие «стресс».

2. Рассмотреть сущность профессионального стресса, его факторы и профессиональное здоровье.

3. Рассмотреть гендерные аспекты переживания стресса.


4. Провести эмпирическое исследование гендерных различий проявлений профессионального стресса.

5. Предоставить экспериментальную программу по коррекции профессионального стресса.

Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе использован комплекс методов исследования: теоретические - критический анализ литературы по теме исследования; тестирование.

Методики исследования: «Шкала организационного стресса», опросник «Прогноз».

Практическая значимость заключается в использовании материалов исследования для определения и профилактики профессионального стресса у мужчин и женщин.

Экспериментальная база исследования. Исследование проходило в социальном центре «SOTIS».

Объем работы: 38 страниц.

Глава.1 Теоретические аспекты исследования профессионального стресса

1.1.Понятие «стресс»

В различных дисциплинах понятие «стресс» применяется для обозначения довольно большого круга состояний, которые возникают в ответ на многочисленные экстремальные влияния и ситуации. Первоначально данное понятие появилось в физиологии, посредством которого обозначалась «неспецифическая реакция организма» как ответ на деструктивные воздействия среды. Такая реакция была названа «общий адаптационный синдром» Г. Селье. Автор обращал внимание на то, что слово «стресс», так же как «успех», «неудача» и «счастье», можно рассматривать с различных позиций [1].

Как отмечает автор, стресс является нестандартным ответом организма на любые требования, которое предъявляет ему среда. Иными словами, помимо своеобразного эффекта, оказывающие влияние на человека агенты могут вызывать, в том числе и типичную потребность реализовать адаптационные функции, посредством чего восстанавливается нормальное состояние. Данные функции не зависят от специфического влияния. Таким образом, сущность стресса выражается в наличии неспецифических требований, которые предъявляются воздействием как таковым [2].


Основываясь на концепции «общего адаптационного синдрома» Г. Селье было определено, что физиологический стресс как состояние, проявленное у животного и человека под воздействием таких стрессовых факторов, как запредельная физическая нагрузка, высокая или низкая температура, болевые стимулы, затруднения дыхания и т.п. Автор выделили 3 стадии адаптационного синдрома:

  • первая стадия тревоги, появляется при первых симптомах стрессора. Первоначально происходит снижение уровня резистентности организма, впоследствии происходит мобилизация резервов, которые так же включают механизм саморегуляции. Когда тревога утихает, тогда происходит нормализация активности, именно поэтому многие стрессы разрешаются на данной стадии;
  • втора стадия резистентности может наступить в ситуации длительного воздействия стрессора. Приспособительные резервы расходуются в соответствии с напряжением функциональных систем;
  • третья стадия истощения характеризуется нарушением деятельности механизмов регуляции и борьбы организма с чрезмерно длительным влиянием стрессогенных факторов.

В последующем, термин «стресс» применялся для описания состояний субъекта, который находился в деструктивных условиях физиологического, биологического и психологического уровня.

Являясь бихевиористом, Г. Селье, интерпретировал стресс как однонаправленную связь организма и среды [3].

Согласно американскому психологу Р. Лазарусу стресс выражается в регуляционных, или двунаправленных, отношениях: среда воздействует на субъекта, а субъект в свою очередь оказывает воздействие на среду.

Для интерпретации стресса была разработана модель динамических процессов, основой которой выступают различные типы познавательных оценок, эмоции и процессов активного преодоления стрессора. Автор обозначил проблему различий в природе физиологического и психологического стресса и предложил рассматривать стресс в контексте взаимодействия субъекта со средой.

Как считает автор, стресс физиологической природы характеризуется естественной реакцией организма, которая сопровождается ярко проявленными физиологическими сдвигами на влияние различных внешних и внутренних стимулов физико-химической природы. Следует отметить, что величина физиологического стресса обусловлена интенсивностью фактора, который оказывает непосредственное воздействие. Специфика психологического стресса выражена в том, что его вызывают психические стимулы, которые рассматриваются с позиции угрозы. Таким образом, развитие психологического стресса может быть и без материального присутствия его источника. Данное обстоятельство обусловлено тем, что человек способен предугадывать события, в которых есть угроза, в то время как характер и интенсивность стрессовой ситуации, как правило, обуславливаются расхождением между требованиями, предъявляемыми определенной деятельностью к личности и ее потенциалом.


Р. Лазарусом в процессе образования стрессовой ситуации было выделено две личностные особенности [4]:

  • представления человека о мире и о себе, а также способность справляться с обязательствами принятыми на себя;
  • представления человека о своих способностях оказывать воздействие на последствия.

Похожей точки зрения придерживался В. Э. Мильман, который рассматривал стресс, как функцию двух факторов: степени потребности в достижении и индивидуальной оценки возможности достижения [5].

В соответствии с таким субъективистским подходом стресс, рассматривался как интеракционная проблема. Н. Эндлером был отмечен своеобразный способ взаимодействия человека с самим собой и с окружающей средой в процессе стресса.

Сторонниками объективистского направления стресс рассматривается как порождение внешней ситуации. К примеру, Л. М. Аболин соотносит аффективную ситуацию со стрессором, то есть стресс рассматривается как реакция на определенные воздействия, или как сами эти воздействия [6].

Тем не менее, данный подход не принимает в учет того, что внешние напряженные условия являются только потенциально стрессогенными и не всегда приводят к развитию стресса.

Таким образом, можно выделить следующие три базовых значения понятия стресс, применяемых в рамках современной психологии [7]:

1) любые внешние стимулы или события, вызывающие у человека напряжение или возбуждение;

2) субъективная реакция, которая отражает внутреннее состояние напряжения и возбуждения;

3) физическая реакция организма на требование или вредное воздействие.

В современной психологии не выработано единой концепции стресса, из-за чего возникают некоторые противоречия и трудности в толкованиях и категориях. Но следует отметить, что различные определения стресса часто дублируются и пересекаются с областями изучения таких понятий, как «личность», «способности», «адаптация», «дезадаптация» и пр.

Большинство имеющихся в данной сфере концепций способствует реализации классической концептуальной установки, в рамках которой происходит исследование и трактование данного явление в категориях адаптации - дезадаптации. На современном этапе наблюдается тенденция к объединенным системным подходам.

Можно выделить следующие модели стресса:

  • когнитивная теория Р. Лазаруса рассматривает стресс с субъективных точек зрения через призму познавательных процессов;
  • концепции профессионального стресса (А.Н. Занковский, Т. Сох, и др.);
  • социально-психологические теории стресса (Р. Дарендорф и др.).

Современная психология дифференцирует понятия «психологический стресс» в различные типы классификаций в зависимости от области психологических знаний. Одним из вариантов такой классификации рассматривают[8]:

  • межличностный психологический стресс, отражается в индивидуальной оценки межличностного взаимодействия, в рамках которого возникают конфликты или их угроза;
  • организационный стресс выражается в сложности, опасности, ответственности осуществления трудовых задач, нарушения в организации и трудовых условиях;
  • социальный стресс выражается в социальных, социально-экономических проблемах, безработице, вредных привычек (алкоголь, наркотики), национальных или региональных конфликтов и войнами;
  • семейный психологический стресс, связан с трудностями по поддержанию семьи, в которой возникают супружеские проблемы, а так же проблемы взаимодействия с детьми, родственниками и т.п.;
  • внутриличностный психологический стресс проявляется в «Я-конфликте», нереализованных притязаниях, потребностях, бесцельном существовании;
  • экологический психологический стресс появляется из-за неблагоприятного воздействия внешней среды, которые связаны с суровыми климатическими условиями, скученностью проживания и прочее.

Данные определения отображают зависимость названия типа стресса от детерминирующих его главенствующих факторов. Если, к примеру, главенствуют факторы социального характера, возникает социальный стресс, если личностные факторы, то внутриличностный стресс, профессиональные факторы способствуют возникновению профессионального стресса и прочее.

Необходимо понимать, что различные типы психологического стресса включают в себя как общие, свойственные для других видов стресса факторы, так и специфические, свойственные только для конкретного типа стресса факторы. Принципиальным аспектом выступает дифференциация на внешние факторы, выступающие объективно фиксируемыми условиями для появления стресса.

В силу того, что однотипные стресс-стимулы могут оказывать как мобилизующее, так и дезорганизующее воздействие на поведение человека различают деструктивный стресс (дистресс) и конструктивный стресс (эустресс).

По мнению Ю. В. Щербатых дифференциация стрессоров должна подразделяться на: поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления[9].

Таким образом, в современной психологии не выработано единой концепции стресса, из-за чего возникают некоторые противоречия и трудности в толкованиях и категориях. Но следует отметить, что различные определения стресса часто дублируются и пересекаются с областями изучения таких понятий, как «личность», «способности», «адаптация», «дезадаптация» и пр.