Файл: Использование результатов ОРД в качестве информации в процессе доказывания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как следует из материалов данного уголовного дела, проверочные закупки 22 сентября 2010 года и 3 ноября 2010 года проводились на основании идентичных постановлений, тексты которых по содержанию полностью совпадают, в постановлениях указана одна и та же цель - документирование преступной деятельности неустановленного гражданина, установление мест хранения наркотиков и их изъятие из незаконного оборота (л.д. 10, 36).

Вышеуказанные действия сотрудников правоохранительных органов не отвечают требованиям закона, поскольку были направлены не на пресечение преступной деятельности С., а на создание условий для его дальнейшей преступной деятельности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств. В приговоре также не приведено каких-либо данных, свидетельствующих о наличии законных оснований для проведения оперативно-розыскного мероприятия «Проверочная закупка» 3 ноября 2010 года.

При таких обстоятельствах следует признать, что выводы суда о виновности С. в совершении преступления 3 ноября 2010 года основаны на доказательствах, полученных с нарушением закона и являющихся недопустимыми [10].

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что сведения, полученные в ходе выполнения оперативно-розыскных мероприятий, могут стать доказательствами при соблюдении вышеуказанных условий и только после выполнения следователем строго определенных процессуальных действий, которые регламентированы уголовно-процессуальным законодательством.

1.2 Требования, предъявляемые законодательством к результатам оперативно-розыскной деятельности

5 декабря 2013 г. в Минюсте России зарегистрирован Приказ МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27 сентября 2013 г. «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд». Одновременно признан утратившим силу Приказ МВД России № 368, ФСБ России № 185, ФСО России № 164, ФТС России № 481, СВР России № 32, ФСИН России № 184, ФСКН России № 97, Минобороны России № 147 от 17 апреля 2007 г. «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд».


Названная выше действующая сегодня Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд [4] подробного регламентирует отдельные вопросы предоставления результатов ОРД в уголовное судопроизводство. В частности, положительным моментом является то, что отдельно в Инструкции сформулированы требования, предъявляемые к результатам ОРД, представляемым уполномоченным должностным лицам (органам). К тому же эти требования «привязаны» к цели, для достижения которой результаты ОРД представляются.

Так, в частности, из ее текста можно увидеть, что результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены; при каких обстоятельствах имело место их обнаружение; сведения о лице (лицах), его совершившем (если они известны), и очевидцах преступления (если они известны); о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу; о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (п. 18 Инструкции).

В соответствии с п. 19 данной Инструкции результаты ОРД, представляемые для подготовки и осуществления процессуальных действий, должны содержать сведения (при установлении таковых) о местонахождении лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования и суда; о лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела; о возможных источниках доказательств; о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу; о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения процессуальных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по уголовному делу.

Кроме того, результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, соответствующие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к определенным видам доказательств; содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе (п. 20 Инструкции).


Помимо этого, проведенное нами исследование позволяет сделать вывод о том, что результаты оперативно-розыскной деятельности в целом должны соответствовать установленным общим нормам. А именно поскольку проведение оперативных мероприятий зачастую связано с проникновением в личную жизнь граждан, то и их результаты должны носить законный характер.

В данном случае это прежде всего найдет свое отражение в оформлении проведения мероприятия в соответствии с требованиями закона и, в частности, соблюдении условий их проведения, сроков, порядка, получении в ряде случаев судебной санкции или разрешения руководителя, а также надлежащем оформлении результатов. Другими словами, можно сказать, что ставшая известной в результате ОРМ информация о частной жизни лица не должна предаваться гласности, если это не продиктовано должной необходимостью.

В данном случае также остро стоит вопрос о возможности использования сведений, полученных с нарушением закона. Подобную информацию можно передать органам следствия без документального оформления, однако в дальнейшем могут возникнуть определенные проблемы с ее легализацией.

Еще одним важным требованием к результатам оперативно-розыскной деятельности, на мой взгляд, относится необходимость сохранения их закрытого характера в ряде случаев, когда разглашение подобной информации недопустимо, во-первых, в соответствии с законом, а во-вторых, может подвергнуть опасности как самих лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и их близких, так и других участников, в частности и конфиденциальных.

Например, пересматривая по жалобе осужденного состоявшийся в отношении него приговор, суд указал, что оперативно-розыскное мероприятие по данному делу проведено в соответствии с требованиями Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ и ст. 89 УПК РФ, а полученные по результатам его проведения документы обоснованно признаны допустимыми доказательствами.

При этом у суда не имелось оснований для исключения из числа доказательств по уголовному делу протокола досмотра и изъятия от 28 апреля 2014 года, поскольку изъятие обнаруженного у Н. психотропного вещества было произведено в соответствии с требованиями ст. 15 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в присутствии понятых, при разъяснении ему ст. 51 Конституции РФ [9].

Выработка правовых требований к результатам ОРД, представляемым органу дознания, следователю или в суд, является положительным и перспективным моментом, способным в дальнейшем найти отражение в ст. 89 УПК РФ, содержание которой на протяжении десятка лет ожидает своего надлежащего нормативного наполнения.


Итак, мы можем в указать, что правильное определение возможности привлечения в расследование материалов и результатов оперативно-розыскной деятельности, особенно в процесс доказывания, обладает огромным значением для практики, так как от него во многом зависит законность уголовного преследования, в том числе, в части сбора материала, который мог бы подтвердить обоснованность выдвинутого против лица подозрения/обвинения, справедливость принятого на основе доказательств судебного решения.

Следовательно, принять в расследование те или иные доказательства – дело важное, при этом компетентный субъект должен руководствоваться только одним – стремлением к установлению истины, а не субъективными устремлениями по пополнению доказательственного материала любым путем.

2. Порядок использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве

В следственные подразделения представляются результаты ОРД, которые соответствуют требованиям и могут [12, с. 12]:

- служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела;

- быть использованы для подготовки и осуществления следственных действий, предусмотренных УПК РФ;

- использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

Способ, которым фактически передаются результаты ОРД следственным подразделениям (посредством пересылки по почте, передачей нарочно и другими способами), избирается самим органом, который осуществляет ОРД, в каждом отдельном случае, учитывая при этом требования нормативных правовых актов, которыми регулируются вопросы организации делопроизводства.

Законодательство не запрещает представление материалов, а также документов и других объектов, которые получены в рамках проведения ОРМ, в виде копий (выписок), в том числе с объединением наиболее значимых моментов (из разговоров или сюжетов) на едином носителе, что в обязательном порядке должно быть отражено в сообщении. В таком случае оригиналы материалов, а также документов и других объектов, которые были получены в рамках проведения ОРМ, если таковые не были в последующем истребованы уполномоченным должностными лицами (органами), подлежат хранению в органе, который такие ОРМ осуществлял, до момента завершения судебного разбирательства, а также вступления в законную силу приговора или до прекращения данного уголовного дела (уголовного преследования).


В ст. 6 Инструкции обозначено, что результаты ОРД должны представляться в виде рапорта об обнаружении признаков преступления либо сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности. К слову сказать, что ранее действовавшая Инструкция на этот счет предусматривала возможность представления одновременно как сообщения, так и рапорта, но сегодня здесь указывается альтернативный вариант. То есть по сегодняшней редакции данной Инструкции, в том случае, если результаты ОРД применяются для подготовки и осуществления следственных действий либо в доказывании по уголовным делам, то подлежит представлению сообщение относительно результатов оперативно-розыскной деятельности, а если же они служат поводом и основанием для возбуждения уголовных дел, то должен быть в таком случае предоставлен рапорт об обнаружении признаков преступления.

Порядок представления результатов ОРД в форме сообщения (рапорта) производится согласно предписаниям, предусмотренным п. 8 - 14 Инструкции, и регулирует следующее:

- рассмотрение вопроса относительно необходимости рассекречивания сведений, которые составляют государственную тайну, содержатся в представляемых результатах ОРД, и их носителей;

- оформление требуемых документов, а также фактическую передачу результатов ОРД.

Если есть необходимость в рассекречивании сведений, которые составляют содержание материалов, отражающих результаты проведенных ОРМ, то руководителем органа, который осуществлял ОРД (начальник или его заместитель), выносит постановление о рассекречивании сведений, которые составляют государственную тайну, и их носителей.

Стоит подчеркнуть, что согласно требованиям ведомственного нормативного правового акта на рассекреченном документе необходимо произвести запись: «Постановлением начальника... от... N... сведения, содержащиеся в настоящем документе, рассекречены, гриф секретности с документа снят». Отметка заверяется подписью сделавшего ее сотрудника и печатью режимно-секретного подразделения. Прежний гриф секретности зачеркивается.

В иных случаях результаты ОРД, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, представляются в соответствии с установленным порядком ведения секретного делопроизводства.

В письме Верховного Суда РФ от 5 июня 2014 г. «Информация о рассмотрении судами материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий», подготовленном Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации и Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, подчеркнуто, что правом на рассекречивание судебного решения, содержащего сведения ограниченного доступа, обладает только суд. Рассмотрев представленные материалы, свидетельствующие о наличии обстоятельств, вследствие которых дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, будет нецелесообразной, судья выносит постановление о рассекречивании соответствующего постановления о проведении ОРМ.