Файл: Особенности профессиональной мотивации служащих организации(Основы мотивации высокоэффективного труда персонала).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В качестве компонентов функционирования мотивации трудовой деятельности исследователи называют включенность или невключенность в трудовую деятельность; мотивационное ядро; удовлетворенность трудом; трудовое поведение[10]. Сущностным компонентом механизма функционирования мотивации является мотивационное ядро.

В нем выделяют три слоя:

ценности труда,

практические требования к работе и

оценку вероятности реализации этих требований в конкретной производственной ситуации.

На уровне ценностного и практического сознания определяется тип мотивации. Тип мотивации — это преимущественная направленность деятельности индивида на удовлетворение определенных групп потребностей. Таких типологий может быть множество в зависимости от целей исследования. Например, четыре исходных признака конструирования типов (наличие мотивов процесса и продукта труда, материального и морального вознаграждения) у С.А. Наумовой дают 16 типов мотивации (гармоничные работники, мастеровые, энтузиасты, творцы, роботы и т.д.)[11]. При увеличении числа признаков конструирования мотивов типология становится чрезмерно объемной, не столь операционной, поскольку приводит к ситуации, когда за деревьями не видно леса. Для выявления направлений совершенствования мотивации и стимулирования работников более целесообразной является модальная (базовая) типология, разработанная НИИ труда.

В соответствии с этой типологией выделяются три типа мотивации:

I тип — работники, ориентированные преимущественно на содержательность и общественную значимость труда;

II тип — работники, преимущественно ориентированные на оплату труда и статусные ценности;

III тип — работники, у которых значимость разных ценностей сбалансирована.

Ценностная группа мотивов включает самостоятельную работу, возможность всесторонне использовать свои знания и опыт; интересную работу; работу, заставляющую повышать свою квалификацию, пополнять знания; работу, нужную обществу, приносящую пользу людям, позволяющую выпускать продукцию пользующуюся спросом. Прагматическая ориентация направлена на работу, дающую хороший заработок, позволяющую устроить ребенка в детское учреждение, получать путевки в санаторий, обеспечивающую возможность общения, возможность заслужить уважение окружающих, продвижения по службе.

Содержательная наполненность мотивации личности определяется не только типом мотивации, но и структурой практических требований к работе, богатством и силой мотивации. При этом богатство мотивации определяется как количество и разнообразие потребностей и благ, значимых для индивида и удовлетворяемых им посредством трудовой деятельности. А сила мотивации — это суммарная интенсивность стремления удовлетворить значимые потребности. Уровень силы мотивации может быть принят для классификации последней на мотивы достижения и мотивы сохранения (избежания). Мотивация достижения — источник повышения активности, мотивация сохранения поддерживает активность на том уровне, который позволяет избегать санкций, связанных с ограничением или сокращением получаемых благ.


Основная масса работников в настоящее время относится к типу мотивации, мотивационное ядро которых основано на высокой (в их понимании) заработной плате (второй тип мотивации). Их мотивы направлены на избежание сокращения получаемых благ (сохранения их).

На трудовую мотивацию влияют различные стимулы: система экономических нормативов и льгот, уровень заработной платы и справедливость распределения доходов, условия и содержательность труда, отношения в семье, коллективе, признание со стороны окружающих и карьерные соображения, творческий порыв и интересная работа, желание самоутвердиться и постоянный риск, жесткие внешние команды и внутренняя культура и т.п.

Стимулирование как способ управления трудовым поведением работника состоит в целенаправленном воздействии на поведение персонала посредством влияния на условия его жизнедеятельности, используя мотивы, движущие его деятельностью. В широком смысле слова стимулирование — это совокупность требований и соответствующая им система поощрений и наказаний. Различают моральное, организационное и ряд других видов стимулирования, часть которых представлена в табл. 1.1.

Таблица 1.1. Перечень стимулирующих систем в организации[12]

Форма стимулирования

Основное содержание

1. Заработная плата (номинальная)

Оплата труда наемного работника, включающая основную (сдельную, повременную, он ладную) и дополнительную (премии, надбавки за профмастерство, доплаты за условия труда, совместительство, подросткам, кормящим матерям, за работу в праздничные дни, за сверхурочную работу, за руководство бригадой, оплата или компенсация за отпуск и т. д.) заработную плату

2. Заработная плата (реальная)

Обеспечение реальной заработной платы путем: 1) повышения тарифных ставок в соответствии с устанавливаемым государством минимумом; 2) введения компенсационных выплат; 3) индексации заработной платы и соответствии с инфляцией

Продолжение табл. 1.1.

3. Бонусы

Разовые выплаты из прибыли (вознаграждение, премия, добавочное вознаграждение). За рубежом это — годовой, полугодовой, рождественский, новогодний бонусы, связанные, как правило, со стажем работы и размером получаемой зарплаты. Различают следующие виды: за отсутствие прогулов, экспортный, за заслуги, за выслугу лет, целевой

4. Участие в прибылях

Устанавливается доля прибыли, из которой формируется поощрительный фонд. Распространяется на категории персонала, способные реально воздействовать на прибыль (чаще всего это управленческие кадры). Доля этой части прибыли коррелирует с рангом руководителя и определяется в процентах к его доходу (базовой зарплате)

5. Участие в акционерном капитале

Покупка акций предприятия (АО) и получе­ние дивидендов: покупка акций по льготным ценам, безвозмездное получение акций

6. Планы дополнительных выплат

Планы связаны чаще всего с работниками сбытовых организаций и стимулируют поиск новых рынков сбыта: подарки фирмы, субсидирование деловых расходов, покрытие личных расходов, косвенно связанных с работой (деловых командировок). Это косвенные расходы, не облагаемые налогом, и поэтому более привлекательные

7. Стимулирование свободным временем

Регулирование времени по занятости путем:

1) предоставления работнику за активную и творческую работу дополнительных выходных, отпуска, выбора времени отпуска и т. д.;

2) организация гибкого графика работы;

3) сокращение длительности рабочего дня за счет высокой производительности труда

8. Трудовое или организационное стимулирование

Регулирует поведение работника на основе чувства его удовлетворенности трудом и предполагает усиление в нем творческих эле­ментов, возможность участия в управлении, продвижения по службе, творческие командировки

9. Стимулирование, регулирующее по­ведение работни­ка на основе выражения общественного признания

Вручение грамот, значков, вымпелов, разме­щение фотографий на Доске почета. В зарубежной практике используются почетные звания и награды, общественные поощрения (избегают, особенно это характерно для Японии, публичных выговоров). В США не пользуется модель оценки по заслугам. Coздаются кружки («золотой кружок» и т. п.)


Продолжение табл. 1.1.

10. Оплата транспортных расходов или обслуживание собственным транспортом

Выделение средств на: 1) оплату транспортных расходов; 2) приобретение транспорта: а) с полным обслуживанием, б) с частичным обслуживанием лиц, связанных с частыми разъездами

11. Сберегательные фонды

Организация сберегательных фондов для ра­ботников предприятия с выплатой процентов не ниже установленного в Сбербанке РФ. Личные режимы накопления средств

12. Организация питания

Выделение средств на организацию питания в фирме; выплата субсидий на питание

13. Продажа товаров, выпускаемых ор­ганизацией или получаемых по бартеру

Выделение средств на скидку при продаже этих товаров

14. Стипендиальные программы

Выделение средств на образование (покрытие расходов на образование на стороне)

15. Программы обучения персонала

Покрытие расходов на организацию обучения (переобучения)

16. Программы медицинского обслуживания

Организация медицинского обслуживания при заключении договоров с медицинскими учреждениями. Выделение средств на эти цели

17. Консультативные службы

Организация консультативных служб или заключение договоров с таковыми. Выделение средств на эти цели

18. Программы жилищного строительства

Выделение средств на собственное строительство жилья или строительство на паевых условиях

19. Программы, связанные с воспитанием и обучением детей

Выделение средств на организацию дошкольного и школьного (колледжей) воспитания детей сотрудников фирмы; привилегированные стипендии

20. Гибкие социальные выплаты

Компании устанавливают определенную сумму на приобретение необходимых льгот или услуг. Работник в пределах установленной суммы имеет право самостоятельного выбора льгот и услуг. Иногда этот подход к стимулированию называют «принципом кафе»

Продолжение табл. 1.1.

21. Страхование жиз­ни

Страхование за счет средств компании жизни работника и за символическое отчисление — членов его семьи. За счет средств, удерживаемых из доходов работника, при несчастном случае выплачивается сумма, равная годовому доходу работника; при несчастном случае, связанном со смертельным исходом, выплачиваемая сумма удваивается

22. Программы выплат по временной нетрудоспособности

Покрытие расходов по временной нетрудоспособности

23. Медицинское страхование

Медицинское страхование, как сотрудником, так и членов их семей

24. Льготы и компенсации, не связанные с результатами (стандартного характера)

Выплаты, формально не связанные с достижениями определенных результатов (компенсация перехода на службу из других компаний) — расходов, связанных с переездом, продажей, покупкой недвижимости, трудоустройство жены (мужа) и т. д.; премии и другие выплаты (в связи с уходом на пенсию или увольнением). Подчеркивают высокий, по сравнению с другими, статус работник

25. Отчисления в пенсионный фонд

Альтернативный государственному фонд дополнительного пенсионного обеспечения может быть создан как на самом предприятии, так и по договору с каким-либо фон-дом на стороне

26. Ассоциации получения кредита

Льготные кредиты на строительство жилья, приобретение товаров, услуг и т. д.


1.3. Компоненты мотивационной структуры в системе управления конкретного организацией

Компонент мотивационной структуры в системе управления конкретного учреждения весьма разнообразны, но, на психологическое состояние работника и его отношение к выполнению собственных профессиональных обязанностей наиболее сильное воздействие оказывают:

- денежное вознаграждение;

- оценка и признание профессиональных достижений:

- возможность профессионального роста.

При рассмотрении вопросов материального стимулирования не следует забывать, что российские работники, в большинстве случаев, предпочитают денежное поощрение другим стимулам. Материальное поощрение может выступать в виде заработной платы, премий, льгот и прочих выплат стимулирующего и компенсационного характера, а также в виде продвижения по службе (вертикальная карьера) с соответствующим повышением денежного вознаграждения.

Среди мер морального стимулирования особое внимание следует уделить вопросам оценки результатов профессиональной деятельности персонала.

Изучение проблем, связанных с управлением профессиональным развитием персонала, ставит задачу раскрытия содержания терминов «карьера», «профессиональный рост», «профессиональное развитие».

В понимании ряда авторов «советского периода» карьера рассматривалась чаще всего только как ступени должностного роста (вертикальная карьера). В настоящее время существует несколько толковании данной категории. Наиболее типичными являются следующие определения:

Карьера — это совокупность должностей, которые занимал и занимает на данный момент времени работник (фактическая карьера) и/или может занимать (плановая карьера)[13].

Последовательность должности, занимаемых сотрудником в одной организации, называется его карьерой к организации[14].

Карьера — это успешное продвижение вперед в той или иной области деятельности[15]. Понятием карьеры обозначают сегодня продвижение в самых различных профессиональных сферах. Причем Рябова Т.Ф. дополняет свое определение мотивационным аспектом: «...достижение известности, славы, выгоды»[16]. А Райзберг Б.А. не совсем точен, давая второй вариант своего определения карьеры как «род занятий, профессия»[17].


Можно сказать, что приведенные выше толкования понятия карьеры являются слишком лаконичными и не отражают всю многогранность данного аспекта профессиональной деятельности человека, а также возможностей использования карьеры как управленческого инструмента с целью повышения эффективности труда.

С этой точки зрения, более развернутое представление о карьере дает Кибанов А.Я.: «...карьера — это индивидуально осознанные позиции и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека» и подразделяет ее на два вида: профессиональную (обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию) и внутриорганизационную (перемещение работника по вертикали, горизонтали и к центру)[18]. В данном толковании мы можем видеть указание на внутриличностную мотивацию человека, взаимосвязанную с собственным развитием в профессиональной деятельности, так как любые перемещения работника (кроме понижения), обучение, поддержка его профессиональных способностей повышают компетентность, профессионализм, личностный потенциал каждого индивидуума. Следовательно, можно согласиться и с определением Лапусты М.Г.: «Карьера — в широком смысле — это последовательность развития человека в основных сферах жизни (трудовой, семейной, творческой). Карьера характеризуется динамикой социально-экономического положения, статусно-ролевых характеристик, форм социальной активности личности»[19].

Деловая карьера человека проходит четыре стадии:

• предварительную (обучение в школе, другом учебном заведении);

• первоначальную (переходы с одной работы на другую);

• стабильной работы (с сохранением одной и той же работы);

• отставки (выход на пенсию)[20].

Продолжительность каждой стадии различна для каждого человека, но большинство проходит через все эти стадии.

В зарубежных странах накоплен богатый опыт развития карьеры. Наиболее наглядной является группировка этапов карьеры во взаимодействии с целями, потребностями и возрастом (табл. 2).

Таблица 1.2.

Этапы карьеры и потребности[21]

Этапы карьеры

Возраст, лет

Потребности достижения цели

Моральные потребности

Физиологические и материальные потребности

Предварительный

до 25

Учеба, испытания на разных работах

Начало формирования самоутверждения

Безопасность существования

Становления

до 30

Освоение работы, развитие навыков, формирование квалифицированного специалиста или руководителя

Самоутверждение, начало достижения независимости

Безопасность существования, здоровье, нормальный уровень оплаты труда

Продвижения

до 45

Продвижение по служебной лестнице, приобретение новых навыков и опыта, рост квалификации

Рост самоутверждения, достижение большей независимости, начало формирования самовыражения

Здоровье, высокий уровень оплаты труда