Файл: Процессы принятия решений в организации (на примере управленческих решений в органе государственной власти Курганской области).pdf
Добавлен: 11.03.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
1.1. Основные понятия и сущность управленческих решений.
1.2. Особенности принятия управленческих решений в государственном и муниципальном управлении.
2.АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Характеристика органа государственной власти.
2.2. Анализ методов и механизмов принятия управленческих решений.
2.3. Анализ деятельности органа государственной власти и его роль в сфере услуг.
3.РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
3.1. Управленческие решения по повышению эффективности деятельности органа государственной власти.
Масштабность предстоящей работы и связанные с нею расходы, затраты – это основа оценки разработанных государственно-муниципальных управленческих решений. Задачи исполнения государственных и муниципальных решений: сопоставление норм решения и запланированных результатов с тактическими параметрами; определение отклонений от нормы; установление причин допущенных отклонений; внесение предложений по изменению и корректировке.
Процесс принятия, реализации и оценки управленческих решений в органах государственной и муниципальной власти всегда предусматривает вовлечение широкого спектра людей, политических деятелей, чиновников, внутренних и внешних участников [20].
На сегодняшний день принятие и реализация управленческого решения должны сопровождаться с учетом мнения общественности. Ведь проекты, рассматриваемые в одностороннем порядке известны пагубным влиянием на благосостояние регионов, их жителей.
В мировой практике существует множество примеров, связанных с участием и контролем со стороны общества за деятельностью органов государственного и муниципального управления [17, 18]. Прежде всего, к таким странам относятся: США, Западная Европа и в разных сферах общества.
Требуется законодательное закрепление участия общественности в процессе обсуждения и принятия управленческих решений. Право на участие граждан в государственном и муниципальном управлении должно осуществляться через письменные запросы, внесение предложений и общественное обсуждение.
Именно участие общественности в процессе принятия и реализации управленческих решений является эффективной мерой по профилактике коррупции.
Задействование населения в принятии управленческих решений может стать принципом государственного и муниципального управления, который обеспечит совершенствование и развитие управляемой системы. Это поспособствует многостороннему и многоплановому общественности и органов государственной и муниципальной власти.
2.АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Характеристика органа государственной власти.
Управление культуры Курганской области - исполнительный орган государственной власти Курганской области, который осуществляет отраслевое и межотраслевое управление в сфере культуры [1].
Оно осуществляет деятельность совместно с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Курганской области, другими субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
В перечень основных задач Управления входит:
1) обеспечить условия для реализации конституционных прав граждан на участие в культурной жизни;
2) создать условия для развития творческой личности в сфере культуры;
3) обеспечить оптимальное использование культурного потенциала Курганской области;
4) оказывать содействие развитию и сотрудничеству организаций культуры различных форм собственности, творческих союзов, ассоциаций, фондов, других общественных объединений.
Управление реализуется следующие полномочия:
Во-первых, организует библиотечное обслуживание населения библиотеками Курганской области; во-вторых, производит финансирование комплектования фондов и обеспечивает сохранность фондов государственных библиотек Курганской области; в-третьих, обеспечивает реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание; в-четвертых, создает и поддерживает государственных музеев; в-пятых, осуществляет работы по выявлению и учету музейных предметов; в-шестых, организуют и поддерживают учреждения культуры и искусства; в-седьмых, содействует в пределах своих полномочий разработке, изданию и приобретению учебников, методических пособий и другой учебной литературы, необходимой для обучения народным художественным промыслам и ремеслам; в-десятых, устанавливает места традиционного бытования народных художественных промыслов и ремесел на территории Курганской области; в-одиннадцатых, производит организацию предоставления услуг по дополнительному образованию детей в сфере культуры; в-двенадцатых, создают условия для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры, находящимися в ведении Курганской области и другие [2, 3].
Работа в Управлении организуется на основе программы социально-экономического развития Курганской области на среднесрочную перспективу, Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Курганской области, плана основных мероприятий органов исполнительной власти Курганской области на год, нормативных правовых актов Российской Федерации, Курганской области [5, 6].
В Управлении существуют координационные и совещательные органы, а также рабочие группы, организация которых подготавливается по инициативе руководителей структурных подразделений в порядке, установленном для подготовки вопросов к рассмотрению на заседании Правительства Курганской области.
Имеются коллегии, которые образуются и возглавляются начальником Управления. Состав коллегии состоит из руководителей подведомственных учреждений, руководителей иных органов исполнительной власти, а также представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, учёные, эксперты и иных специалистов.
2.2. Анализ методов и механизмов принятия управленческих решений.
Под методами принятия управленческих решений понимают способы выполнения операций, которые необходимы при их подготовке, принятии и реализации. К ним относят способы сбора и обработки информации, формирование и анализ вариантов действий [14].
Существуют аналитические методы, которые основаны на работке руководителя или специалистов с определенным набором аналитических зависимостей. С их помощью определяется соотношение между условиями выполнения задачи и ее результатами. Это, прежде всего, классические методы анализа, традиционные методы экономической статистики, методы исследования операций и теории принятия решений.
Помимо методов используется и моделирование, которое представляет собой процесс исследования системы, включающей в себя построение модели, изучение ее свойств и перенос получаемых сведений на моделируемую систему [17].
При разработке управленческих решений особую популярность имеет концептуальное моделирование, которое определяет предварительное содержательное описание объекта управленческой деятельности.
Математическое моделирование играет только вспомогательную роль, ведь математические модели наиболее удобны для исследования и количественного анализа.
Имитационное моделирование необходимо для воспроизведения алгоритма функционирования сложных объектов во времени.
Каждый механизм принятия управленческого решения имеет следующую технологию, включающую в себя: общее руководство принятия решений; правила его принятия, планы в принятии решений, принятие двусторонних решений руководителями одного уровня посредством взаимодействия, целевые группы и их роль.
Каждое организационное действие в Управлении культуры сопровождается процессом принятия управленческих решений. Рассмотрим механизм их принятия на примере деятельности начальника Управления.
Начальник Управления культуры в рамках своих полномочий:
- Производит распределение обязанностей между своими заместителями;
- Занимается вопросами назначения и освобождения работников Управления от занимаемой должности;
- Обеспечивает утверждение численности работников и фонда оплаты труда, штатного расписания, положений о структурных подразделениях;
- Содействует разработке предложений о создании, реорганизации и ликвидации структурных подразделений Управления [1].
При формировании планов и показателей деятельности Управления культуры принимаются следующие управленческие решения: во-первых, планирование работы Управления по основным направлениям деятельности (решения принимаются коллегиально); во-вторых, формирование планов и показателей деятельности с использованием программно-целевого метода; в-третьих, принятие управленческих решений относительно бюджетного планирования; в-четвертых, организация подготовки доклада об основных направлениях деятельности; в-пятых, утверждение планов и установка показателей деятельности структурных подразделений, подведомственных учреждений начальником Управления и другие.
2.3. Анализ деятельности органа государственной власти и его роль в сфере услуг.
Ключевая цель деятельности Управления – реализация стратегической роли культуры в качестве духовно-нравственной основы развития личности и государства, эффективного использования и развития культурного потенциала Курганской области.
К основным показателям, которые характеризуют уровень достижения цели, относят: количество посещений гражданами организаций и учреждений культуры; численность лауреатов и дипломантов международных, межрегиональных и областных конкурсов и фестивалей в сфере культуры. Цель достигается посредством реализации задач: во-первых, обеспечение сохранения культурного и исторического наследия; во-вторых, создание условий для устойчивого развития сферы культуры Курганской области [6].
В рамках решения задач предусмотрено: выполнение государственных функций по выработке и реализации государственной политики; инвестирование материально-технической базы и технической оснащенности учреждений культуры; кадровое обеспечение; поддержка культуры села; обеспечение деятельности государственных учреждений культуры Курганской области по предоставлению и развитию государственных услуг населению в сфере культуры.
Относительно услуг в сфере культуры Зауралья следует отметить следующее: в Постановлении Правительства Курганской области от 14 октября 2013 г. N 470 "О государственной программе Курганской области "Развитие культуры Зауралья" на 2014-2020 годы" установлена задача, связанная с обеспечением повышения качества и разнообразия услуг в сфере культуры [4, 5].
По отчетным данным объем предоставления государственных услуг в сфере государственной охраны объектов культурного наследия в среднем на 10%. ежегодно увеличивается. Повышение конкурентоспособности культуры Курганской области на внутреннем и внешних рынках обеспечивается за счет повышения качества предоставляемых населению культурных благ и услуг, достижения их необходимого многообразия.
Второй этап государственной программы «Развитие культуры Зауралья» более ориентирован на полноценное использование и развитие созданных условий для обеспечения нового качества услуг в сфере культуры Курганской области. Целевым ориентиром развития сферы культуры, обозначенным в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, является увеличение количества посещений организаций культуры (библиотек, музеев, театров, концертных организаций, учреждений культурно-досугового типа, парков и др.) является. Именно этот индикатор отражает уровень востребованности у населения государственных и муниципальных услуг в сфере культуры, а также степень удовлетворения потребностей личности в ее культурно-творческом самовыражении [3].
В ряде направлений государственной программы имеется направление, именуемое как «Обеспечение деятельности государственных учреждений культуры Курганской области по предоставлению и развитию государственных услуг населению в сфере культуры».
Управление культуры совместно с подведомственными учреждениями культуры и искусства предоставляет следующие виды государственных услуг [3]: государственный управленческий решение
- организация работы, направленной на сохранение нематериального культурного наследия народов Российской Федерации в области традиционной народной культуры;
- обеспечение работ по проведению фестивалей, выставок, смотров, конкурсов, конференций и иных программных мероприятий;
- проведение методической работы в установленных сферах;
- мониторинг технического состояния объектов культурного наследия;
- организация прикладных научных исследований и разработок в области охраны объектов культурного наследия;
- организация формирования, учета и сохранности фондов библиотек;
- услуги по показу творческих достижений, содействие развитию творческих союзов;
- организация работ по созданию концертов, концертных программ и иных зрелищных мероприятий;
- услуги по реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования базовой подготовки.