Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования (Разнообразие моделей менеджмента как профессионального вида управленческой деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Переход на рыночные отношения связан с немалыми трудностями, в том числе и в сфере управления предприятиями. Большую помощь в этом могут оказать опыт тех, кто давно живет и работает при данных отношениях.

Актуальность и потребность в новых технологиях управления в экономике постоянно возрастает, что уже привело к появлению совершенно новых инструментов и структур, обеспечивающих комплексное управление вплоть до самых высоких уровней агрегации.

Исходя из выше изложенного, становится ясным важность исследования основных тенденций в управлении компаниями, направленных на повышение их эффективности. При этом внедрение и использование инструментов эффективного менеджмента актуально не только для развития частного бизнеса, но и для повышения качества и результативности деятельности государственных организаций и предприятий. В настоящее время ключевой задачей эффективного менеджмента является формирование, внедрение и использование комплексной системы управления результатами с учетом прогнозируемых и текущих изменений во внутренней среде, а также воздействий со стороны внешних изменений. Данная система должна в первую очередь обеспечивать качественное и своевременное принятие оперативных и обоснованных управленческих решений, направленных на решение наиболее актуальных задач управления любой организации.

Актуальность темы исследования обусловлена возрастающей ролью управления персонала в организации как её стратегического ресурса, который на этапе посткризисного развития выступает ключевым фактором повышения конкурентоспособности предприятий и организаций всех отраслей российской экономики.

Цель курсовой работы заключается в изучении мирового опыта управления персоналом и практики его применения на отечественных предприятиях. Реализация поставленной цели обусловила peшение следующих взаимосвязанных задач:

- рассмотреть основные модели менеджмента как профессионального вида управленческой деятельности;

- выявить наиболее важные достижения в развитии менеджмента на современном этапе развития;

- проанализировать проблемы и перспективы развития менеджмента на современном этапе;

Предметом исследования являются управленческие отношения, возникающие в процессе системы управления в организации.

Объектом исследования выступила система управления ЧТУП «Домашний уют».


Теоретической и методологической основой исследования явились труды зарубежных и отечественных специалистов в области теории и практики управления предприятиями, анализа и оценки эффективности систем управления, управления бизнес-процессами, инновационными процессами, теории принятия решений, теории систем.

Основными источниками информации по исследуемой проблеме выступили учебные пособия по менеджменту, стратегическому, инновационному менеджменту, монографии, а также материалы научных периодических изданий по исследуемой проблеме.

Основными источниками информации по исследуемой проблеме выступили учебные пособия по менеджменту, стратегическому, инновационному менеджменту, монографии, а также материалы научных периодических изданий по исследуемой проблеме.

Глава 1 Разнообразие моделей менеджмента как профессионального вида управленческой деятельности

На современном этапе развития менеджмента произошли некоторые изменения, внесшие коррективы в понимании основных составляющих менеджмента.

Под моделью менеджмента подразумевается совокупность решений, принятых руководством компании при выборе целей, создании системы мотивации, координации деятельности и распределении ресурсов.

В первую очередь необходимо отметить появление системного подхода в менеджменте. “Системный” подход является разновидностью традиционных взглядов на вопросы структуры, управления, разделения власти, отношения к внедрению перемен, конфликтам и другим общим организационным проблемам. Он был поворотом от акцента на структуре к обращению внимания на процесс производства и взаимодействия индивидуумов.

Одной из наиболее популярных в 80-е гг. системных концепций менеджмента является теория “7-С”, которую разработали двумя парами исследователей, работавших с консультационной фирмой “МакКинзи”.

Ключевыми составляющими являются следующие[1]:

- cтратeгия - планы и направления действий, определяющие распределение ресурсов, фиксирующие обязательства по осуществлению определенных действий во времени для достижения поставленных целей;


- структура - внутренняя композиция организации, отражающая распадение организации на подразделения, иерархическую субординацию этих подразделений и распределение власти между ними;

- системы - процедуры и рутинные процессы, протекающие в организации;

- штат - важные группы кадров, существующие в организации, охарактеризованные по возрасту, полу, образованию и т.п.;

- стиль - способ, каким Менеджеры управляют организацией; сюда же относится организационная культура;

- квалификация - отличительные возможности ключевых людей в организации;

- разделенные ценности - смысл и содержание основных направлений деятельности, которые организация доводит до своих членов;

В соответствии с данной концепцией, только те организации могут эффективно функционировать и развиваться, в которых менеджеры могут содержать в гармоничном состоянии систему, состоящую из данных семи компонент.

Суть ситуационного подхода состоит в том, что одни и те же функции управления по-разному реализуются в конкретных ситуациях, поэтому задача менеджмента состоит в том, чтобы на основе всестороннего анализа формирующих эти ситуации факторов подобрать подходящие приемы и методы решения возникающих проблем с учетом их достоинств, недостатков и реальных возможностей применения[2].

Современные исследования и научные работы свидетельствуют о повороте к гибкости, к адаптации структуры организации к технологии, рынку и другим внешним условиям. Это легло в основу “организационной решетки”, которая выражала идеи относительно роли структуры и человека в организации, указывая на множество возможностей совместить интересы личности и организации в некой обоюдовыгодной форме. Произошел поворот в мышлении от бюрократических идеалов к осознанию необходимости в “адаптированной” организации; от старых принципов к отказу от иерархии с целью вовлечь рабочих в процесс принятия решений и от заботы об эффективности к стремлению к кооперации с поощрением созидательного труда.

Последние 110-ти летия прошлого века характеризовались исключительно непредсказуемыми, нередко непонятыми и неконтролируемыми процессами. Сегодня ученые создают методы, с помощью которых сложные системы могут эффективно справляться с неопределенностью и быстрыми изменениями, и именно в этом заключена возможность диалога между практикой управления и наукой, успешного использования достижений науки в практике.

В последнее время в развитии менеджмента просматриваются 3 наиболее интересные тенденции. Во-первых, некоторый возврат к прошлому — осознание значения материальной, технической базы современного производства и услуг.. Во-вторых, усиление внимания к организационной культуре, а также к различным формам демократизации, участия рядовых работников в прибылях и осуществлении управленческих функций. Демократизация управления, участие в управлении - это реальность, т.е. демократическим формам управления принадлежит будущее. В-третьих, усиление международного характера управления. В связи с интернационализацией управления перед управленческой теорией и практикой возникает много новых вопросов, важнейшими из которых являются: общие признаки и различия в местном и международном управлении; закономерности, формы, методы управления, которые являются универсальными и которые действуют в конкретных условиях разных стран; особенности национального стиля в управлении и др.[3]


С развитием кибернетики стало формироваться понимание менеджмента как информационного процесса. Безусловно, наличие информации является важной предпосылкой выполнения функций субъекта управления, т.е. менеджера. Посредством информационных процессов реализуются все функции менеджмента. Поэтому каждая организация создает информационную систему. Однако, несмотря на значимость информационного процесса, отождествлять с ним менеджмент нельзя. Это - один из важных аспектов менеджмента и условие его реализации.

В современных быстро и постоянно изменяющихся конкурентных условиях вопрос непрерывного повышения эффективности управления приобретает особую значимость. В настоящее время ключевой задачей эффективного менеджмента является формирование, внедрение и использование комплексной системы управления результатами с учетом прогнозируемых и текущих изменений во внутренней среде, а также воздействий со стороны внешних изменений. Данная система должна в первую очередь обеспечивать качественное и своевременное принятие оперативных и обоснованных управленческих решений, направленных на peшение наиболее актуальных задач управления любой организации, которые можно сформулировать и обобщить следующим образом[4]:

  1. Непрерывное повышение конкурентоспособности и качества оказываемых услуг и производимых товаров для их соответствия потребительским ценностям клиентов;
  2. Обеспечение гибкости и оперативности взаимодействия субъектов управления как на внутреннем уровне, так и с внешними контрагентами;
  3. Оптимизация величины и структуры доходов и расходов, требуемых и затрачиваемых для качественного достижения целей, которые поставлены перед системой управления.

С другой стороны, важно учитывать тот фактор, что наука управления также претерпевает постоянное развитие и изменение. Разрабатываются и внедряются современные инструменты менеджмента во всех сферах и отраслях экономики. В связи с этим построение постоянно развивающейся и адаптируемой к изменениям внутренней и внешней среды системы управления наряду с традиционными инструментами требует отбора и использования новых управленческих подходов и механизмов.

В Приложении 1 представлен общий алгоритм формирования системы управления, который предполагает последовательную реализацию следующих основных этапов ее построения и применения в эффективном менеджменте:

    1. Разработка и структуризация целей и задач системы управления: в разрезе решаемых проблем, а также по срокам, объектам и субъектам управления;
    2. Формирование базовых функциональных, процессных и проектных блоков системы управления;
    3. Определение и применение вариативных блоков инструментов управления;
    4. Корректировка целей, порядка функционирования и использования инструментов системы управления для достижения поставленных результатов.

Из представленной структуры применяемых инструментов и контролируемых результатов следует, что предложенное использование традиционных и современных инструментов позволяет получить наилучший эффект, всесторонне учитывая государственные, рыночные, отраслевые, корпоративные аспекты управляемой деятельности[5].

К примеру, на первом этапе формирования системы управления методы комплексного стратегического планирования – BSC, SMART, MBO (Management by objectives) – в дополнение к технологиям стратегического анализа дают возможность не только выделить ключевые конкурентные преимущества, цели и задачи системы управления, но и структурировать их. При традиционном подходе зачастую основные функциональные блоки выделяют в разрезе объектов управления: маркетинга и продаж, производства, финансов, кадров, информационных ресурсов. Однако, клиентоориентированный подход и необходимость повышения конкурентоспособности оказываемых услуг (производимых товаров) требуют создания и внедрения механизмов постоянного планирования, организации и контроля качества – как самой продукции, так и технологий ее разработки, производства и продвижения: бизнес-процессов и операций. В связи с этим формирование системы управления должно предусматривать построение дополнительных – процессных и проектных – блоков управления, функционирование которых оптимизирует объемы и структуру используемого ресурсного обеспечения (производственного, трудового, материального, финансового, маркетингового и т.д.) за счет[6]:

  1. Регламентации и постоянного улучшения деятельности центров ответственности, сроков выполнения ими закрепленных функций и мероприятий, достигнутых результатов;
  2. Сокращения стоимости и сроков взаимодействия между управляющими и исполнителями, внутренними подразделениями и внешними контрагентами с помощью инструментов реинжиниринга бизнес-процессов и современных информационных технологий;
  3. Использования всесторонней оценки и анализа полученных результатов в сравнении с запланированными значениями, в том числе в разрезе направлений деятельности (рынков, сегментов, клиентов, территорий и т.д.), а также вплоть до каждой структурной единицы организационной структуры системы управления (управления, отдела, сотрудника и т.д.).

Непосредственно функционирование базовых блоков производится на основе управленческих инструментов из вариативных блоков, которые разрабатываются на третьем этапе формирования системы управления. Данный инструментарий – результат отбора и генерации наборов всех традиционных и вновь создаваемых методов, технологий и механизмов под peшение конкретной поставленной управленческой задачи. При этом постоянная ориентация современного менеджмента на достижение поставленных финансовых, количественных и качественных результатов обусловила необходимость применения таких технологий, как функциональная калькуляция себестоимости и стратегический управленческий учет, функционально-стоимостной анализ, методы оценки качества, механизмы комплексной мотивации персонала и т.д.