Файл: Построение организационных структур (Теоретические аспекты).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

В современных рыночных условиях эффективность деятельности предприятий любой отраслевой принадлежности и любой формы собственности во многом зависит от эффективности существующей на предприятии системы управления, которая включает в себя не только управленческую структуру и порядок взаимодействия структурных элементов системы, но и саму концепцию управления предприятием.

Проблемой многих современных российских предприятий, особенно созданных в процессе приватизации и реорганизации государственных предприятий является неэффективная организация управления, основанная на командно-административных методах управления. Многие предприятия, унаследовав от предшественников материально-техническую базу (зачастую полностью изношенную), трудовой коллектив (включая управленцев), сложившиеся на предприятии традиции воспринимают и ранее существовавшую систему управления, основанную на принципах плановой экономики, централизованного регулирования цен и государственной собственности на средства производства. Складывается парадоксальная ситуация: предприятие меняет название, организационно-правовую форму, форму собственности, обретает реальных «хозяев», а структура управления, методы и формы управления остаются прежними, не смотря на изменившуюся внешнюю и внутреннюю ситуации. Этим объясняется тот факт, что многие из таких предприятий не выдерживают жестких условий рыночной конкуренции и разоряются.

Целью работы является традиционные структуры управления организации, их развитие и совершенствование.

Объектом исследования является фирма «Арт-Принт».

В соответствии с поставленной целью задачами проводимого исследования являются:

1. Изучение теоретических основы традиционных структур управления организации, их развитие и совершенствование.

2. Организационно-экономическая характеристика исследуемого предприятия.

3. Анализ структуры управления фирмы «АртПринт».

4. Определение путей совершенствования структуры управления на исследуемом предприятии, их экономическое обоснование.

Основными методами исследования, применяемыми в данной работе являлись монографический, экономико-статистический и другие методы.

Информационной основой для написания данной работы послужили: учебная и научная литература по исследуемому вопросу; проблемные статьи в федеральных и региональных средствах массовой информации; статистическая и финансовая отчетность исследуемого кооператива; внутренние документы кооператива: штатное расписание, должностные инструкции, положения о структурных подразделениях.


1.Теоретические аспекты традиционных структур управления организации, их развитие и совершенствование

1.1.Организация и типы ее структур.

В литературе и в разговорной речи термин «организация» используется в различных смысловых значениях, что затрудняет взаимопонимание, как теоретиков, так и практиков. Наиболее употребительными являются три значения. Организация как процесс, как функция по согласованию, координации, регулированию поведения людей, объединенных для выполнения определенной задачи или достижения единой цели. Организовать - значит либо создать организацию, объединение людей, либо улучшить состояние (показатели степени достижения цели) ее функционирования.

Организация как объект, как форма общественной деятельности: предприятия, учреждения, офисы, клубы по интересам, профсоюзы, партии и т.п. Организация как состояние, как уровень согласованности функционирования. В этом случае имеется в виду упорядоченность, деятельности. Будем называть это организованностью. В контексте данной работы основным исследуемым понятием является организация как социально-экономическая система (фирма, предприятие).

Организация как социально-экономическая система рассматривается как комплекс взаимосвязанных элементов, к которым относят:

1. во-первых, цель, задачи;

2. во-вторых, разработку системы мероприятий для разделения задач на отдельные виды работ, которые могут быть поручены членам организации для реализации цели;

3. в-третьих, интеграцию отдельных работ в соответствующих подразделениях, которые могли бы их координировать различными средствами, включая сюда формальную иерархическую структуру;

4. в-четвертых, мотивацию, взаимодействие, поведение;

5. в-пятых, принятие решений, коммуникации, информационные потоки, контроль, поощрение; в-шестых, единую организационную систему, которая понимается как согласованность между указанными элементами организации [4].

Согласно приведенному определению, понятие «организация» является расширительным толкованием термина «система» применительно к социально-экономическим объектам (объединения людей, взаимодействующих в экономической среде). Понятия «структура», «система», «организация» являются средствами отображения объектов, инструментами исследования и управления ими. Организация, как предприятие, есть объективное материальное явление. Структура и система организации - понятия идеальные, отображающие представление субъекта для лучшего понимания и управления отношениями между элементами организации для реализации поставленных целей. Эти понятия отражают приблизительные знания человека об организации. На основании определений терминов «структура» и «организация» понятие организационная структура (структура организации) интерпретируется как совокупность устойчивых отношений, характеристик организации, обеспечивающих ее целостность и тождественность самой себе (воспроизводимость характеристик во временных циклах), т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Структуризация отношений есть ничто иное, как процесс вычленения устойчиво воспроизводимых ее элементов и их качеств. Организационная структура включает в себя множество подструктур материального, социального, экономического и иного свойства. Подструктуры разбиваются на элементы, в качестве которых в зависимости от целей и задач субъекта, выделяются: подразделения, работники, действия и процедуры, оборудование, механизмы, коммуникации, документированные и устные информационные сообщения, элементы финансового потока, продукты производства и полуфабрикаты, правила организационного поведения и т.п. Свойства указанных элементов описываются характеристиками показателями.


Для сравнения организационная структура - это множество элементов организации, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство. Первичной основой систем и структур (подсистем и подструктур) организации являются функциональные элементы и организационные функции (процедуры, операции и действия). К функциональным элементам относятся отдельные работники, и их группы, подразделения. Функциональные элементы обладают качественными характеристиками, например, такими как: должностной статус, квалификация, положение в иерархической структуре, полномочия, правила исполнения процедур, производительность и др.

Под организационной структурой понимается состав и взаимосвязи между различными подразделениями фирмы, которые определяются исходя из единых целевых ориентиров и функциональных задач и базируются на сочетании специализации и кооперации. Фундаментальными принципами построения организационных структур являются рациональная децентрализация задач и полномочий и эффективность горизонтальных связей, устанавливаемых между организационными подразделениями. К принципам проектирования организационной структуры относятся:

1) организационная структура управления, отражающая цели и задачи организации, подчиненность производству и его потребностям;

2) необходимость предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками;

3) формирование структуры управления определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними;

4) соответствие между функциями, обязанностями, полномочиями, ответственностью;

5) адекватность организационной структуры управления социально-культурной среде организации, оказание влияния на решения относительно уровня централизации, на распределение полномочий и ответственности.

Размер организации – фактор, определяющий возможные контуры и параметры структуры управления. Основные системы управления организациями: линейная, функциональная, смешанная (линейно-функциональная), матричная, матрично-штабная. Линейная система управления – схема непосредственного подчинения по всем вопросам нижестоящих подразделений вышестоящим. Такая система достаточно проста и вполне эффективна. Функциональная система управления – система представляет собой схему подчинения нижестоящего подразделения ряду функциональных подразделений, решающих отдельные вопросы управления – технические, плановые, финансовые и т. д. Линейно-функциональная система. Решения, подготовленные функциональными подразделениями, рассматриваются и утверждаются линейным руководителем, который передает их подчиненным подразделениям. Матричная система управления – сеть горизонтальных связей, многочисленные пересечения которых с вертикальными образуются в результате взаимодействия руководителей проектов. Матрично-штабная система управления – система отражает все виды руководства и обеспечивает всестороннюю координацию деятельности между ними, сохраняя единство распорядительства и контроля на высшем уровне.


1.2.Традиционные структуры управления.

Традиционные структуры базируются на сочетании принципов линейной и функциональной департаментизации в проектировании организаций. В их числе выделяются следующие структуры:

• линейные;

• линейно-функциональные;

• линейно-штабные.

Главным элементом являются линейно-функциональные схемы.

Их основу составляют так называемый «шахтный» принцип организационного построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам, таким как маркетинг, производство, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, финансы, персонал. По каждой подсистеме формируется иерархия служб — «шахта». Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими степень выполнения ими собственных целей и задач. Соответственно строится система мотивации и поощрения работников. При этом конечный результат, характеризующий эффективность деятельности организации в целом, не является основным показателем оценки, так как подразумевается, что все службы предприятия в той или иной мере обеспечивают его достижение.

С помощью линейно –функциональных структур осуществляется механистический подход к управлению организацией, который свойствен, например, вертикально интегрированным компаниям, где охватывается весь цикл производства конечного продукта — от получения сырьевых ресурсов до реализации готовых изделий.

Линейно-функциональные структуры имеют ряд преимуществ:

• четкость и определенность в системе взаимосвязей функций и подразделений;

• возможность сосредоточения руководителя на всей совокупности функциональных процессов;

• ясно выраженная ответственность;

• быстрая и адекватная реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.

Нельзя не отметить и их очевидные недостатки:

• отсутствие звеньев, занимающихся стратегическим планированием;

• непонимание стратегических перспектив руководителями многих уровней и, следовательно, доминирование оперативного управления;

• трудности в согласовании деятельности функциональных подразделений и определений ответственности при решении проблем, требующем участия нескольких подразделений;

• недостаточная гибкость и низкая степень адаптивности к динамике внешних факторов;


• несогласованность критериев эффективности функциональных подразделений и организации в целом;

• дистанцирование непосредственных исполнителей конкретных функций и лиц, принимающих решения;

• «перегрузка» руководителей верхнего уровня;

• возрастание зависимости результатов работы организации от личностных и деловых качеств руководителя;

• отсутствие возможностей для активизации внутренних коммуникаций и компенсации ощущения разобщенности между работниками различных подразделений.

Анализ преимуществ и недостатков линейно-функциональной структуры организации позволяет сделать вывод о сложности ее использования в современных условиях, когда актуальными становятся задачи рыночной адаптации, повышения качества выпускаемой продукции, создания и конструктивного использования единой философии бизнес-деятельности. Данная структура обеспечивает необходимый эффект только в том случае, если несколько отдаляется от своего бюрократического прототипа, отказываясь от жесткой регламентации процедур взаимодействия. Заменяя предписания должностных инструкций «рамочными» разрешениями руководителям низших уровней проявлять инициативу, линейно-функциональная структура может найти резервы для повышения стратегической гибкости, адаптивности и маневренности.

Дивизиональная структура стремится обеспечить возможность соответствующего реагирования системы управления на изменения, происходящие в рыночной среде.

Дивизиональную схему, по А. Слоуну, можно определить как «скоординированную децентрализацию». Высший уровень управления в организации осуществляет централизацию планирования и распределения основных ресурсов, а также принимает стратегические решения. Подразделения принимают решения тактического и оперативного характера и несут ответственность за получение прибыли.

Дивизиональную схему целесообразно использовать в тех отраслях промышленности, где производство незначительно подвержено колебаниям рыночной конъюнктуры и не находится в прямой зависимости от нововведений. Эта схема, усовершенствованная по сути, полностью не свободна от проявлений механистического подхода. При его замене на органический подход создаются реальные условия для повышения эффективности управленческой системы и интегрированной производственно-рыночной деятельности.

Дивизиональная структура позволяет организации продолжать свой рост и осуществлять управление несколькими видами деятельности. Руководители ее подразделений в рамках закрепленного за ними элемента продуктового ассортимента или территориального рынка получают возможность развить в себе требуемые качества общего руководителя. Именно они образуют кадровый резерв высших уровней управления организацией.