Файл: Использование результатов ОРД в качестве информации в процессе доказывания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Понятие и виды оперативно-розыскных мероприятий.

Глава 2. Содержание оперативно-розыскных мероприятий.

2.1 Опрос граждан.

2.2 Наведение справок.

2.3 Сбор образцов для сравнительного исследования.

2.4 Проверочная закупка.

2.5 Исследование предметов и документов.

2.6 Наблюдение.

2.7 Отождествление личности

2.8 Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

2.9 Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

2.10 Прослушивание телефонных переговоров

2.11 Снятие информации с технических каналов связи.

2.12 Оперативное внедрение.

2.13 Контролируемая поставка.

2.14 Оперативный эксперимент.

3. Основания для применения оперативно-розыскной информации и условия по её применению.

3.1 Основания применения оперативно-розыскной информации

3.2 Условия применения оперативно-розыскной информации.

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Комплексное наблюдение дает возможность производить фиксацию в хронологическом порядке, а также реальном времени, буквально на протяжении всей жизнедеятельности проверяемого лица, и на протяжении всего временного промежутка, в течение которого, проводится данное мероприятие.

Результаты проведенного наблюдения, могут фиксироваться в различных справках, с обязательным приложением сделанных фотографий, магнитных лент, и различных видеокассет. Они могут быть переданы, органам предварительного следствия, или судье (при этом, передается только оригинальная запись). Согласно части 3 статьи 11 Федерального Закона "об ОРД". [16, с.192]

2.7 Отождествление личности

Отождествление личности - это сложное, оперативно-розыскное мероприятие, которое дает возможность, в идентифицировать в непроцессуальной форме, проверяемых лиц, по статическим, или динамическим признакам внешности (к примеру: походка, мимика, жестикуляция).

Опознать личность, можно как непосредственно, так и опосредовано. В случае непосредственного опознания личности, отождествление производится теми лицами, которые ранее непосредственно наблюдали данное лицо. Одним из основных правил, для подобного отождествления личности, является то, что факт по его проведению зачастую, сохраняется в тайне от проверяемого (разрабатываемого) лица. [18, с.256]

Отождествление может быть проведено, как в естественных условиях (к примеру, во время посещения оперативной группы, наряду с потерпевшим, рабочего места человека, который является предполагаемым преступником), так и в искусственных (зачастую, проверяемое лицо вызывают в ОВД, например в паспортное отделение, для отвлечения внимания).

В определенных случаях, итоги оперативного опознания, оформляются, в качестве выполненных, согласно требований, согласно установленных требований статьи 193 УПК РФ. Для этого, необходимым является неукоснительное соблюдение несколько условий:

- опознание, должно производиться после того, как произойдет возбуждение уголовного дела;

- в опознании личности, должно быть задействовано, не менее двух незаинтересованных лиц. Их участие, возможно оформить, в качестве участия понятых;

- опознаваемый, должен находиться в естественных условиях. Он должен быть среди не менее - двух субъектов, которые имеют с ним, внешнее сходство;

- опознающим, должно быть указано, на одно из тех лиц, которые ему предъявлены. После, он должен объяснить, по каким признакам, он данное лицо узнал. [3, с.96]


Результаты отождествления, должны быть оформляются рапортом, или справкой от оперативного сотрудника. В случае необходимости, могут быть приложены фото таблицы, видеозаписи сюжетов, которые предъявлялись для опознания. Целесообразным является указание того, что записать объяснение того лица, которое опознало человека в процессе оперативно - розыскного мероприятия, создало возможность для его последующего допроса, и как следствие, легализации процесса опознания.

2.8 Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств - это деятельность по оперативному осмотру перечисленных, и иных объектов, для поиска данных, которые интересуют оперативного работника (следы преступной деятельности, орудия совершения преступления, разыскиваемые лица, а также получение другой информации, которая является значимой, не только для решения оперативных задач, но и для расследования преступления, в целом).

На сегодняшний день, выделяется три вида обследования: гласное, негласное и зашифрованное. [2, с.48]

Гласное обследование, осуществляется с согласия владельца того объекта, который осматривается. Возможно, это будет производится в его присутствии, без привлечения к этому понятых. От владельца в таком случае, оперативный сотрудник может истребовать: планы зданий, строений, произвести соответствующие замеры, составить схемы, чертежи, произвести как фото-, так и видеосъемку. В процессе гласного обследования, может быть допущено изъятие (по разрешению владельца) предметов, необходимых документов, а также получить от присутствующих лиц, соответствующие разъяснения, касающиеся природы тех объектов, которые интересуют оперативного работника0 (в том числе, и письменных). Результаты данного обследования, должны быть оформлены зачастую справкой. К такой справке прилагаются соответствующие сделанные чертежи, зарисовки, фото таблицы, видеозаписи, и пр. Те объекты, которые были изъяты, упаковываются соответствующим образом, после опечатываются печатью оперативного работника, и в дальнейшем, могут быть представлены для специалистов (экспертов), для проведения исследования. В том случае, при котором подтверждается факт по их относимости к расследуемому событию, изъятые объекты, должны быть приобщены, к материалам уголовного дела. [7, с.349]


При зашифрованном обследовании, оперативным работником по общему правилу, скрываются истинные цели проводимого осмотра, или своя принадлежность, к оперативному аппарату. Способы по зашифровке, могут быть весьма различными (от представителя жилищно-коммунального хозяйства, до члена благотворительной организации). В ходе данного вида обследования, могут использоваться, возможности скрытно носимых технических средств, которые позволяют производить фиксацию обстановки.

Целью зашифрованного осмотра, может выступать проведение проверки, поступившего сообщения о проживании в помещении, разыскиваемых лиц, а также о наличии похищенных предметов, и т.д.

Негласное обследование, предполагает собой особую процедуру, так как оно, является связанным, с ограничением конституционных прав граждан, относящихся к неприкосновенности жилища. В связи с этим, данный вид обследования, осуществляется только на основе судебного решения, согласно части 2 статьи 8 Федерального Закона "об ОРД". [10, с.246]

О осуществлении негласного обследования жилого помещения, выносится постановление, которое утверждено, руководителем оперативного аппарата УВД области (края).

Негласное обследование, проводится специальными оперативно - техническими подразделения, органов внутренних дел, с обязательным участием инициатора запроса. Изъятие, или замена объектов, которые были обнаружены во время негласного осмотра, осуществляется в исключительных случаях, только по разрешению руководителя, который утвердил постановление, о проведении данного мероприятия.

Для участия, во всех видах обследования, целесообразным является приглашение специалистов, которые обладают навыками поиска соответствующих следов, фиксирования обстановки, установления химических ловушек, технических средств по аудио-, и видеоконтролю и т.д. Итоги деятельности привлеченного специалиста, подробно фиксируются, в соответствующих документах: справки, акты, которые были составлены, по окончанию обследования, с точным указанием, технических характеристик тех средств по фиксации информации, которые были применены и внедрены.

Результаты по негласному обследованию, оформляются актом сотрудника оперативно-поискового подразделения, который его осуществлял. При этом, к нему прилагаются соответствующие планы - схемы, а также изъятые предметы. Данные акты, не приобщаются к материалам уголовного дела. Они хранятся, в материалах оперативно-розыскного производства. [14, с.366]


2.9 Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

Контроль почтовых отправлений, телеграфных, а также других сообщений - это оперативно-розыскное мероприятие, которое проводится, на основании судебного решения, и состоит в негласном отборе, а также изучении почтовых отправлений, телеграфной, телефаксной, телефонограммной корреспонденции. Это осуществляется для того, чтобы получить информацию, которая представляет интерес, для решения задач оперативно-розыскной деятельности, в учреждении (предприятии) отправления, а также приёма корреспонденции.

Так как данное мероприятие, вторгается в сферу охраняемых конституционных прав граждан, в сфере тайны переписки, почтовых, телеграфных, а также иных сообщений, согласно статьи 23 Конституции Российской Федерации, то его проведение, является возможным, только на основании судебного решения, в соответствии со статьей 185 УПК РФ, которое выносится, на основе мотивированного постановления, соответствующего руководителя, органа внутренних дел.

Контролю может быть подвергнута, почтовая корреспонденция как для конкретного лица, так и та, которая от него исходит. В тех случаях, в которых это является необходимым, перлюстрации, может быть также подвергнута та корреспонденция, которая поступает в конкретный адрес, или из него исходит. [15, с.596]

Контроль почтовых отправлений, может носить как разовый, так и длящийся характер, который устанавливается, на срок до 6 месяцев.

Разрешение на проведение разового контроля, может оформляться, во время получения сотрудником, той информации, которая касается отправления по почте послания, нуждающегося в безотлагательном изучении и исследовании. Разовый контроль, может быть произведен, при помощи сотрудников предприятий связи.

Длящийся контроль почтовых отправлений, по общему правилу, может быть проведен, сотрудниками оперативно-технических подразделений, Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В ходе такого оперативно-розыскного мероприятия, в обязанности оперативного работника входит:

- обеспечение сохранения в тайне, факта контроля;

- обеспечение сохранности почтового отправления;

- сохранение в тайне тех сведения, которые содержатся, в почтовом отправлении. [11, с.192]


Результаты всех видов контроля почтовых отправлений, телеграфных и других сообщений, должны быть оформлены, соответствующими актами (разовый контроль можно оформить рапортом оперативного сотрудника). В случае необходимости, к соответствующим актам могут быть приложены отснятые копии, ксерокопии, фотографии, а также образцы для исследования (в том случае, когда контролю были подвергнуты содержанию посылки). При этом, образцы можно направить, для исследования в криминалистические лаборатории, к примеру, для того, чтобы определить то, относится ли изъятое вещество, к запрещенным (наркотическим и т.д.). [14, с.366]

2.10 Прослушивание телефонных переговоров

Прослушивание телефонных переговоров, может быть осуществлено, только на основании решения суда согласно статьи 186 УПК РФ. Оно представляет собой, негласное получение информации, которое передается теми лицами, которые заподозрены, в совершении преступления, по линиям, относящимся к телефонной связи. По общему правилу, прослушивание телефонных переговоров, осуществляется при помощи специальной аппаратуры, соответствующими оперативно-техническими подразделениями МВД России, или ФСБ России. Срок прослушивания, не должен превышать 6-ти месяцев. В случае наличия необходимости для продления срока, судья основываясь на вновь представленных материалах, выносит дополнительное решение. [16, с.192]

Для прослушивания телефонных переговоров, согласно ФЗ "об ОРД" статьи 8 части 3 и части 4, предусмотрен исключительный порядок по осуществлению. В соответствии с ним, судебное решение возможно получить, в течение 48 часов после того, как было начато проведение данного мероприятия.

Помимо этого, проведение данного мероприятия, может быть допущено, без судебного решения. Это можно произвести в том случае, если в распоряжении будет иметься заявление, или письменное согласие того лица, для которого могут возникнуть угрозы для его жизни, здоровья или собственности. В тоже время, в данной ситуации, обязательным является вынесение мотивированного постановления, соответствующим руководителем МВД или ФСБ, касательно предпринятых действий. Также, в течение 48 часов, должен быть уведомлен судья. [17, с.208]

Согласно действующего законодательства, можно выделить, следующие ситуации, в которых происходит появление необходимость для телефонного прослушивания: