Файл: Использование результатов ОРД в качестве информации в процессе доказывания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Понятие и виды оперативно-розыскных мероприятий.

Глава 2. Содержание оперативно-розыскных мероприятий.

2.1 Опрос граждан.

2.2 Наведение справок.

2.3 Сбор образцов для сравнительного исследования.

2.4 Проверочная закупка.

2.5 Исследование предметов и документов.

2.6 Наблюдение.

2.7 Отождествление личности

2.8 Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

2.9 Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

2.10 Прослушивание телефонных переговоров

2.11 Снятие информации с технических каналов связи.

2.12 Оперативное внедрение.

2.13 Контролируемая поставка.

2.14 Оперативный эксперимент.

3. Основания для применения оперативно-розыскной информации и условия по её применению.

3.1 Основания применения оперативно-розыскной информации

3.2 Условия применения оперативно-розыскной информации.

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

- в том случае, при котором предполагается разговор (сговор), между соучастниками - членами преступной группы;

- в том случае, при котором подозреваемый, звонит своей жертве, перед преступлением (или после его совершения);

- в том случае, при котором разыскиваемое лицо, выходит на связь со своими родственниками, знакомыми, соучастниками.

Как правило, ход такого мероприятия, фиксируется в справке оперативно - технического подразделения. Также, происходит фиксация на магнитные носители, которые в некоторых случаях (к примеру, во время фиксации факта вымогательства, угрозы и т.д.), на основании постановления оперативного сотрудника, способны быть переданными в экспертно-криминалистическое подразделение, с целью производства или предварительного исследования, или судебной экспертизы. В последнем случае, полученные результаты прослушивания, могут быть признаны в качестве доказательств по уголовному делу.

Необходимо отметить то, что в качестве доказательств, можно использовать, только сведения, полученные, в процессе прослушивания телефонных переговоров, которые были оформлены, в установленном порядке. [18, с.256]

2.11 Снятие информации с технических каналов связи.

Снятие информации с технических каналов связи, имеет свои тактические особенности. По общему правилу, - это является негласным мероприятием, которое проводится основываясь на решении судьи, так как им ограничиваются конституционные права граждан. Его целью, выступает получение информации, которая передается заподозренными лицами, по техническим каналам связи (телефакс, телетайп, компьютерные сети и т.д.).

Во время снятии информации, с компьютерных сетей, или же с жесткого диска компьютера, необходимым является соблюдение предельной осторожности, и допуска к производству данных действий того специалиста, который имеет высокий класс. Так как программы, которые содержат информацию, интересующую правоохранительные органы, нередко настроены на самоуничтожение, в случае несанкционированного доступа. Как правило, суметь преодолеть действующую систему по защите, оперативный работник самостоятельно не может. [8, с.144]

2.12 Оперативное внедрение.


Оперативное внедрение - это оперативно-розыскное мероприятие, которое основано на конспиративном вводе штатного сотрудника оперативного подразделения (или конфидента), в криминально-криминогенную среду, или на соответствующие объекты, добыча сведений касающихся лиц, фактов и обстоятельств, которые предоставляют оперативный интерес, в осуществлении воздействия на лиц, а также другом конспиративном участии, для решения или способствованию решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Как правило, оперативное внедрение может осуществляться, теми оперативными работниками, которые действуют под легендой, с теми лицами, которые заподозрены, в совершении преступления. Внедренные лица, способны имитировать преступную деятельность. Также, они могут совершать, малозначительные преступления, и причинять вред законным интересам иных лиц, при наличия условия о правомерном исполнении служебного долга. На сегодняшний день, достаточно детальных критериев, противоправной деятельности внедренного сотрудника, до конца не разработано. Считается, что данный сотрудник, не имеет права на совершение тяжких преступлений, лишать граждан жизни и т.д. Согласно мнения ряда ученых исследователей, оперативный сотрудник, должен руководствоваться требованиями не только статьи 16 Федерального Закона "об ОРД", но и норм Морально-этического кодекса, оперативного сотрудника. [5, с.10]

Во время осуществления внедрения, оперативные сотрудники наделены правом использовать документы, зашифровывающие его принадлежность, к правоохранительным органам. В том числе, зашифровываются сведения о работе, используемом транспортном средстве и т.д.

Для того, чтобы разоблачить деятельность организованных преступных сообществ, внедрение сотрудника, может длится долго, порой до нескольких месяцев, или лет. Кратковременное внедрение, может быть произведено, от нескольких часов, до нескольких суток, в зависимости от необходимости.

Права тех лиц, которые внедряются в состав преступных группировок, защищены дополнительно. Сведения касающиеся них, составляют государственную тайну, и могут подлежать опубликованию, или же преданными гласности, только получив их письменное согласие. [4, с.192]

2.13 Контролируемая поставка.

Контролируемая поставка - это сложное, многоэтапное, оперативно - розыскное мероприятие, которое осуществляется на основании мотивированного постановления сотрудника оперативного аппарата, и утвержденного, соответствующим руководителем ОВД. Во время проведения контролируемой поставки, на территории иных стран, её разработка происходит на базе существующих, межгосударственных договоров, и соглашений.


Целью данного мероприятия, выступает получение информации, касающейся поставки, закупки, продажи, перемещения предметов, веществ, продукции, свободная реализация которых, или запрещена, или оборот которых, является ограниченным. К данным объектам, могут быть отнесены, перечисленные в некоторых статьях Уголовного кодекса РФ. В их числе, находится биологическое оружие, различные радиоактивные материалы, всевозможные наркотические средства, сильнодействующие, а также ядовитые вещества, и множество других. [2, с.48]

Различаются, следующие виды контрольной поставки:

- объект поставки, может подменятся полностью или частично, идентичным (зачастую, это используют в случае раскрытия фактов, по незаконному обороту наркотиков);

- объект поставки, не подвергается подмене, или изъятию.

Органы, которые осуществляют контрольную поставку, являются обязанными, предпринять все меры, на пути следования, а также в месте доставки, для сохранности груза, его пребывания, в нетронутом состоянии. Необходимые действия правоохранительных органов, должны быть организованы, чтобы никаким образом, не дешифровать сущность проводимой операции. [1, с.350]

2.14 Оперативный эксперимент.

Оперативный эксперимент - это осуществление воспроизведения действий, обстановки, или других обстоятельств противоправного события, а также совершения необходимых опытных действий, для того, чтобы пресечь преступные действия, выявить лиц которые их готовят, или совершают, а также, проверку и оценку собранных данных, касающихся возможности совершения определенных противоправных действий, или получения новых данных, касательно противоправной деятельности.

Эксперимент проводится, на основании постановления, которое утверждено, руководителем органа внутренних дел. Это делается для того, чтобы выявить, пресечь, и раскрыть тяжкие преступления, в соответствии со статьей 15 УК РФ. Целью оперативного эксперимента, выступает получение информации, в тех условиях, которые максимально приближены к тем, в которых было совершено событие, интересующее оперативного сотрудника. Зачастую, для его производства, могут быть привлечены те же лица (или транспортные средства), воссоздана соответствующая обстановка.

Оперативный эксперимент (в отличие от следственного), может быть произведен, по отношению к неизвестным лицам, для того, чтобы выявить намерения на продолжение совершения серийных преступлений (нередко тайных, а также открытых похищений), посредством применения, разных "ловушек" или "приманок". Результаты следственного эксперимента, должны быть оформлены, соответствующим актом, и выступать в качестве основания, не только для выдвижения версий по делу, но также и для принятия решений, касательно возбуждения уголовного дела, а также задержания подозреваемого, в соответствии со статьей 91 УПК РФ. [6, с.112]


3. Основания для применения оперативно-розыскной информации и условия по её применению.

3.1 Основания применения оперативно-розыскной информации

Существуют основания, необходимые для проведения оперативно-розыскных мероприятий. К ним относятся:

1) наличие возбужденного уголовного дела;

2) сведения, которые стали известными органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность. Такие сведения, о:

а) признаках подготавливаемого, совершаемого, совершенного противоправного деяния, а также о тех лицах, которые его подготавливают, совершают или совершили ( в том случае, если нет достаточных данных, для решения вопроса, касающегося возбуждения уголовного дела);

б) событий или действий, которыми создается угроза государственной военной, экономической, или экологической безопасности Российской Федерации;

в) лицах, которые скрываются от органов дознания, следствия, а также суда, или уклоняются от уголовного наказания;

г) лицах, которые без вести пропали, и касательно обнаружения неопознанных трупов.

3) поручения следователя, органа дознания, указания прокурора, или определения суда, по тем уголовным делам, которые находятся в их производстве.

4) запросы иных органов, которые осуществляют, оперативно-розыскную деятельность.

5) постановление, касающееся применения мер безопасности, по отношению к защищаемым лицам, производимых уполномоченными на то, государственными органами, в том порядке, который предусмотрен, действующим законодательством Российской Федерации.

6) запросы международных правоохранительных организаций, а также правоохранительных органов иностранных государств, согласно международных договоров Российской Федерации. [9, с.656]

3.2 Условия применения оперативно-розыскной информации.


Условия проведения оперативно-розыскной деятельности - это специальные правилу, которые установлены оперативно-розыскным законодательством, посредством неукоснительного выполнения которых, законодателем обусловливается подготовка и (или) осуществление, конкретного оперативно-розыскного мероприятия, призванного повысить их результативность, и гарантировать соблюдение принципов ОРД, во время их проведения.

Не являются препятствием, для осуществления оперативно-розыскных мероприятий, в отношении них, на всей территории Российской Федерации: гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии, политические убеждения отдельных лиц, если другое, федеральным законом не предусмотрено. [11, с.192]

Осуществление оперативно-розыскных мероприятий, способны ограничить конституционные права граждан, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и других сообщений, которые передаются по сетям электрической, и почтовой связи, а также, право на неприкосновенность жилища. Проведение оперативно-розыскных мероприятий, с ограничением указанных прав, может производиться, на основании судебного решения, в случае наличия информации, касающейся:

- признаков подготавливаемого, совершаемого, или совершенного противоправного деяния (по которому производство предварительного следствия, является обязательным);

- лиц, которые подготавливают, совершают или совершили противоправное деяние, производство предварительного следствия по которому, является обязательным;

- событий или действий, которыми создавалась угроза для государственной, военной, экономической, или экологической безопасности Российской Федерации.

В тех случаях, которые не терпят отлагательства, и способны привести, к совершению тяжкого преступления. А также, в случае наличия данных, касающихся событий и действий, которыми создается угроза для государственной, военной, экономической, или экологической безопасности Российской Федерации, основываясь на мотивированном постановлении одного из руководителей органа, которым осуществляется оперативно-розыскная деятельность, и допускается проведение, оперативно-розыскных мероприятий, с обязательным уведомлением суда (судьи), в течение 24 часов. С момента начала осуществления оперативно-розыскного мероприятия, в течение 48 часов, тот орган, который его осуществляет, обязан получить судебное решение, касающееся проведения данного оперативно-розыскного мероприятия, или прекратить его проведение. [14, с.366]