Файл: Государственный механизм и государственный аппарат. Виды органов власти в РФ (Понятие механизма государства и его составные части).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность курсовой работы связана в первую очередь с тем, что современный государственный аппарат в России, проходит стадию реконструкции, становления и развития. В это время очень важно осознание обществом роли и места всех органов государственного аппарата в управлении государством, конкретизации и разделения их полномочий. А с выдвижением общегосударственной цели — создания правового государства, этот вопрос, а также его проблематика привлекает пристальное внимание отечественных теоретиков права.

Целью настоящей курсовой работы является познание построения механизма (аппарата) государства; познание сущности государственного аппарата как деятельного, постоянно функционирующего выражения государства; места служб безопасности в его механизме; определение понятия, описание его важнейших признаков; выведение структуры и ее функционально разнообразных основных частей.

Задачи данной работы рассмотреть понятия механизма государства, организации и деятельности государственного аппарата и дать характеристику основополагающих принципов теории разделения властей.

Объект исследования – механизм государства как целостная система.

Предмет исследования  – это тенденции и перспективы функционирования государственных органов, органов местного самоуправления в условиях формирования демократического, социального, правового государства и гражданского общества.

Методологическую основу работы составляют общенаучные методы: анализ, сравнение, индукция, дедукция, синтез.

Теоретическую основу работы составляют учебная литература по теории государства и права Борисова Г.А., Тонкова Е.Е., Смоленского М.Б., Мархгейм М. В., учебная литература по конституционному праву под авторством Баглая М. В., Булакова О. Н., а так же статьи в периодических изданиях посвящённые государственному аппарату Российской Федерации.

Нормативную основу работы составляют Конституция РФ, Федеральные Конституционные Законы, регулирующие деятельность федеральных органов власти, постановления Государственной Думы и Совета Федерации

1. Понятие механизма государства и его составные части


1.1. Государство как институт политической власти

Государство - основной институт политической системы, организующий повторную и контролирующую деятельность и отношение граждан, общественных групп, классов, ассоциаций с помощью государственного аппарата. Государство - универсальная политическая организация, осуществляющая суверенную власть в интересах проживающих в пределах определенной территории людей и регулирования их взаимодействия на основе права с помощью специального аппарата. Государство - один из наиболее важных институтов политической системы. Первое государство в истории человечества появилось в конце 4-го - начале 3- го тысячелетия до н. э [9, с. 333]. Государство возникло в результате разложения родоплеменного строя под воздействием: - процесса перехода общества от присваивающего хозяйства к производящему земледелию и животноводству; - специализации видов трудовой деятельности, выделения управленческого труда в особую отрасль; - возникновения института частной собственности и необходимости создания специфических правил, норм, структур, регулирующих имущественные отношения;

- потребности в вооруженных силах с целью сохранения и преумножения собственной территории. Далее рассмотрим концепции происхождения государства. Концепции происхождения государства: - патриархальная, согласно которой государство возникло в процессе соединения родов в племена, племен в большие целостные группы вплоть до государственных образований. Сторонниками данной теории были: Конфуций, Аристотель, Р. Филмер, который в XVIII в. выдвинул данную идею; - теократическая, в рамках которой возникновение государства и каждый конкретный акт государственной власти объясняется волей сверх природного существа или Бога. Данной теории придерживались А. Августин, Ф. Аквинский; - теория общественного договора, исходящая из признания государства результатом договора, заключенного между суверенными властями и подданными. Сторонниками данной теории были Г. Гроций, Т. Гоббс, Ж. Ж. Руссо, Дж. Локк; - теория насилия, получившая широкое распространение в XIX в. и рассматривающая государство как организацию господства победителей над побежденными, завоевание одних народов другими. Этой теории придерживались Л. Гумплович, М. Бакунин, К. Каутский, М. Штирнер, П. Прудон; - формационная теория, согласно которой способ производства материальной жизни - базис, обуславливающий социальный, политический и духовный процесс жизни людей – надстройку Сторонниками данной теории были К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин; - экономическая теория, где государство рассматривалось как продукт исторического прогресса, ядром которого выступают экономические преобразования [7, с. 85]. Изменение в области экономики приводит к общественному разделению труда и появлению государства (А. Сан Семон, Платон) Кроме того, в учебной литературе происхождение государства связано также с различными факторами, например: географическими, демографические, этнические, информационные и др. Далее перейдем к признакам государства.


Государство обладает следующими качественными признаками:

1. Государство - единая территориальная организация политической власти. Идея территориального единства государства впервые была провозглашена французской Конституцией 1791 г.

2. Государство - общность людей, объединенных правовым союзом граждан (гражданством). Институт гражданства выражает сущность государства для каждого его гражданина.

3. Государство обладает специальным механизмом управления обществом, органами и учреждениями, наделенными властными полномочиями.

4. Государство - суверенная организация власти, обладающая верховной властью, которая самостоятельно и независимо осуществляется на своей территории, а также в рамках международного права обеспечивает интересы во внешней политике [3, с. 15]. Суверенитет является атрибутом государства.

5. Государство обладает монополией на издание нормативно-правовых актов, взимание налогов и сборов с населения, применение средств и методов принуждения. Государство как институт политической власти проявляется в его функциях. Внутреннее содержание функций государства в полной мере отражает современные процессы государственного строительства, причем функции государства имеют и свое внешнее выражение, которое реализуется в формах их осуществления. Более того, формы осуществления функций государства выступают в роли важного их признака и являются наиболее динамичной составляющей во всей деятельности государства. Функции государства как направления деятельности государства предопределяют использование форм их осуществления и тем самым определяют очередность их применения [10, с. 93].

Впрочем, на формы осуществления функций государства способны влиять и другие элементы государства как такового, поскольку в том или ином временном измерении историческая справка указывает на превалирование некоторых из них. Формы осуществления функций государства как внешние проявления функций государства раскрывают их содержание, обеспечивают системность и единство, а затем влияют на результат развития всех сфер общественной жизни. Гражданское общество, уполномочивая государство на обеспечение основных направлений по решению общих дел, одновременно поручает ему определять и формы их осуществления при условии соответствия последних демократическим принципам общественного и государственного строя. Существующее многообразие форм правления позволяет выбрать каждому государству именно ту форму правления, которая будет наиболее оптимальной и эффективной [2, с. 5].


Прежде всего, стоит отметить, что согласно современному научному пониманию, форма правления является элементом формы государства. В форму государства, помимо формы правления, включается еще форма государственного устройства и политический режим. Форма правления в значительной степени влияет на форму государственного устройства и политический режим. Форма каждого из существующих в настоящее время государств уникальна в своем роде и не может быть рассмотрена как простой набор трех элементов различных видов. Тем не менее, форма правления, как представляется, является самым спорным элементом формы государства.

Высказываются разные точки зрения, различные подходы к определению понятия и содержания форм правления. Так, одни авторы, анализируя основы организации государственной власти, употребляют термин форма правления, другие - государственный режим, третьи ставят знак равенства между понятием форма правления и форма государства. Думается, что верным является определение формы правления в значении одного из элементов триады формы государства.

Более того, представляется, что форма правления основополагающий элемент, определяющий, в конченом итоге, форму государственного устройства и политический режим. Очевидно, форма правления может быть определена как целостная система органов государства, функций государства и способов управления государством, включающая взаимосвязь органов государства с населением. Что касается развития государства в современное время, то необходимо сказать, что одной из тенденций развития многих государств является стремление к построению демократического, правового государства. Данная тенденция отражается в Конституциях современных государств.

Например, Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.[1], провозглашает нашу страну демократическим, правовым и федеративным государством с республиканской формой правления. Таким образом, государство занимает особое место в политической системе общества и играет в ней основную роль.

1.2. Проблемы реализации принципа разделения властей в Российской Федерации

Понятие власти является одним из ключевых в науке теории государства и права. В самом общем виде, власть определяется как господство одного над другим или другими, а также право и возможность одних управлять другими; оказывать влияние на деятельность других. В современном мире разделение властей – характерный признак демократического государства. Сама же теория разделения властей – результат многовекового развития государственности. Необходимость в разделении властей определялась в улучшении эффективности деятельности органов государственной власти и взаимодействию между собой. Принцип разделения властей не означает конкретный образец, реализуемый всеми государствами одинаково.


Этот принцип, в зависимости от формы государственного устройства, правления и режима, а также исходя из исторического развития самого государства, имеет свои специфические особенности закрепления и действия. Реализация принципа разделения властей на практике заключается в установлении юридических норм и возникновении таких правоотношений, которые направлены на организацию взаимодействия органов государственной власти. Согласно ст. 10 Конституции РФ, принцип разделения властей закреплен следующим образом: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Декларативный характер нормы связан с тем, что ветви власти не могут быть полностью ограничены между собой и, так или иначе, имеют воздействие друг на друга. Основным законом России определена классическая триада ветвей, состоящая из законодательной, исполнительной, судебной. В соответствии с ч. 1 ст. 11 Конституции утверждены органы, реализующие государственную власть: Президент РФ, Федеральное собрание, Правительство РФ, суды РФ.

Многими учёными ведутся дискуссионные споры о месте прокуратуры в системе государственных органов. Вполне обоснованным считается мнение, согласно которому требуется выделение в науке особой контрольно-надзорной ветви власти. Это подтверждается следующими аргументами: Во-первых, прокуратура в действительности не относится ни к одной из трех ветвей власти. В соответствии с исторически сложившимся подходом, отдельной ветви власти характерны определенные функции, назначение и методы реализации своих полномочий. Прокуратура РФ имеет все необходимые признаки, которые присущи самостоятельной ветви власти. Это подтверждается тем, что в организационном плане не зависит от других ветвей власти. Основной закон не оперирует понятием «прокурорской ветви власти». Конституцией система органов прокуратуры определяется с точки зрения организации прокурорской деятельности.

Прокуратура РФ обладает исключительными полномочиями, исходя из которых, не может быть подчинена другим ветвям властям. Во-вторых, мировая практика свидетельствует о развитии системы контроля над государственной властью и соответственно выделения четвертой ветви государственной власти – власти контрольно-надзорной. С развитием современной государственности, прежняя классическая триада ветвей власти оказывается недостаточной, развивается новая четвертая контрольная ветвь власти, которая обладает специальными полномочиями и методами в области контроля и надзора. При анализе содержащихся в Конституции РФ норм можно определить следующее: согласно ст. 129 – прокуратура является единой централизованной системой; на основании п. «о» ст. 71 и п. «л» ст. 72 – вопрос о кадрах правоохранительных органов включены в предмет ведения Российской Федерации; на основании п. «е» ст. 83 и п. «з» ст. 102 – назначение на должность Генерального прокурора РФ – одно из полномочий Президента РФ и Совета Федерации; на основании ст. 136 – положения о прокуратуре содержатся в гл. 4, 5 и 7, поправки в которые, на основании толкования данной статьи, изложенного в Постановлении Конституционного Суда РФ от 31.10.1995 г., могут быть внесены только в порядке, предусмотренным ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» от04.03.1998 г.