Файл: Государственный механизм и государственный аппарат. Виды органов власти в РФ (Понятие механизма государства и его составные части).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, по своей структуре и признакам правовая доктрина может рассматриваться в качестве господствующего идеолого-теоретического знания и облекаться в различные официальные политико-правовые документы (доктрины, стратегии, концепции и т.д.), содержащие в себе конструкции, связанные с устройством и развитием государства [2, с. 18]. Наряду с этим правовая доктрина содержит научно-обоснованные воззрения по поводу остальных элементов правовой системы, представляющие практико-прикладной и регулятивно-коммуникативный характер, которые способствуют регулированию правоотношений и влияют на эффективность деятельности государства. Если анализировать проявления правовой доктрины в деятельности органов власти, то наиболее существенное влияние можно заметить в законодательной и судебной ветвях власти. Так, правотворчество имеет свои доктринальные аспекты: во-первых, поскольку доктрина проявляется в правовой политике; во-вторых, выступает источником концептуальных положений о реформировании законодательства. Доктринальное влияние здесь проявляется через общественные обсуждения и публичные слушания по определенным законодательным инициативам.

Формой реализации доктринальных представлений является также правовой эксперимент. Что касается судебной системы, то здесь правовая доктрина наиболее очевидным образом проявляется в мотивировочной части судебных решений, поэтому именно в этой сфере правовая доктрина переходит из чисто теоретической в практическую плоскость [2, c. 133]. Однако сформулированные в Конституции РФ и правовой доктрине признаки социального и правового государства часто не соблюдаются на практике, а взаимоотношения между публичной властью и подвластными ей субъектами носят неправовой характер. Причины этого коренятся в законодательных дефектах, приводящих к появлению «правонарушающего, неправового законодательства» [1, с. 10].

А.Ю. Викулин, анализируя данную проблему формулирует теорию законодательных дефектов. О наличии дефектов законов упоминается во многих научных публикациях, об этом говорится и в ряде постановлений Конституционного Суда РФ. При этом отмечается такая опасность законодательных дефектов, как их возможность способствовать совершению коррупционных правонарушений, поскольку большая часть проявлений коррупции возможна исключительно благодаря дефектам законов и подзаконных актов, часть из которых появляется вследствие недостаточной проработанности соответствующего акта, а часть – в результате сознательно создания коррупционных действий и схем.


Однако конкретное описание законодательных дефектов встречается не так часто, поэтому теория законодательных дефектов нужна не только ради развития теории права, она имеет явно выраженную практическую значимость. Так, сегодня, полагает Викулин, пересмотра требует сама парадигма законодательного регулирования: любой закон должен быть всесторонне научно обоснован и должен базироваться на конституционных принципах, а также нормах морали и нравственности [1, с. 258].

Методология теории законодательных дефектов полностью зависит от специфических особенностей ее объекта. Данная теория выступает как реальное знание о праве постольку, поскольку она получает эмпирическую интерпретацию.

Основным методом теории является познание от частного к общему. В то же время полнаяиндукция в ряде случаев может не дать результатов, отвечающих требованиям полноты, всесторонности и обоснованности, поэтому необходимо совмещение данного метода с другими методами научного познания: анализа и синтеза, абстрагирования, классификации и др. Также необходимо учитывать, считает Викулин, кто и зачем разрабатывал тот или иной закон, как обосновывалась необходимость его принятия, т.е. необходимо анализировать не только текст закона, но обстоятельства, сопутствовавшие его принятию [1, с. 63]. Рассматриваемая теория как форма организации научного знания предполагает исследование частных фактов (положений конкретных законов) для того, чтобы прийти к общим выводам и гипотезам. Так, анализ всего одного Федерального закона от 4 июня 2018 г. № 123-ФЗ «Об Уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» позволил автору выдвинуть целостную, внутренне непротиворечивую, последовательную, научно обоснованную теорию законодательных дефектов [1, с. 42]. Задачами теории законодательных дефектов являются исправление права и недопущение появления этих недочетов впредь.

По своей природе данная теория признается мультидисциплинарной, она тесно взаимодействует с такими науками, как философия, социология, психология, лингвистика и экономика. Именно использование всех этих дисциплин при анализе законодательства позволяет выявить основные причины законодательных дефектов, провести их классификацию и выработать механизмы их устранения (недопущения). Основными причинами появления законодательных дефектов, считает автор, являются недостаточная компетентность разработчиков проектов законов, излишняя политизация законотворческого процесса, объективно существующие различия в интересах слоев общества и др. Сами же дефекты можно разделить на дефекты законодательной аксиологии, законодательной техники и законодательного процесса, также можно провести отраслевую классификацию законодательных дефектов.


С учетом проведенного анализа каждой группы дефектов Викулин приходит к выводу о необходимости проведения комплексной и беспристрастной экспертизы законопроектов, обеспечить которую может только Российская академия наук [1, с. 335].

2.2. Гарантии законности в деятельности государственного аппарата

В ст. 1 Конституции Российской Федерации [1] наша страна провозглашена правовым государством, тем самым закреплена необходимость соблюдения законности. Укрепление законности в государстве – одно из основных и важнейших направлений развития Российской Федерации. Законность имеет огромное значение и в деятельности государственного аппарата, поскольку в прямой зависимости от соблюдения им законности находятся и авторитет государственной власти, и ее эффективность. Сотрудники государственного аппарата действуют от лица государства, от них зависит состояние законности и правопорядка, а в конечном счете - становление в России правового и социального государства. Законность как принцип деятельности государственного аппарата проявляется в том, что ко всем органам государства, учреждениям, предприятиям, общественным организациям, должностным лицам и гражданам предъявлено требование строжайшего выполнения законов и подзаконных актов, что их точное и неуклонное исполнение обеспечивается мерами государственного и общественного характера [11, 5].

На состояние законности государственного аппарата оказывает влияние множество факторов, которые можно разделить на следующие группы:

 экономические факторы - мировой экономический кризис, недофинансирование либо нестабильное финансирование, недостаточная материальная обеспеченность сотрудников, недостаточная обеспеченность сотрудников жильем и иные факторы;

 социально-политические факторы законности – оказывают косвенное воздействие на состояние законности через создание социальной среды, способствующей наиболее эффективной реализации норм права. Одним из основных социально-политических факторов выступает классовая структура российского общества, отличающаяся в современный период сложностью и многоуровневым характером.

 идеологические факторы – к ним можно отнести недостаточную образованность и эрудированность сотрудников, наличие отрицательных нравственных установок у окружающих сотрудника государственного аппарата людей и т.д.;


 юридические факторы - несовершенство законодательства, приводящее к его нарушениям, рассогласованность отдельных законодательных и других нормативных актов;

 организационные факторы - отвлечение сотрудников от прямых обязанностей и привлечение их к выполнению не свойственных им функций, уровень исполнительской дисциплины сотрудников, и т.д.

Одним из элементов обеспечения законности в деятельности государственного аппарата является наличие нормативно-правовой базы, на которой государственный аппарат основывает свою деятельность. Однако, для обеспечения подлинной законности в деятельности государственного аппарата только лишь наличия законов недостаточно, требуются и условия, обеспечивающие их реализацию, т.е. гарантии законности. Гарантии законности в деятельности государственного аппарата - это предусмотренные дополнительные средства, обеспечивающие действительное воплощение норм, обеспечивающих законность в государственном аппарате. Все гарантии обеспечения законности в деятельности государственного аппарата можно разделить на две группы: общие гарантии обеспечения законности – они во многом совпадают с общими гарантиями обеспечения законности в целом, но имеют определенную особенность именно применительно к государственному аппарату.

 Экономические и социальные гарантии - высокий уровень материально-технического обеспечения деятельности государственного аппарата, высокое благосостояние сотрудников государственного аппарата, их социальную защищенность, достаточное для жизни денежное содержание, стабильное финансирование государственного аппарата, материальное и жилищное обеспечение сотрудников, поддержание стабильной политической, общественной обстановки в стране и т.д.;

 политические гарантии законности в деятельности государственного аппарата - наличие демократического режима осуществления власти, стабильной политической системы общества, сильной государственной власти. А.А. Беженцев отмечает, что особую роль среди политических гарантий законности деятельности государственного аппарата «… играет демократизм государства в сочетании с радикальной политикой в области борьбы с преступностью, особенно такими ее проявлениями, как: коррупция, протекционизм» [2];

 культурно-духовные - включают в себя правовую культуру сотрудников государственного аппарата, их правовое сознание, нравственность, духовность и т.д. Специальные гарантии законности - собственно юридические гарантии. Е.В. Волколупов понимает их как систему юридических средств (правовые акты,юридическая ответственность, контрольно-надзорная деятельность и др.), при помощи которых обеспечивается строгое и неуклонное соблюдение законности во всех сферах общественной жизни [5].


Классификацию юридических гарантий законности в деятельности государственного аппарата можно провести по различным основаниям. Так, если в основу классификации юридических гарантий положить сферу их действия, выделяют гарантии общего действия и ограниченного действия. Юридические гарантии общего действия – это те, в отношении которых не предусмотрены специальные условия для их действия или какие-либо ограничения. О.В. Кудряшов пишет о существовании следующих классификаций юридических гарантий законности в деятельности государственного аппарата: в зависимости от разных сфер государственной деятельности выделяют:

а) гарантии государственной власти,

б) гарантии государственного управления,

в) гарантии правосудия,

г) надзорного контроля, в зависимости от стадий процесса правового регулирования выделяют:

а) гарантии законности в правотворческой деятельности,

б) в процессе толкования права,

в) гарантии в правоприменительной деятельности,

г) гарантии в процессе реализации норм права [7, 7].

Е.В. Железнякова провела анализ правовых гарантий законности деятельности органов самоуправления, отметив, что к ним относятся:

 нормативно-правовые акты, устанавливающие режим законности;

 правоприменительная деятельность;

 деятельность контрольных органов;

 юридическая ответственность, возлагаемая на лиц, нарушивших законность,

 право граждан на обращение в суд в случае неправомерных действий (бездействия) должностных лиц органов местного самоуправления [6, 6].

Изучение указанных автором правовых гарантий законности деятельности органов местного самоуправления показывает, что их можно распространить и на весь государственный аппарат в целом. Нормативно-правовые акты составляют основу юридических гарантий законности в деятельности государственного аппарата. Они способствуют установлению, соблюдению и восстановлению законности в деятельности органов публичной власти и их должностных лиц. Следующая группа правовых гарантий законности — это деятельность компетентных государственных органов, направленная на реализацию названных выше нормативно-правовых и правоприменительных актов, завершающаяся, как правило, вынесением акта применения права.

Особо важной правовой гарантией законности в деятельности государственного аппарата является функционирование органов межведомственного и внутриведомственного контроля и надзора. С.Г. Нистратов предлагает следующее определение контроля как гарантии законности – это властная управленческая деятельность специализированных органов, организаций, учреждений и должностных лиц по оперативному и непрерывному предупреждению, выявлению и устранению фактов нарушения законности подконтрольного объекта [9]. С контролем за деятельностью государственного аппарата тесно связана юридическая ответственность, предусмотренная для должностных лиц в случаях нарушения ими законности. Юридическая ответственность является важнейшим правовым средством, обеспечивающим сдерживание правонарушений. Е.Г. Васильева относит ответственность к числу средств, с помощью которых можно обеспечить режим законности в государственном аппарате [3].