Файл: Государственный механизм и государственный аппарат. Виды органов власти в РФ (Понятие механизма государства и его составные части).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В заключение можно сделать вывод, что гарантии законности в деятельности государственного аппарата - это предусмотренные дополнительные средства, обеспечивающие действительное воплощение норм, обеспечивающих законность в государственном аппарате. В настоящее время реализация провозглашенных гарантий оставляет желать лучшего. Однако, до тех пор, пока гарантии обеспечения законности деятельности государственного аппарата не будут реализованы (как общие, так и специальные) говорить о подлинной законности деятельности государственного аппарата не приходится.

2.3. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации

Система органов исполнительной власти Российской Федерации, применительно к конкретным регионам РФ, имеет определенные особенности, обусловленные как нормативными факторами, заложенными в Конституции и федеральном законодательстве России, так и объективными и субъективными историческими, политическими, экономическими, социальными и культурнымифакторами. Достаточно ярко это проявляется и в условиях столицы Российской Федерации, города федерального значения Москва. Под московской исполнительной властью подразумевается московская городская администрация (мэрия), которая, в соответствии с Уставом Москвы, состоит из Правительства Москвы, Управления делами мэрии, отраслевых и функциональных органов, префектов административных округов, районных Управ, других органов, создаваемых Мэром. Московская исполнительная власть имеет отличающие ее от исполнительной власти других субъектов Федерации особенности, например, такие как:

 совмещение в одном лице должности главы администрации (Мэра) и главы Правительства (характерно для Москвы, Санкт Петербурга и Севастополя);

 система исполнительной власти построенная по трехуровнемому принципу – на общегородском уровне - Правительство Москвы, на уровне административных округов - префектуры, на районном уровне - управы. «В других субъектах федерации отсутствует уровень, эквивалентный уровню управы в Москве. Этот уровень – уровень местного самоуправления»;

 в Москве, единственном из субъектов федерации, существует такой уровень как «префекрута». Связана эта особенность, в первую очередь, с размерами Москвы как мегаполиса – ведь каждый из административных округов – это фактически «город-миллионник» и промежуточное звено управления в виде «префектуры» здесь является фактически необходимым;


 исторически сложилась ситация, при которой районный уровень управления в Москве, жестко вписан в структуру исполнительной власти;

 уровень местного самоуправления, в Москве, также имеет свои особенности. Связано это с тем, что в начале 2000-х годов, муниципалитетам Москвы, были переданы ряд полномочий управ (с соответствующим бюджетным обеспечением).

Таким образом, сложилась уникальная для России ситуация, когда мунипалитеты фактически исполняют ряд функций органов исполнительной власти. Эти особенности московской исполнительной власти являются важнейшим фактором, влияющим на характеристики исполнительной власти в городе Москве. При этом, сложившаяся модель, при всех ее особенностях, в общем и целом соответствует положениям Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ, а значит является легитимной и правомочной. Как уже было кратко отмечено выше, в Москве, в силу действия ряда объективных и субъективных признаков - на одном уровне совместно уживаются и муниципальная власть, и государственная. Персональный состав московской исполнительной власти - государственные и муниципальные служащие города Москвы. Следует заметить, что в силу наличия организационной структуры в органах власти, персональный состав московской исполнительной власти имеет строгую иерархию. Также следует заметить, что многие граждане, не являющиеся государственными и муниципальными служащими, связаны с московской исполнительной властью в силу ее административных полномочий. Принципы функционирования органов законодательной и исполнительной власти Москвы, а также органов местного самоуправления в городе определяются Конституцией РФ, Федеральным законом № 184 , Уставом города Москвы и иными нормативными актами города.

В соответствии с Уставом города Москвы в структуру исполнительной власти входят Правительство Москвы – которое является высшим органом исполнительной власти Москвы, функциональные и отраслевые органы исполнительной власти города Москвы, территориальные органы исполнительной власти города Москвы-префектуры. При этом, могут образовываться комплексы городского управления, в котором объединяются отраслевые органы городской исполнительной власти.

К настоящему времени, в соответствии с нормативно-правовой базой, вертикаль исполнительной власти в Москве, фактически делится на три уровня:

1) Правительство города Москвы во главе с мэром;

2) Префектуры;

3) Управы районов.

В свою очередь, Правительство Москвы состоит из:  мэра Москвы;  8 заместителей мэра Москвы в Правительстве Москвы;  10 министров Правительства Москвы. В общем виде, система органов исполнительной власти города Москвы включает в себя 50 органов (в том числе 32 департамента, 8 комитетов, 2 главных управления, 4 управления и 4 государственных инспекции), не считая Аппарата Мэра и Правительства Москвы, префектур административных округов и управ районов6 . Руководители департаментов (если не указано иное), председатели комитетов, начальники главных управлений, управлений и государственных инспекций не являются членами Правительства Москвы.


Территориальными органами исполнительной власти (префектурами административных округов и управами районов) руководит непосредственно Мэр Москвы, координирует их деятельность заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы через Департамент территориальных органов исполнительной власти города Москвы. Интересы правительства Москвы в округах представляют такие территориальные органы исполнительной власти, как префектуры. Префектуры возглавляются префектами. Организационная структура префектуры линейная, построена на принципе единоначалия. В соответствии с Уставом города Москвы, Положением о префектуре административного округа города Москвы и другими нормативно-правовыми актами Москвы префектуры выполняют исполнительно-распорядительную, координирующую, контрольную деятельность на территории соответствующего округа. Кроме того, префектура имеет перечень важных полномочий в сфере землепользования, градостроительства и окружающей среды, также в рамках Генерального плана Москвы составляет прогнозы развития различных отраслей, представленных в округе. В перечень функций префектуры включены разработка и утверждение инвестиционных, целевых программ по 3-м основным направлениям - формирование инвестиционного фонда округа, направление средств на решение жилищной проблемы и иных социальных задач, привлечение инвестиций в строительство. А также включены: комплексная реконструкция жилищного фонда; разработка программ, направленных на привлечению инвестиций в реализацию современных технологий, осуществляет госконтроль за юр. лицами и индивидуальными предпринимателями. Управа района – подведомственное Правительству Москвы учреждение. Создаётся на уровне районов. Координирует, контролирует деятельность района префектура соответствующего административного округа.

Управа, в соответствии с законодательством, выполняет исполнительно-распорядительную, координирующую, контрольную деятельность на территории района. Управу района возглавляет глава управы. Во внутригородских муниципальных образованиях, расположенных на территории районов Москвы, осуществляют свою деятельность органы местного самоуправления - муниципалитеты. В их структуру входят: муниципальное собрание (представительный орган), а также муниципалитет, являющийся исполнительно-распорядительным органом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На наш взгляд, изменение структуры государственного управления положительным образом повлияет на обеспечение экономической безопасности Российской Федерации. В свою очередь, авторы создания механизма – платформы в числе ключевых рисков отмечают медленное принятие необходимых нормативных актов для реализации основных принципов и целей. Без правового закрепления возможности принятия государственно-властных предписаний, а также обязанности органов государственной власти передавать все данные в единое хранилище. Соответствующие изменения должны быть внесены в акты, регламентирующие деятельность государственных органов, и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».


Важным механизмом правового закрепления является понимание цифровой экономики с точки зрения государственного управления. Н.А. Стефанова и И.В. Сударушкина рассматривают цифровую экономику с точки зрения «результата трансформационных эффектов новых технологий общего назначения в области информации и коммуникации, которые влияют на все секторы экономики и социальной деятельности».

Несколько иного подхода придерживается А.А. Энговатова, рассматривая цифровую экономику как «экономику, основанную на новых методах генерирования, обработки, хранения, передачи данных, а также цифровых компьютерных технологиях».

На наш взгляд, с точки зрения государственного управления наиболее применимой является вторая позиция, позволяющая реализовать государство как платформу. Кроме того, рассматривая правовое регулирование государственного управления в России важно отметить, что исторический опыт развития нашего государства показывает несостоятельность стихийных пробуждений инициативы предпринимательства или идеальной демократии. Только эффективная система государственного управления, выстроенная по вертикали и горизонтали, с жесткой централизацией бюджетных средств, а также консолидацией общества на решении конкретных задач может способствовать улучшению экономической и социальной ситуации в стране.

Таким образом, современная система государственного управления требует значительных нововведений в части обеспечения быстрого документооборота между органами государственной власти, упрощением государственных процедур и повышением продуктивности деятельности государственного аппарата. Во многом экономическая безопасности страны зависит от скорости принятия необходимых изменений в законодательстве Российской Федерации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (ред. от 21.07.2014) //Российская газета. - 25.12.1993. – № 237.
  2. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. - 18.10.1999. - № 42. - Ст. 5005.
  3. Устав города Москвы. Закон г. Москвы от 28.06.1995 (ред. от 19.12.2018)
  4. О правительстве Москвы. Закон г. Москвы от 20.12.2006 № 65 (ред. от 03.04.2018)
  5. О государственных должностях города Москвы. Закон г. Москвы от 15.07.2005 N 43 (ред. от 04.04.2018)
  6. О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы Постановление Правительства Москвы от 24 февраля 2016 г. N 157-ПП (ред. от 16.04.2018).
  7. Акмалова А. А., Капицын В. М. Понятие правового статуса субъекта // Теория государства и права: вопросы и ответы: учеб.пособ. М.: Юриспруденция, 2006. – С. 164.
  8. Бачило И. Л., Лапина М. А., Карпухин Д. В. Методология систематизации функций и полномочий в системе федеральных органов исполнительной власти // Государство и право. 2016. № 3.
  9. Смирнова А. А. О соотношении государственных услуг, функций и полномочий органов исполнительной власти // Журнал российского права. 2015. № 3. – С. 120–130.
  10. Жихар Ю.П. Система отраслевых и функциональных органов управления города Москвы // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2018. - №2. – С. 34-35.
  11. Клековкина А.В. Административно-правовой статус органов, уполномоченных осуществлять федеральный государственный пожарный надзор // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2015. № 1. – С. 23–31.
  12. Литвинов С.М. Местное самоуправление как государственное управление на местном уровне (на примере г. Москвы) // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2016. - №3. – С. 103-109.
  13. Официальный сайт Правительства Москвы // Электронный ресурс. Режим доступа. http://www.mos.ru/authority/
  14. Управление государственной службы и кадров Правительства Москвы // Электронный ресурс. Режим доступа. Uk.mos.ru
  15. Чиркин В.Е. Государственное управление. - М., Юрист, 2017. – 329 с.
  16. Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики. – М.: Спутник, 2016. – 329 с.