Файл: Финансы акционерных обществ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Акционерная форма собственности позволяет привлечь в одно предприятие капиталы многих лиц, причем даже тех, которые сами не могут в силу самых разных личных причин заниматься предпринимательской деятельностью. Кроме того, ограничение ответственности размером внесенного вклада капитала вместе с высокой его диверсификацией позволяет вкладывать средства в весьма перспективные, но и высокорискованные проекты, существенно ускоряя внедрение достижений научно-технического прогресса. Акционерные общества позволяют более эффективно использовать материальные и людские ресурсы, оптимально сочетать личные и общественные интересы всех участников общественного производства.

Исследованием проблем управления финансами организации занимались Р. Акофф, Э. Боди, Р. Брейли, Ю. Бригхема, М. Харриса. Но, в силу специфических условий, созданная этими учеными научная база, не всегда используется в современных отечественных организациях.

Целью работы является анализ финансов акционерных обществ.

Основные задачи данной работы состоят в следующем:

- рассмотреть сущность и понятие финансов и финансовой политики акционерного общества: цель и задачи

- рассмотреть этапы и принципы формирования финансов предприятия

- дать общую организационно-экономическую характеристику предприятия и организационная структура управления

- дать оценку эффективности финансовой политики ПАО «Ижнефтемаш»

- рассмотреть проблемы формирования финансов ПАО «Ижнефтемаш»

- предложить проект мероприятий по повышению эффективности финансовой политики ПАО «Ижнефтемаш»

Объектом исследования выступает ПАО «Ижнефтемаш».

Предмет исследования – финансы и финансовая политика ПАО «Ижнефтемаш».

Методологическую основу исследования составили концепции и взгляды отечественных и зарубежных экономистов, журнальные статьи, материалы научных семинаров и конференций, связанные с финансовой политикой организации.

Эмпирической базой послужила финансовая, управленческая и статистическая информация предприятий Российской Федерации. В качестве инструментария исследования применялись системный подход, логико-структурный анализ, математические методы.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и приложений.


1 Теоретические основы анализа финансов акционерных обществ

1.1 Сущность и понятие финансов и финансовой политики акционерного общества: цель и задачи

Акционерные общества объединяют широкий круг юридических и физических лиц — акционеров. Соблюдение прав акционеров — одно из условий финансовой деятельности акционерных обществ. Имущество акционерного общества формируется за счет полученных доходов, продажи акций в форме открытой либо закрытой.

Акционерное общество (АО) — это коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников по отношению к обществу.

Финансы акционерного общества - это денежные отношения, возникающие на всех стадиях создания, деятельности, реорганизации и ликвидации АО. Роль финансов акционерных обществ многогранна: они охватывают денежные отношения с учредителями общества, трудовым коллективом, поставщиками, покупателями, бюджетом, банками, внебюджетными, страховыми и другими организациями.

Таким образом, финансы АО функционируют в процессе приобретения сырья, материалов и других товарно-материальных ценностей, реализации произведенной продукции (услуг), в процессе инвестиций, формирования акционерного капитала и резервов, создания и распределения прибыли, при выплате дивидендов по акциям и процентов по облигациям, в процессе уплаты налогов в бюджет, при получении и погашении кредитов и т.п. Тем самым финансы АО выполняют функции формирования денежных капиталов (уставного капитала, оборотного капитала, доходов, прибыли, резервов и других фондов), распределения этих денежных фондов и контроля за их созданием и использованием.

Финансовая политика имеет многоуровневую структуру. Основные уровни иерархии финансовой политики в общем виде представлены на рисунке 1.1.1. Рассмотрим каждый из них более подробно.


Рисунок 1.1.1. Иерархия уровней финансовой политики [15, с. 96]

Наивысшим иерархическим уровнем финансовой политики выступает мировой уровень. В этом случае речь идет о мировой финансовой политике на глобальных рынках. Как правило, данный уровень является наиболее масштабным, сложным и многогранным [13, с. 87].

Вслед за мировым уровнем следует уровень региональный. Он определяет финансовую политику внутри региона. Далее следует национальный уровень. В этом случае речь идет уже о финансовой политике отдельно взятого государства. Еще одной степенью финансовой политики выступает уровень отдельных регионов внутри страны.

Здесь финансовая политика регулируется региональными властями и применяется по отношению к тому или иному региону страны. Одним из важнейших уровней финансовой политики выступает уровень отдельно взятого предприятия, организации, фирмы, то есть субъекта хозяйствования, обладающего юридической и хозяйственной самостоятельностью [6, с. 84].

Вслед за уровнем хозяйствующего субъекта следует уровень отдельного предпринимателя, который также имеет собственную политику в сфере организации и управления финансами. Наконец, самой низшей иерархической ступенью финансовой политики выступает уровень отдельного домохозяйства. Представленная градация уровне финансовой политики расположена от большего к меньшему. В общей сложности насчитывается порядка семи базовых ступеней организации финансовой политики. В большинстве случаев, однако, ее принято делить всего на два уровня: макроуровень; микроуровень.

Первые четыре уровня из рисунка 1.1.1 относятся к категории макроуровня, а последние три – к микроуровню. Рассмотрим их более подробно. Реализация финансовой стратегии на макроуровне Основным компонентом финансового управления на макроуровне выступает финансовая политика государства. В общем смысле под ней принято понимать особую сферу государственной деятельности, направленную на мобилизацию финансовых ресурсов страны, а также их рациональное распределение и эффективное использования для реализации функций государства.

Базовыми целями финансовой политики на уровне государства выступает обеспечение бездефицитного бюджета, соблюдение относительного баланса экономических интересов государства, физических и юридических лиц, а также поддержание устойчивости национальной валюты, выступающей в качестве основополагающего элемента экономических отношений.

Именно достижению этих целей и починена реализация финансовой политики государства. На практике финансовая политика государства подразделяется на ряд направлений и включает в себя бюджетную, налоговую, денежно-кредитную, таможенную, инвестиционную и коррупционную политики.


Основными задачами реализации финансовой стратегии государства считаются: обеспечение условий для максимизации финансовых ресурсов; определение рационального распределения и использования финансовых ресурсов; наращивание финансового потенциала страны; регулирование и стимулирование посредством использования финансовых методов социальных и экономических процессов; построение финансового механизма и его развитие; формирование эффективной системы управления государственными финансами.

Финансовая политика государства в процессе своей реализации может быть ориентирована на кратко- или долгосрочный период. В зависимости от этого ее подразделяются на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Первая ориентирована на долгосрочную перспективу, она предусматривает решение крупномасштабных задач посредством концентрации финансовых ресурсов на наиболее важных направлениях социально-экономического развития. Вторая, напротив, направлена на решение краткосрочных задач посредством перегруппировки финансовых ресурсов.

Реализуется финансовая политика на макроуровне посредством финансового механизма, представляющего собой установленную государством систему видов, форм и методов организации финансовых отношений, на основе использования административно-правовых и экономических инструментов. При этом, возможно, как прямое, так и косвенное воздействие [21, с. 83].

На микроуровне финансовая стратегия чаще всего формируется, обретает форму и реализуется в рамках самостоятельного субъекта хозяйствования, - компании, организации, фирмы, предприятия. В общем смысле она представляет собой особую форму реализации финансовой стратегии организации по всем аспектам ее финансово-экономической деятельности.

Основополагающей целью ее реализации считается построение эффективной системы управления финансами, ориентированной на достижение стратегических и тактических целей хозяйствования. Составными элементами финансовой политики хозяйствующего субъекта выступают учетная, кредитная и дивидендные политики, политики управления денежными средствами, доходами и издержками.

Посредством этих направлений формируется комплекс мероприятий, лежащих в основе практической реализации финансовой стратегии предприятия. Реализация финансовой стратегии находит свое отражение в процессе управления финансами организации [34, с. 15].

Реализация финансовой политики предприятия обеспечивается посредством разработки общей концепции финансовой политики, определения ее основных направлений, целей и задач, построения адекватного финансового механизма, а также управления финансовой деятельностью экономического субъекта. Итогом успешной реализации финансовой стратегии на микроуровне можно считать эффективную систему управления финансами хозяйствующего субъекта, выстроенную таким образом, чтобы содействовать достижению целей и решению задач, стоящих перед бизнесом в кратко- и долгосрочной перспективе.


Различают следующие цели финансовой политики: политические цели; экономические цели; социальные цели (рисунок 1.1.2).

Рисунок 1.1.2 – Цели финансовой политики [16, с. 89]

Задачи финансовой политики определяются намеченными целями. Для их достижения необходимо выполнить целый ряд действий. Другими словами, задачи – это постепенные шаги на пути решения финансовых проблем. Одной из важнейших задач финансовой политики является необходимость обеспечить условия для формирования как можно большего объема финансовых ресурсов.

Следующей задачей является необходимость рационального распределения и использования финансовых ресурсов. Необходимо также регулировать и стимулировать экономические и социальные процессы финансовыми методами.

Для достижения поставленных целей следует выработать соответствующие финансовые инструменты и механизмы. Очень важным моментом является формирование эффективной системы финансового управления и финансового контроля.

1.2 Этапы и принципы формирования финансов предприятия

Разработка финансовой политики аналогична разработке любых других типов политики компании. Цель состоит в том, чтобы создать институционализированные средства контроля, которые вы можете воспроизвести и усовершенствовать для управления финансами компании. Существует множество финансовых политик, общих для всех организаций, таких как бюджетирование, отслеживание доходов, управление расходами, политика командировок, управление активами, мелкие денежные средства, заработная плата и бонусы и т.д. Каждая политика должна быть разработана, рассмотрена и протестирована, уточнена и, что наиболее важно, задокументировано, чтобы его можно было последовательно применять и обеспечить прозрачность в корпоративной финансовой практике.

Существуют следующие принципы формирования финансовой политики организации:

Принцип самофинансирования и самоокупаемости. Самофинансирование выражает окупаемость всех затрат на производство и реализацию продукта, инвестирование средств в развитие производства за счет собственных денежных средств и, в случае необходимости, за счет коммерческих и банковских кредитов. Под самоокупаемостью понимают следующее: те средства, которые обеспечивают функционирование организации, должны окупиться, другими словами, принести доход, соответствующий минимально возможному уровню рентабельности.