Файл: Цель и задачи налогового учета (Теоретические основы сущности, цели и функции налогового учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.1. Совершенствование методики налогового учета

Как показывает практика, не все налогоплательщики уделяют должное внимание постановке и методике ведения налогового учета. Отсутствие или неверная организация и ведение налогового учета могут привести к значительным доначислениям налога на прибыль, налоговым и административным санкциям, начислению пеней.

На практике бухгалтеры пытаются использовать разные подходы к организации и ведению налогового учета. Например, существует такой вариант, когда создается отдельный налоговый план счетов или к бухгалтерскому плану счетов дополнительно вводятся «налоговые» счета, на которых доходы и расходы учитываются в разрезе требований главы 25 НК РФ.

Записи на налоговых счетах производятся по правилам, предусмотренным для забалансовых счетов бухгалтерского плана счетов. Обороты и остатки по этим счетам не отражаются в регистрах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В этом случае бухгалтер может при проведении какой-либо операции в бухгалтерском учете одновременно делать запись по соответствующему субсчету налогового счета. Аналитическими регистрами налогового учета в этом случае будут являться карточки или журналы-ордера по налоговым счетам за отчетный (налоговый) период, если они будут содержать реквизиты, перечисленные в ст. 313 НК РФ [1]. Такой способ удобен бухгалтерам, ведущим автоматизированный учет с использованием бухгалтерских программ. Они должны добавить в схемы бухгалтерских проводок к хозяйственным операциям дополнительные проводки по налоговым счетам и составить новые алгоритмы хозяйственных операций в тех случаях, когда бухгалтерский и налоговый учет одних и тех же операций ведется по-разному.

Как показывает практика, сложилась и такая форма учета, когда налоговый учет подменяет собой бухгалтерский. Здесь формируются только регистры для расчета налога на прибыль, а регистры, составленные в соответствие с нормами бухгалтерского учета, отсутствуют. В целом же все применяемые в настоящее время методы ведения налогового учета являются разновидностями двух систем. В основу первой системы положен принцип максимального сближения налогового учета с существующей в организации системой бухгалтерского учета. При втором варианте ведения налогового учета организуется отдельное подразделение, занимающееся исключительно вопросами налогового учета. В этом случае налоговый учет ведется обособленно от бухгалтерского исключительно на основании первичных документов (включая справки бухгалтера) [18, с. 138].


Последний вариант ведения налогового учета могут себе позволить только крупные предприятия, поскольку организация обособленного подразделения для ведения налогового учета требует существенных финансовых вложений. Необходимо разрабатывать регистры налогового учета для каждой хозяйственной операции. Одну и ту же операцию нужно будет одновременно фиксировать как в регистрах бухгалтерского, так и в регистрах налогового учета. Совершенно очевидно, что ведение налогового учета в этом случае должно осуществляться с использованием средств вычислительной техники на базе специально созданного для этих целей программного обеспечения. Безусловно, ведение двойного учета является чрезвычайно трудоемким. Поэтому наиболее оптимальным в современных условиях видится комбинированный метод, который предполагает использование отдельных регистров на тех участках налогового учета, которые отличны от участков бухгалтерского. При разработке такой системы ведения учета, прежде всего, нужно четко определить, в чем правила налогового и бухгалтерского учета одинаковы, а в чем они различаются. Затем нужно, проанализировав нормы главы 25 НК РФ и требования законодательства о бухгалтерском учете, с целью сближения налогового и бухгалтерского учета разработать учетную политику (как для целей бухучета, так и для целей налогообложения) и организовать бухгалтерский учет таким образом, чтобы его данными можно было воспользоваться в налоговом учете». Другими словами, по возможности максимально сблизить бухгалтерскую и налоговую учетную политику: установить одинаковые способы амортизации основных средств и нематериальных активов, списания материально-производственных запасов в производство, определения производственной себестоимости продукции, оценки незавершенного производства и готовой продукции на складе и т. д. Тогда многие операции, отраженные в бухгалтерском учете, будут без изменения участвовать в расчете налога на прибыль. «Данные бухгалтерского учета хозяйственных операций могут непосредственно использоваться при формировании суммы доходов и расходов для целей налогообложения прибыли только на тех участках учета, где требования налогового законодательства и бухгалтерского учета соответствующих операций являются одинаковыми. А именно когда доходы и расходы признаются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль и прибыли по бухучету в одном отчетном периоде и в одинаковых размерах. В таких случаях создание специальных налоговых регистров нецелесообразно и в налоговом учете могут использоваться данные бухгалтерского учета. Однако зачастую требования налогового законодательства не совпадают с требованиями законодательства о бухгалтерском учете» [18, с. 141].


При построении системы налоговых регистров целесообразно ориентироваться на форму декларации по налогу на прибыль, так как наиболее удобной представляется та система налоговых регистров, которая позволяет легко формировать необходимые отчетные данные. «Поэтому одним из эффективных вариантов совершенствования налогового учета является разработка системы налоговых регистров, по данным которых автоматически заполнятся налоговая декларация. В результате трудоемкость ведения налогового учета не только не увеличится, но наоборот, уменьшится, так как меньше времени будет уходить на формирование налоговой декларации, и данные налогового учета будут систематизированы в отдельных регистрах, что делает «прозрачным» процесс формирования налоговой базы по налогу на прибыль, позволит довольно просто выявлять и исправлять возможные ошибки в определении налоговых показателей, без особых затруднений подтверждать правильность расчета строк декларации и т.д. В таких случаях очень эффективным является использование компьютерных программ, которые позволяли бы переносить данные из регистров бухгалтерского учета в налоговые регистры [18, с. 144]».

Переход России к системе рыночных отношений явился отправной точкой для развития новых, не существовавших или же не закрепленных ранее законодательно механизмов. Развитие большинства из них продолжается и по настоящее время. Вопрос совершенствования системы налогового законодательства стоит особенно остро. Изменения, вступившие в силу с 1 января 2018 года, коснулись важных вопросов, связанных с налогом на прибыль, учетом расходов на научно-исследовательские и опытноконструкторские работы (НИОКР), льготами по налогу на имущество и т.д. Во-первых, с 1 января 2018 года изменился состав доходов, которые не учитываются при определении суммы налога на прибыль:

- имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности, которые определяются в ходе проведения инвентаризации с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года;

- невостребованные дивиденды, которые восстановлены в составе нераспределенной прибыли;

- имущество, полученное в качестве вклада в имущество организаций, в том случае, если учредительными документами установлено внесение такого вклада. При этом следует учитывать, что вклад в имущество организации, начиная с 2018 года, который увеличивает размер чистых активов, необходимо включать в сумму доходов;

- поручительства (гарантии), которые получены безвозмездно при сделках между российскими небанковскими организациями.


Во-вторых, изменения в налоговом законодательстве коснулись и учета расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). В составе расходов по НИОКР возможно учитывать:

- страховые взносы, начисленные на заработную плату сотрудников, которые участвуют в НИОКР;

- премии, надбавки, поощрительные выплаты и т.д.;

- расходы, необходимые для приобретения прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые применяются для целей НИОКР.

В-третьих, был дополнен перечень операций, освобожденных от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС): материальные ценности, переданные из государственного резерва их хранителям не подлежат обложению НДС в том случае, когда их передача необходима для освежения или замены государственного резерва. При этом, если в дальнейшем эти ценности продаются хранителями, то НДС уплачивается.

В-четвертых, изменилась форма книги учета доходов и расходов при упрощенной системе налогообложения. В данной книге появился новый раздел, в котором отражаются суммы торгового сбора.

В-пятых, изменился порядок применения льгот по налогу на имущество организации, теперь данные льготы могут применяться только в том случае, если они предусмотрены региональными законами. К данным льготам относят:

- льготы по движимому имуществу, принятому на учет после 1 января 2013 года;

- льготы по объектам, обладающим высокой энергетической эффективностью;

- льготы по имуществу, расположенному в российской части Каспийского моря.

Данные новации свидетельствуют о том, что государство стремится совершенствовать систему налогового учета, оказывая при этом огромное внимание малому и среднему предпринимательству. Среди представленных новаций заметна тенденция к упрощению системы ведения бухгалтерского и налогового учета, что весьма положительно для предпринимателей. Это позволяет сосредоточить внимание на более значительных вопросах, таких как эффективность деятельности организаций, финансовое состояние, конкурентоспособность и доходность деятельности субъекта малого предпринимательства.

3.2. Перспективы развития налогового учета

Идеальная налоговая система – практически утопическая история. Несмотря на то, что механизм налогообложения существует очень давно, практически всегда возникали вопросы по условиям, размерам сумм и прочим аспектам в первую очередь у налогоплательщиков. Данный феномен присутствовал во все времена, во всех странах на протяжении различных исторических периодов. Такие условия также не обошли и Россию.


Российской системе налогообложения и, как следствие, налоговому учету, необходимо непрерывное совершенствование. Финансовые связи, возникающие среди экономических субъектов в отношении начисления и уплаты налогов, определили появление налогового учета. Налоговый учет был выведен из системы бухгалтерского учета так как присутствовали несоответствия в определении признания некоторых взглядов в событиях хозяйственной жизни, различающиеся в двух учетах. Это произошло непосредственно при подготовке первой части Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговый учет получил официальный статус после введения в действие Федерального закона № 110-ФЗ от 06.08.2001 главы 25 «Налог на прибыль организаций» [1].

Определение налогового учета содержится в Налоговом Кодексе Российской Федерации. Цель налогового учета заключается в создании достоверной и проверенной информации о проводимых налоговых мероприятиях, общем порядке учета. Эти данные требуются для целей налогообложения проводимых в организации хозяйственных операций, которые совершаются в течение отчетного (налогового) периода. Помимо этого, такой информацией снабжаются непосредственно пользователи – и внутренние, и внешние, которые контролируют своевременность и полноту поступлений налоговых платежей в государственный бюджет.

Общий порядок по ведению данного вида учета показывается налогоплательщиком в специальном документе – учетной политике для целей налогообложения. Процедура его создания подразумевает составление и последующее исполнение приказа или распоряжения, санкционированного руководителем организации. Государственные органы не имеют права определять единоличные формы для налоговых документов.

Вся система налогового учета устанавливается налогоплательщиком непосредственно самостоятельно, учитывая некоторые принципы. Например, принцип последовательности осуществления налоговых правил. Данные нормы применяются к налоговым периодам хронологически – от ближайшего к последующему [7, с. 92].

Налоговый учёт в настоящее время квалифицируется присутствием свода законодательных норм, которые располагаются в главе 25 Налогового Кодекса Российской Федерации и рекомендаций по их исполнению. Но в то же время на практике по-прежнему остаются несовершенные мероприятия по его ведению. На протяжении истории на государственном уровне присутствовали две противостоящие друг другу задачи – увеличение поступления денежных средств в бюджет страны, путем налогов и сокращение налогового давления на своих резидентов. В таком случае всегда будет происходить реформирование налогового учета и всей системы налогообложения.