Файл: Баланс и отчетность..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Несоблюдение указанных принципов рассматривается как неправильное составление отчетности.

Отсюда основными задачами бухгалтерского учета и отчетности являются:

  • формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, полученных доходах и понесенных расходах;
  • обеспечение при совершении организацией операций внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и движении имущества и обязательств, а также об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление резервов ее финансовой устойчивости [7, с. 361].

Составление бухгалтерской отчетности является логическим завершение учетного процесса. Составление бухгалтерской отчетности осуществляется по заранее составленному графику. При составлении годового бухгалтерского отчета должен быть обеспечен полный охват всех учетных записей за отчетный год, поэтому до составления баланса и других форм бухгалтерской отчетности проверяется полнота отражения в учетных записях всех документов, относящихся к отчетному периоду. На предприятиях торговли особое внимание обращают на правильное распределение торговых, оптовых надбавок и издержек обращения между реализованными и нереализованными товарами, своевременность и полноту отражения всех доходов, расходов, потерь и убытков.

В бухгалтерской отчётности приводятся все предусмотренные в ней показатели. В случае отсутствия значения той или иной статьи бухгалтерской отчётности ввиду отсутствия у предприятия соответствующих активов, пассивов, операций эта статья (строка, графа) прочёркивается. Если при составлении типовых форм бухгалтерской отчётности предприятием выявлена недостаточность данных дляформировании полного представления об имущественном, финансовом положении, финансовых результатах его деятельности, то в бухгалтерскую отчётность предприятие включает соответствующие дополнительные показатели. При этом должны быть сохранены коды строк по показателям, предусмотренным в типовых формах отчёта, а также итоговые показатели.

Составление и представление бухгалтерской отчётности субъектами хозяйствования производится в миллионах белорусских рублей без десятичных знаков. Предприятия, подлежащие ликвидации или реорганизации, изменившие государственную форму собственности на другую в отчётном году, представляют отчёт по типовым формам годовой бухгалтерской отчётности за период с начала года до момента ликвидации (реорганизации). Вновь созданные предприятия показывают в отчётности средства и их источники со дня его государственной регистрации по 31 декабря отчётного года включительно. Предприятия (хозяйственная организация), передающие и приобретающие (получающие) новые подразделения не по состоянию на 1 января, в пояснительной записке приводит объяснения несоответствия данных на начало и конец отчетного года.


В бухгалтерской отчётности предприятия должна быть обеспечена сопоставимость отчётных данных с показателями за соответствующий период прошлого года исходя из изменений учётной политики, законодательных и других актов. Если данные за период предшествующие отчётному, несопоставимы с данными за отчётный период, то данные прошлого года подлежат корректировки исходя из правил, установленных нормативными документами по бухгалтерскому учёту в Республики Беларусь. Каждая корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу, отчёту о прибылях и убытках и другим формам отчётности.

При составлении бухгалтерской отчётности выполняют следующие обязательные процедуры:

проведение инвентаризации средств (активов) и источников (пассивов) баланса в соответствии со статьёй 12 Закона Республики Беларусь "О бухгалтерском учёте и отчётности";

разработка учётной политики предприятия [8, с. 487].

Немаловажным моментом составления годовой бухгалтерской отчётности то, что все статьи баланса и других форм отчетности в обязательном порядке подтверждаются данными проведенной инвентаризации. Инвентаризация имущества и финансовых обязательств - это проверка и документальное подтверждение наличия средств (активов) и их источников (пассивов), выявление отклонений от учетных данных и принятие решений по внесению изменений в данные по бухгалтерскому учету. Объекты, сроки и порядок проведения инвентаризации определяются руководителем учреждения (организации) в соответствии с Методическими указаниями Минфина Республики Беларусь от 5 декабря 1995г. №54. Результаты инвентаризации оформляются бухгалтерскими документами, удостоверенные подписями лиц, проводивших инвентаризацию, а также лиц, принявших ценности на ответственное хранение.

Излишки имущества на основании решения руководителя приходуются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и относятся на увеличение соответствующих источников финансирования [9, с. 4].

Сроки составления бухгалтерской отчётности регламентированы Закона Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности". Организации обязаны предоставлять бухгалтерскую отчетность:

годовую – в течении 90 дней по окончанию года, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь;

квартальную – в случаях предусмотренных законодательством Республики Беларусь не ранее 30 дней по окончании квартала.

В пределах указанных сроков конкретная дата представления бухгалтерской отчетности устанавливается учредителями (участниками) организации или общим собранием. При этом годовая бухгалтерская отчетность должна представляться не ранее 60 дней по окончании отчетного года [10, с. 7].


Днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается дата ее почтовой отправки.

В случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, организация публикует бухгалтерскую отчетность и итоговую часть аудиторского заключения.

Публикация бухгалтерской отчетности производится не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь.

Переход экономики на рыночные условия хозяйствования обуславливает необходимость пересмотра подавляющего большинства управленческих атрибутов, определяющих функционирование организации и, в конечном счете, эффективность их деятельности. Координацию работы субъектов хозяйствования, рациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, сбалансированности всех сфер народного хозяйствования обеспечивает свободную конкуренцию, а не директивы и указания государственных управленческих органов.

Работая в новых условиях, организации, чтобы избежать поражений в конкурентной борьбе, банкротства, а затем и ликвидации, вынуждены рационально использовать все свои экономические ресурсы. Принимая управленческое решение, руководство вынуждено постоянно анализировать целесообразность покупки средств производства, выпуска продукции, выполнения работ и оказания услуг, соизмерять затраты с полученными доходами, знать упущенные возможности для получения прибыли.

Поскольку основным источником информации для этих целей является бухгалтерский учет, то в рыночных условиях хозяйствования его данные используются более активно и широко. Учет занимает одно из главных мест в системе управления. более точно отражает реальные процессы производства, обращения, распределения и потребления, всесторонне характеризует имущественное и финансовое состояние организации, служит основой для планирования его деятельности. Взяв за основу учетную информацию, можно предусматривать показатели развития организации и выявлять резервы повышения эффективности производства.

Бухгалтерский учет не только отражает хозяйственную деятельность.но и воздействует на нее. Являясь частью процесса управления, он дает важную информацию, позволяющую контролировать текущую деятельность организации, планировать его стратегию и тактику, оптимально использовать ресурсы, измерять и оценивать результаты деятельности, устранять субъективность при принятии решений.

Ключевым элементом работы по реформирования реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами является разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику.


Одной из важнейших проблем оказывающая влияние на качество количество положений по бухгалтерскому учету – это отсутствие в Республике Беларусь института по разработке документов по бухгалтерскому учету и отчетности.

Еще одна сложность заключается в том, что международные стандарты время от времени обновляются. Вот поэтому белорусские предприятия не в состоянии постоянно отслеживать изменения в МСФО.

Современная отчётность предприятия должна удовлетворять информационные запросы различных пользователей, интересы которых могут не совпадать. Например, национальные стандарты бухгалтерского учёта США и Великобритании, в экономике которых важнейшую роль играет акционерный капитал, главное место отводят сведениям, удовлетворяющим интересы акционеров. В Германии и Японии основными инвесторами являются банки, поэтому в национальных стандартах здесь на первом месте — интересы кредиторов. Во Франции и Швеции отчётность характеризуется большей унифицированностью и регламентированностью, поскольку в этих странах значительна роль государственного регулирования экономики. Но независимо от национальных особенностей отчётность должна обеспечивать полное и точное описание активов организации, его обязательств, капитала, прибылей и убытков, резервов.

Необходимо понять и рассмотреть природу и характер основных противоречий структуры и содержания отечественной отчётности общепринятым международным стандартам и выявить различия в концептуальных подходах к содержанию бухгалтерской отчётности.

Однако четкого определения понятия "отчётность в соответствии с международными учётными стандартами" не существует. Наиболее доступным способом трансформации является следование требованиям Четвертой Европейской учётной директивы, в которой приводятся два формата баланса и четыре формата отчёта о прибылях и убытках с ориентацией на особенности той страны, представителю которой готовится трансформированная отчётность. Разумеется, что финансовая отчетность стран Запада также не является идеальной; многие ее элементы требуют совершенствования и развития.

По мнению автора, декларирование требования о предоставлении бухгалтерской отчетности в практической деятельности предприятий в соответствии с МСФО достаточно проблематично:

Во-первых, Международные стандарты представляют собой свод достаточно общих правил и положений, и для их адаптации в белорусской практике необходима система национальных стандартов.


Во-вторых, предстоит сделать выбор, каким стандартам отдать предпочтение при разработке белорусских стандартов. В некоторых странах бухгалтерскую отчетность требуется составлять в соответствии со стандартами отличными от международных. Например, в США отчетность составляется в соответствии с национальными нормами GAAP (GeneralAcceptedAccountingPrinciples).

Требование трансформировать бухгалтерскую отчетность в соответствии с нормами МСФО в Беларуси уже в настоящее время имеет смысл для крупных предприятий или для акционерных обществ, чьи ценные бумаги обращаются на западных фондовых рынках.

При рассмотрении бухгалтерской отчетности организаций необходимо ориентироваться на ее цели и назначения, для кого предназначена эта отчетность (кто пользователи отчетности) и какие цели преследуют эти пользователи при изучении отчетности, так как от этого зависят требования, предъявляемые к ее составлению.

Совершенствование отчетности и приближение ее к международным стандартам является одной из основополагающих проблем создания качественной информационной базы для финансового анализа. От ее содержания зависит полнота и объективность оценки финансового состояния предприятия, стабильность хозяйственных связей между субъектами хозяйствования.

Прежде всего, следует положительно оценить изменения в третьем разделе баланса. Он стал более информационно емким и понятным. Уставный фонд показывает сумму первоначально инвестированных средств собственниками в предприятие, добавочный фонд — инфляционный прирост капитала в связи с переоценкой имущества и реализации акций выше их номинальной стоимости, нераспределенная (накопленная) прибыль за все годы и резервный фонд — прирост собственного капитала за счет результатов деятельности предприятия.

По идее итог третьего раздела баланса — это реальная величина собственного капитала, если бы здесь наряду со стоимостью собственных акций, выкупленных у акционеров, отражалась и задолженность учредителей по взносам в уставный капитал, а также чистая прибыль отчетного периода. Неиспользованные остатки средств целевого финансирования целесообразнее было бы отражать в четвертом разделе, поскольку эти средства относятся на финансовый результат по мере их целевого использования, аналогично, как и безвозмездные поступления, учитываемые в составе доходов будущих периодов.

К положительным моментам следует отнести и то, что резерв предстоящих расходов и платежей и доходы будущих периодов наконец-то вынесены из состава заемных средств и показываются в составе источников четвертого раздела, которые приравниваются к собственным. В результате отпадает необходимость в перегруппировке статей при расчете величины многочисленных финансовых коэффициентов, где участвуют собственные или заемные средства.