Файл: Проблема психофизиологического исследования профессиональной деятельности менеджера по персоналу.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

В данной курсовой работе была рассмотрена проблема психофизиологического исследования профессиональной деятельности менеджера по персоналу.

Выбор данной темы обоснован тем, что в современном обществе профессия менеджера по персоналу является особенно популярной и престижной и многие молодые люди хотели бы работать на этой должности. Для того, чтобы быть готовым работать менеджером по персоналу кандидаты должны быть осведомлены об особенностях данной профессии и о требованиях к личностным качествам менеджера по персоналу, которые учитываются руководителями при приеме сотрудника на работу.

Цель исследовании: раскрыть сущность психофизиологического анализа профессиональной деятельности в целом и в частности деятельности менеджера по персоналу.

Задачи исследования:

  1. Изучить историю развития психофизиологии профессиональной деятельности.
  2. Изучить особенности применения психофизиологического исследования профессиональной деятельности.
  3. Раскрыть сущность понятий «профессиограмма» и «психограмма».
  4. Изучить особенности профессиональной деятельности менеджера по персоналу.
  5. Определить основные личностные качества менеджеров по персоналу, определяющие успешность их профессиональной деятельности.

Предмет исследования: профессия менеджер по персоналу.

В процессе изучения данной проблемы были проанализированы данные из учебников, научных статей, например, О.В. Осипова, Ю.И. Александрова, Н.Н. Данилова, Г.П. Зинченко и др.

Выбор данной литературы объясняется тем, что эти источники являются надежными и дают достоверную информацию, т.к. представленные в них данные выявлены экспериментальным путем, а также основаны на учениях других, авторитетных исследователей.

Сущность психофизиологического анализа содержания профессиональной деятельности

1. История, предмет и задачи психофизиологии профессиональной деятельности

Во второй половине XX века сформировались направления и научные дисциплины, которые занимались изучением профессиональной деятельности человека.


В рамках данных дисциплин изучались физиологические, психологические и социально-психологические свойства человека, проявляемые при выполнении конкретной профессиональной деятельности, а также свойства личности, отвечающие за эффективность выполняемой деятельности, определяющие работоспособность человека, его психическое состояние, удовлетворенность трудом и психофизиологические ресурсы[17].

Данное направление было оформлено в науку психотехнику в начале XX века. Термин «психотехника» был предложен в 1903 году немецким психологом В. Штерном, который пытался применить экспериментальные психологические разработки в условиях реальной трудовой деятельности.

В начале XX века психотехника получила стремительное развитие, как зарубежом, так и в нашей стране. В данной отрасли наиболее известными ученными О. Липман, Ф. Гизе, Д. Дрейвер, Л.Ю. Субботина[1].

Основателем психотехники является Г. Мюнстенберг. Им проведены исследования в области профотбора, профориентации, профобучения, теории управления, эргономики, профессиографии, профдиагностики, а также им впервые научно проанализированы данные компоненты профессиональной деятельности личности.

В России изучение профессиональной деятельности личности также развивалось активно, в частности в рамках психофизиологии.

Еще в середине XIX в. исследования проводили И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев[4].

Этими учеными исследовались проблема работоспособности, утомления, развития способностей и стимуляции труда.

Организационное оформление психотехники в России приходится на 1921 г, когда по инициативе В.М. Бехтерева была созвана Первая Всероссийская конференция по научной организации труда и производства, а под руководством А.К. Гастева в Москве был создан Центральный институт труда (ЦИТ)[4].

В «сенсорной лаборатории» под руководством А. Толчинского исследовались проблемы утомления, волевые компоненты трудовой деятельности. По аналогии с ЦИТом были созданы институты труда и в других городах.

К середине XX в. психотехника утратила свою популярность, но начали появляться отдельные отрасли, занимающиеся вопросами личностных особенностей представителей разных профессий.

В отечественной науке исследования трудовой деятельности активно велись с 1960-х гг. до конца 1970-х гг. и связаны с именами таких исследователей, как Ю.В. Котелов, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, В.В. Чебышев, И.Я. Бойко, К.М. Гуревич, В.Я. Дымерский, В.П. Зинченко, А.Е. Климов, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков и др.[1]


В 1970-е гг. сформировалось отдельное направление в изучении трудовой деятельности – психофизиология. Психофизиология изучает функциональные состояния в процессе профессиональной деятельности, а именно работоспособности, стресса, утомление, монотонию. Психофизиология ориентируется на науку дифференциальную психофизиологию, которая возникла на стыке дифференциальной психологии и психофизиологии. Данная дисциплина занимается изучением индивидуальных (присущих индивидууму) и типических (присущих группе людей, объединенных по какому-либо характерному для них признаку) различий между людьми[11].

Психофизиологический анализ профессиональной деятельности предполагает, по словам Б.Ф. Ломова, «рассмотрение ее как сложного, многомерного и многоуровневого, динамического и развивающегося явления», и поэтому исследование деятельности не должно ограничиваться анализом только психологических составляющих и их социальной обусловленности – необходимы изучение физиологического обеспечения деятельности и разработка концепций, анализирующих физиологические процессы».

В1970-01990-х гг. идет активная разработка методов изучения профессиональной деятельности человека.

Следует выделить такие открытия: А.А. Крылов разработал концепцию «включения»; Н.Д. Завалова, В.А. Пономаренко – принцип активного оператора; Е.А. Климов – представление об индивидуальном стиле деятельности и создал классификацию профессий[4].

Большинство важных открытий и исследований профессиональной деятельности проведено Институтом психологии РАН.

Ведущими специалистами, занимающимися вопросами психофизиологии профессиональной деятельности являются Б.Ф. Ломов, В.Д. Небылицын, К.К. Платонов, Ю.М. Забродин, В.Ф. Рубахин. Исследования этих ученых продолжают активно развиваться на сегодняшний день современными учеными[14].

Среди современных исследователей следует отметить А.В. Брушлинского, В.А. Бодрова, А.Л. Журавлева, В.Н. Дружинина, Л.Г. Дикую, Ю.Я. Голикова, Д.Н. Завалишину, А.Н. Костина и др.[12]

В современном мире проблема психофизиологии профессиональной деятельности приобретает особую актуальность, т.к. постоянно меняется характер трудовой деятельности, меняется интеллектуальное содержание труда и увеличивается напряженность.

Психофизиология профессиональной деятельности направлена на изучение психофизиологических компонентов, побуждающих, направляющих и регулирующих трудовую активность субъекта и реализующих ее в исполнительских действиях, а также свойства личности, позволяющие реализовать активность в личности в рамках определенной профессиональной деятельности.


Цель психофизиологии профессиональной деятельности сводится к раскрытию всех биологических, психических и социальных характеристик личности профессионала, необходимых для выполнения трудовой деятельности.

А.В Карпов выделяет основные задачи психофизиологии профессиональной деятельности являются:

-исследование особенностей психических процессов (внимания, представления, памяти, мышления и др.) как регуляторов трудовой деятельности личности;

-изучение основных психофизиологических свойств субъекта труда и их структуры как факторов организации трудовой деятельности и ее эффективности;

-изучение особенностей и структуры функциональных состояний в трудовой деятельности, а также их связи с динамикой трудового процесса и его эффективностью;

раскрытие и учет индивидуальных психофизиологических особенностей субъекта труда[8].

Перечисленные задачи являются основными, кроме них выделяют еще традиционные задачи, а именно разработку основ специального направления –профессиографического, суть которого – психофизиологическая характеристика основных профессий, определение требований профессий к личности, изучение мира профессий в целом.

1.1 Технология использования метода психофизиологического обследования специалистов

О.В. Осипов отмечает, что психофизиологическое обследование работников является обязательным условием при приеме на работу, а также при прохождении аттестации.

Психофизиологическое обследование могут проводить только специально подготовленные специалисты службы и отделов управления надежностью профессиональной деятельности и работоспособностью персонала и их обособленных предприятий.

Основными задачами метода психофизиологического метода обследования являются:

-первичный и текущий профессиональный отбор руководителей и специалистов предприятия;

-психофизиологическое сопровождение аттестации и лицензирования руководителей и специалистов и их обособленных предприятий;

-психофизиологическое сопровождение их профессиональной подготовки;

-периодический контроль психофизиологического статуса, функционального статуса, функционального состояния и работоспособности в процессе трудовой деятельности;


- психофизиологическое сопровождение функциональной реабилитации;

-целевая экспертиза[10].

Психофизиологическое обследование проводится перед приемом на работу, а также периодически при прохождении работниками аттестации и лицензировании. Углубленное обследование может быть проведено по запросу руководителя или при решении задач целевой экспертизы, при длительных перерывах в трудовой деятельности (больничные).

Психофизиологическое обследование является частью комплексного медицинского и психофизиологического освидетельствования работников.

Психофизиологическое обследование проводится подготовленными специалистами (врач-психотерапевт, врачпсихофизиолог, психолог) в специально оборудованных помещениях:

-кабинет психофизиологических обследований, оснащенный специальной психофизиологической аппаратурой;

-кабинет психологической диагностики, оснащенный компьютерными средствами психологической диагностики;

-кабинет для индивидуальной беседы[8].

Методами психофизиологического обследования являются:

  1. Изучение документации на работника, сбор анамнеза.
  2. Беседа.

Данный метод является одним из наиболее доступных и действенных методов. С помощью беседы устанавливается личностный контакт с обследуемым. В ходе беседы раскрываются те стороны личности, которые не могут быть изучены посредством других методов и методик. При проведении беседы должен быть заранее намеченный план беседы:

-уточнение биографических данных обследуемого;

-выяснение уровня образованности обследуемого и членов его семьи;

-вопросы, касающиеся производственных достижений и проблем;

-вопросы о взаимоотношениях с коллективом и руководством;

-вопросы на мотивационную сферу личности;

-вопросы, касающиеся характера, ограничений и способностей, поведения;

-вопросы на выяснение самочувствии обследуемого[11].

  1. Наблюдение. Данный метод является вспомогательным и применяется совместно с остальными методами. С помощью наблюдения можно получить сведения о поведенческих особенностях работника, его эмоциональной сфере, дисциплинированности, работоспособности, внимательности, особенностях памяти, внимания, мышления и т.д.

В процессе наблюдения можно выявить особенности эмоциональной сферы личности. Показателями эмоционального состояния выступают:

-Мимика – выражение лица.

-Пантомимика – положения тела в пространстве, движения тела, позы.