Файл: Конституционные принципы оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

всесторонность и объективность, т.е. необходимость исследования всех фактических обстоятельств происшедшего события, на их основе необходимость выдвижения всех возможных версий случившегося, каждая из которых в дальнейшем требует ее тщательного исследования в полном объеме. При этом всесторонность подразумевает выдвижение всех возможных оперативных версий по делу и их равноценную проверку; полнота означает такую степень глубины отработки оперативных версий, которая позволяет однозначно принять соответствующее обоснованное и мотивированное юридически значимое решение; объективность предполагает непредвзятый подход к толкованию исследуемых обстоятельств в ходе оперативной проверки и разработки [10];

применение конфидентов, т.е. привлечение на конфиденциальной основе лиц, содействующих осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Термин «конфидент» используется оперативно-розыскной наукой для обозначения категории физических лиц, участников оперативно-розыскной деятельности, которые вступили в отношения тайного (конспиративного) сотрудничества с оперативно-розыскным органом для оказания содействия в решении конкретных задач оперативно-розыскной деятельности. Это так называемые агенты, штатные негласные сотрудники и другие [3].

Это далеко не полный перечень отраслевых (специальных) принципов оперативно-розыскной деятельности. К их числу различные авторы также относят принцип подконтрольности и поднадзорности, принцип внепартийности, принцип соразмерности оперативно-розыскного реагирования, принцип единоначалия и коллегиальности и другие.

Немало представителей оперативно-розыскной науки стоят на позиции того, что среди принципов оперативно-розыскной деятельности не может быть главных и второстепенных, основных и неосновных. В то же время в целом ряде работ отмечается, что принципы законности и уважения и соблюдения прав человека играют главенствующую роль, являются важнейшими конституционными принципами, приоритетными по отношению к другим социальным ценностям, имеют верховенство перед отраслевыми принципами. Это указывает на то, что идея равенства всех принципов оперативно-розыскной деятельности не разделяется всеми авторами, поскольку конституционные принципы права имеют высшую юридическую силу [6,7,20].

Следует отметить, что неравенство принципов оперативно-розыскной деятельности предусматривается самим законодателем, разделившим их на две группы:

конституционные принципы, т.е. вытекающие непосредственно из Конституции Российской Федерации, отнеся к их числу принцип законности, а также принцип уважения и соблюдения прав личности;


отраслевые (специальные) принципы, т.е. непосредственно отражающие сущность, назначение и особенности оперативно-розыскной деятельности.

А в силу того, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу по сравнению с федеральными законами, вполне бесспорным является то, что принципы, основанные на конституционных положениях, будут иметь приоритет перед отраслевыми принципами, закрепленными лишь в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» [19].

Возможность конкуренции принципов между собой представляется вполне объективным явлением, вытекающим из специфики оперативно-розыскной деятельности. Все они имеют общеобязательный характер, относятся к содержанию всех направлений этой деятельности, всем организационным формам и тактике осуществления оперативно-розыскных мероприятий, распространяются на любые правоотношения в оперативно-розыскной сфере.

Таким образом, система принципов оперативно-розыскной деятельности представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых основных, ключевых положений, призванных в своем единстве обеспечить оптимальное осуществление оперативно-розыскного процесса в интересах разрешения целей и задач оперативно-розыскной деятельности. Одной из значимых сущностных характеристик принципов оперативно-розыскной деятельности является их нормативный характер, т.е. закрепление в нормах Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности, иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

2. Конституционные принципы оперативно-розыскной деятельности

2.1. Принцип законности

В Российской Федерации, как и в большинстве других современных государств, к числу ключевых принципов деятельности всех без исключения органов государства, в том числе и правоохранительных органов, относится принцип законности, который в буквальном смысле означает: «разрешено только то, что разрешено».

Данный принцип получил конституционное закрепление в ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации в виде обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы [13].

Поскольку оперативно-розыскные подразделения являются частью государственных органов, то четкое соблюдение всех действующих правовых норм следует отнести к неотъемлемым принципам, которыми они должны руководствоваться при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.


Исходя из конституционных положений, принцип законности в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности означает точное и безусловное соблюдение положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», законов и других нормативных правовых актов, в том числе приказов, инструкций, указаний, постановлений, распоряжений, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность [20].

Другими словами, при осуществлении оперативно-розыскной деятельности должностные лица оперативных подразделений руководствуются требованиями Конституции Российской Федерации, оперативно-розыскным законодательством и различными ведомственными нормативными правовыми актами. А это, наряду с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности»:

Уголовный кодекс Российской Федерации;

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации;

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации;

иные законы и нормативные правовые акты, имеющие отношение к обеспечению безопасности личности, общества и государства, охране правопорядка и борьбе с преступностью;

ведомственные нормативные правовые акты (постановления, инструкции, приказы) субъектов оперативно-розыскной деятельности, регламентирующие вопросы организации и тактики проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Применительно к оперативно-розыскной деятельности принцип законности имеет свои особенности, поскольку связан со спецификой ее осуществления. Здесь, прежде всего, имеется в виду негласный (скрытый, конспиративный) характер осуществления оперативно-розыскной деятельности, которая в силу своего разведывательного характера в большинстве случаев реализуется втайне от виновных в совершении преступлений лиц, их окружения, а также от законопослушных граждан [11].

Зачастую лица, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, находятся в экстремальных ситуациях, осложненных, как правило, дефицитом времени, вправе в целях безотлагательного решения задач по борьбе с преступностью самостоятельно принимать решения и осуществлять необходимые меры, что бесспорно создает условия бесконтрольности и возможности отступления от закона, его нарушения. А как, результат, нарушение прав и свобод граждан, совершение серьезных ошибок, осуждение невиновного, утрата доказательств либо признание доказательств недопустимыми в силу нарушения закона при их изъятии или фиксации.


В этом случае немаловажную роль играют такие факторы, как: высокий уровень правосознания оперативного работника, наличие юридической ответственности оперативного работника в совокупности правовых отношений между ним и государством, укрепление престижа оперативной работы в целом [20].

Для того чтобы избежать подобных ситуаций от органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, их должностных лиц, требуется неукоснительное соблюдение нормативных правовых актов, четко регламентирующих основания, условия и порядок проведения гласных и негласных оперативных мероприятий [11].

Обеспечение законности при проведении оперативно-розыскной деятельности предполагает:

осуществление оперативно-розыскной деятельности исключительно субъектами, уполномоченными на то оперативно-розыскным законодательством;

недопущение нарушений требований законодательства и ведомственных нормативных актов в деятельности оперативных подразделений и конкретных оперативных сотрудников;

привлечение к ответственности должностных лиц оперативно-розыскных органов, виновных в нарушении законности;

разработку комплексных мер, направленных на устранение причин и условий нарушения законности;

оформление ее соответствующими документами и соответствующий ведомственный контроль и прокурорский надзор за ее осуществлением [20].

Все это свидетельствует о существовании гарантийного механизма осуществления оперативно-розыскной деятельности, исключающего возможность злоупотреблений властью при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, в основе которого лежит регламентированный законом круг государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; исчерпывающий перечень оперативно-розыскных мероприятий, основания, условия и порядок их проведения.

2.2. Принцип уважения прав и свобод человека и гражданина

Уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности также основано на соответствующих конституционных положениях:

ст. 2 Конституции Российской Федерации: человек, его права и свободы являются высшей ценностью государства, а их признание, соблюдение и защита – это обязанность государства;

ст. 18 Конституции Российской Федерации: права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность властей;

ст. 21 Конституции Российской Федерации: достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.


ст. 55 Конституции Российской Федерации: права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства [13].

Рассматриваемый принцип получил конкретизацию и в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности». В частности в ст. 5 указанного закона устанавливается запрет на осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных Федеральным законом, и возможность обжаловать нарушающие права и свободы действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд. Данная статья содержит прямое указание на обеспечение при проведении оперативно-розыскных мероприятий соблюдения прав человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции [15].

Обращает на себя внимание тот факт, что в юридической литературе суть принципа уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина раскрывается по-разному:

как обязанность оперативно-розыскных органов строго придерживаться конституционных положений, гарантирующих гражданам права, свободы, защиту их законных интересов [19];

как требование точного исполнения норм оперативно-розыскного законодательства [12];

как обязанность оперативно-розыскных органов и их должностных лиц воздерживаться от совершения запрещенных правовыми нормами предписаний [20];

как охрана законом основных конституционных прав и свобод от нарушений, связанных с действиями сотрудников оперативно-розыскных служб [6];

как обязанность неукоснительного соблюдения оснований и условий проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также необходимость использования средств, исключающих необоснованное ограничение этих прав [9];

как соблюдение норм Конституции Российской Федерации, закрепившей международные стандарты в области прав человека [8]; и т.д.

Разнообразие предлагаемых определений Шатохин И.Д. объясняет тем, что с позиций интегративного понимания права юридические принципы представляют собой сложное, многогранное явление, и каждое определение принципа имеет свой смысл, аспект рассмотрения, самостоятельное значение. При этом следует отметить, что большинство определений в качестве родового признака используют понятие обязанности соблюдения прав [19].